За конкистадоров ответите. Почему венесуэльцы помогли Москве кошмарить Испанию

Мадуро и Ко оказались заложниками сначала собственной недальновидности, а затем и Кремля
Фото: EPA/UPG

Вице-президент Венесуэлы Тайрек Эль-Айссами на конференции правящей Объединенной соцпартии заявил об амбициях нынешнего лидера Николаса Мадуро переизбраться на второй срок в 2018 г. "У нас будет, по велению Бога и желанию людей, переизбрание нашего брата Николаса Мадуро в качестве президента республики", — сказал Эль-Айссами. Объявил он о намерениях Мадуро, несмотря на острейшие политический, экономический, и, как следствие, социальный кризисы, в трясину которых все больше затягивает Венесуэлу.

Примечательно, что фактическое выдвижение действующего президента состоялось на фоне сообщения о причастности сторонников Мадуро к сепаратистским процессам в Испании. 28 ноября на страницах американского The Daily Beast появилась публикация испанского журналиста Итсу Диаса о роли кремлевских ботов в попытках отдельных политсил добиться независимости Каталонии. И в этом ольгинским троллям и кремлевским пропагандистским СМИ помогали венесуэльские "коллеги". Со ссылкой на доклад приглашенного исследователя Хавьера Лесаки Диас сообщает, что лишь 3% из 5 млн сообщений о Каталонии в соцсетях были написаны не пользователями российских и венесуэльских киберсетей. При этом 32% изученных сообщений, пишет испанский публицист, приходятся на аккаунты, связанные с режимом Мадуро. "30% зародились на анонимных аккаунтах, исключительно посвященных контенту российских государственных СМИ RT и Sputnik, 25% исходили от ботов и 10% поступали с официальных аккаунтов двух упомянутых российских СМИ", — говорится в материале. Диас много внимания уделяет разбору вбросов со стороны российских СМИ, но, так как вмешательство Москвы во внутренние процессы Испании неоднократно описывалось в ярких красках, следует пристальнее взглянуть именно на пособничество Каракаса.

Исторические обиды

Почему у Мадуро решили навредить испанской короне? Здесь видятся по меньшей мере две причины. Одна из них напрямую касается общей истории. В 1499 г. к берегам Южной Америки прибыл конкистадор Алонсо де Охеда, открывший для Старого Света среди прочих побережье современной Венесуэлы. Такое название за отдаленную схожесть с Венецией деревеньки на сваях коренного населения на озере Маракайбо краю дал урожденный Альбериго Веспуччи, более известный как Америго Веспуччи. Поначалу Венесуэлой был лишь один город, а после название перешло на всю страну. Испанцы же основали свое первое поселение на континенте в 1520 г. именно в Венесуэле. Чем сопровождалась колонизация испанцами Латинской Америки, знает любой школьник: захват земель, этнические чистки, из-за чего, а также из-за привезенных из Европы болезней местное население таяло и все глубже уходило в леса. В то же время испанцы смешивались с аборигенами. И постепенно живущие в регионе пришли к необходимости отделиться от Испании. Война за независимость началась еще в XIX в., и лидером ее стал Симон Боливар — кумир Чавеса и Мадуро.

Последний же, очевидно, санкционировал десант местных ботов в Каталонии, чтобы насолить бывшей метрополии. Что любопытно, в предках самого Мадуро ходят и африканцы, и коренные жители, и испанцы. Он также заявляет, что бабушка и дедушка по отцовской линии были сефардами — это представители субэтнической группы евреев, которые мигрировали внутри Римской империи на Пиренейский полуостров. В общем, можно сказать, что корни Мадуро в Испании, но это его не смутило ни капельки.

