Манифест Боба Дилана: Нобелевка? Мне некогда

Лауреат премии по литературе не хочет бронзоветь
Фото: rollingstone.com

Нобелевская премия по литературе 2016 года была присуждена 13 октября Бобу Дилану - семидесятипятилетнему американцу, классику рок- и фолк-музыки, с формулировкой "за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции". Очевидно, члены Нобелевского комитета исходили из того, что Дилан - в первую очередь всё-таки поэт, а не музыкант - мнение небесспорное, но имеющее право на существование. В конце концов, музыка Дилана и его вокал - минималистичны и традиционны. Что касается поэзии Дилана, то о ней есть разные мнения. Нобелевский комитет счёл её достойной награды.    

Связаться с Диланом, чтобы сообщить ему о награждении, представителям Нобелевского комитета оказалось сложно - он был крайне занят, в соцсетях не сидел, на связь выходил неохотно. Дней через десять после награждения он всё-таки узнал о нем.  После этого сам Дилан связался с секретарем Шведской академии Сарой Дэниус и произнес все положенные по такому случаю любезности и банальности: сообщил, что новость о присуждении премии лишила его дара речи (но он это говорил!), что он принимает награду, и признателен за оказанную ему честь. А в интервью The Telegraph Дилан сказал, что планирует посетить церемонию вручения, которая пройдет 10 декабря в Стокгольме. Во всяком случае, интервьюер понял его именно так.    

Возможно, Дилан был занят другими мыслями и согласился, просто машинально поддакнув - мол, да-да, конечно же, я приеду. Возможно, просто не заглянул в свой ежедневник, или о чём-то запамятовал, всё же ему уже 75 лет. Но, так или иначе, оказалось, что  приехать он всё-таки не сможет. Как сообщила Шведская академия, от Дилана пришло письмо, в котором он сообщил, что из-за "существовавших ранее обязательств" не сможет присутствовать на декабрьской церемонии награждения в Стокгольме.  Не потому, что не уважает, а потому, что занят.    

"Это необычно, конечно, но не является каким-то исключительным случаем", - так прокомментировали решение Дилана в Швеции, напомнив, что он - в любом случае уже лауреат, и что единственным требованием к нему является выступление с традиционной Нобелевской лекцией в течение шести месяцев после 10 декабря, причём, в любой точке мира.    

Остается надеяться, что Дилан найдет всё же время написать свою нобелевскую речь - и, по меньшей мере, отослать в Швецию видеозапись. Не исключено, что он придаст своему выступлению музыкально-поэтическую форму. Пока премию планируют вручить ему весной 2017 года во время концерта в Стокгольме.    

Награждение Дилана вызвало немало споров. Но здесь надо вспомнить, что Нобелевской премией по литературе награждают скорее корректные типажи, отражающие дух эпохи, чем ярких бунтарей. Карел Чапек не получил премию за оскорбление вождей нацистской Германии - они очень обиделись "Войну с саламандрами". Лев Толстой остался без премии за "осуждение всех форм цивилизации" и попытки замены их на "примитивный образ жизни". Борхес неудачно поздоровался за руку с Пиночетом и похвалил его. И так далее - несть числа примерам подобного рода, кроме того работает и определенная "географическая корректность" - нельзя, чтобы среди лауреатов было слишком много выходцев из одной страны или части света, или расы. Кроме того, система номинирования такова, что предложения о награждении того или иного лица исходят по большей части от ученых -литературоведов, более ориентированных но прошлое, чем на современную им литературу.    

Таким образом, ожидать, что литературное творчество Нобелевского лауреата будет вам нравиться как читателю - принципиально неверно. У Нобелевской премии другие задачи. Она не отмечает ни самого читабельного, ни самого популярного, ни самого интеллектуального, эмоционального, безупречного технически - и так далее - автора. Она выделяет тенденции в развитии литературы, актуальные в тот или иной период, и присуждается автору, в творчестве которого эти тенденции проявляются максимально полно и ярко. Абсолютное большинство её лауреатов именно таковы.    

Если вспомнить обо всем этом, а также о том, что Дилан - первый "поющий" литератор, ставший нобелевским лауреатом, то всё становится понятнее. Литературная премия, присужденная поэту-музыканту, отражает тенденцию к замещению и вытеснению культуры печатного слова аудио и видеопродукцией. Можно сказать, что премия Дилану - официальное признание того, что процесс этот идет полным ходом, и в этом суть его награждения.    

Всё хорошо и по срокам: молодой Дилан получил известность в 1965-м, а его взлет пришелся в основном на следующие 20-30 лет. Полвека выдержки - приемлемый срок для литературоведов, и одновременно, это срок, оставляющий будущему лауреату шансы дожить до награждения. Иными словами, Дилан отвечал всем условиям присуждения премии, а рассуждения лучше-хуже - они всегда спорные.    

Музыка и тексты Дилана доступны в Сети, как в оригинале, так в переводах. Думаю, многие сейчас с ними ознакомятся, но едва ли число тех, кто прочтет до конца, к примеру, "Тарантула" - если уж говорить о больших и именно литературных вещах Дилана, будет велико. Хотя, тут не исключено и влияние трудностей перевода. Они, с учетом специфики стиля Дилана, очень велики. Для сравнения: попробуйте, к примеру, представить страдания английского переводчика над текстами Саши Соколова, в попытке передать их на другом языке, не растеряв весь букет оттенков и ассоциаций, и не превратив в бессмысленный набор слов. Это, опять-таки, возвращает нас к теме плюсов и минусов, которые несет с собой смещение популярности от письменной литературы к аудиовизуалу.          

И последнее. Решение Дилана вызывает симпатию. Творчество и концертная деятельность оказались для него важнее присутствия на церемонии официального признания его заслуг. Этим, может быть и невольным, манифестом нонконформизма - отнюдь, впрочем, не первым в его биографии - он избежал прижизненного застывания в бронзе. Что, несомненно, делает ему честь.