В "атаке" Каракаса на Мадрид видится элемент мифологического сознания. Память о зверствах конкистадоров жива, хотя, казалось бы, какое отношение к ним имеет нынешняя Испания? Оно, мифологическое сознание, не имеет сроков давности. Может лишь тускнеть под влиянием государственной политики и аналогично снова загораться, когда это нужно тем или иным лицам. Таким образом, мифологическое сознание было, остается и будет в обозримом будущем важной составляющей политических игр и идеологии. Прекрасный пример — нынешнее историческое противостояние между Украиной и Польшей Качиньского. В случае с Венесуэлой, утрируя, можно назвать действия режима местью за колонизацию. Однако не только она сподвигла Каракас подыграть Москве. В большей степени ключевую роль здесь играет именно экономическая ситуация в Венесуэле.

Четырехтысячная инфляция

Венесуэла галопом мчится к гуманитарному кризису. С начала этого года национальная валюта — боливар — потеряла 96% стоимости. По словам профессора Университета Джона Хопкинса и специалиста по гиперинфляции Стива Ханке, инфляция уже достигла порядка 4115%. А венесуэльская аналитическая компания Ecoanalitica и вовсе оценила инфляцию в октябре примерно в 1430% в годовом выражении. Происходящее в экономике профессор окрестил "спиралью смерти". 

Подкосила экономику дешевая нефть и бестолковость местных социалистов, которые топчутся на крупнейших в мире разведанных месторождениях нефти. Режим тратил деньги на подкуп избирателей соцпрограммами и не задумывался прикрыть тылы — вложить средства в другие отрасли, в том числе альтернативную энергетику. Чем сейчас намерен активно заняться кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Цены на нефть рухнули, и Венесуэлу подкосило.

В итоге Каракас насобирал почти $150 млрд долгов. Главными кредиторами являются Китай и Россия — $28 млрд и $8 млрд соответственно. Последняя более чем заинтересована в том, чтобы прочно обосноваться в богатом нефтью регионе, не покрытом арктическими льдами. К тому же берега США так близко... Мадуро же в обмен на кредиты сдает национальное добро — углеводороды. Например, 4 октября президент приезжал к Путину просить об отсрочке госдолга, пообещав еще нефти.

В середине ноября Эль-Айссами пригласил иностранных кредиторов встретиться и пообщаться на предмет реструктуризации долга, что крайне нужно Венесуэле, на бок которой рейтинговые агентства поставили тавро "преддефолтное состояние". 15 ноября в Москву прикатили министры финансов страны Симон Серпа и сельского хозяйства Уильмар Кастро Сотельдо. По данным AFP, стороны подписали соглашение о реструктуризации долга в размере $3 млрд, которые россияне Каракасу дали на закупку  российского же оружия. Коротко согласие Москвы на просьбу Мадуро можно охарактеризовать как издевательские "заслужил" и "куда ты денешься".

Заложник Кремля

Участие мадуровских ботов в информационной войне в Испании, с одной стороны, позволяет немного подзаработать. С другой — президент Венесуэлы в безвыходном положении. Он отдает ресурсы российским компаниям, чтобы удержаться на плаву. И зависит от российских кредитов и политической поддержки Москвы, поскольку Штаты ослаблять давление не собираются — в начале ноября Дональд Трамп дал добро на санкции в отношении девяти человек из окружения Мадуро.

Венесуэльская власть не может сказать "нет" россиянам. К тому же Мадуро может полагать, что пока он остается полезным, услужливым, за спиной его будет стоять Кремль. Отсюда заявление Эль-Айссами. Если смотреть на ситуацию в Венесуэле под таким углом, то слова вице-президента о переизбрании перестают казаться бравадой и популизмом. Россиянам еще по силам помочь Мадуро сохранить президентство. После чего Венесуэлу будет ожидать новая революция, вероятно, даже куда более мощная. А вкупе со слабым пониманием, как правильно воплощать в жизнь экономическую политику, перспективы страны выглядят крайне мрачно. А где хаос, там и Москва с кабальными кредитами. Однако Мадуро это не тревожит. Главное, что Кремль вступается за своих "легитимных".