• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Македонская ловушка. Как Ципрас расплачивается за шашни с Путиным

Прямых улик против России пока нет - но из внешних игроков в блокировке интеграции маленькой Македонии в НАТО и ЕС может быть заинтересована только Москва
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Основные "просоюзные" издания Европы, отвлеченные перипетиями вокруг Брекзита, а также американскими делами, практически проигнорировали новый раунд греческих протестов, на этот раз связанных с македонским вопросом.

Вероятно, к массовым побоищам в Афинах по любому поводу уже все привыкли, но в данном случае имеется ряд нюансов.

Во-первых, кажется, вместо левого доминирования в Греции может начаться правый перехлест (кстати, серия досрочных выборов уже показала, что влияние ультраправых постепенно возрастает), поскольку некая перспектива падения правительства Ципраса все-таки имеется.

Во-вторых, в тени публичной политики явно соревнуются зарубежные влияния - с одной стороны, Греция побила горшки с Россией из-за грубого давления и шпионажа последней, с другой - Москва не оставляет надежд вернуть себе этот плацдарм.

А в-третьих, в случае появления в Греции правого правительства, оно может примкнуть к Варшаве и Риму, которые осторожно прощупывают возможности создания новой оси в ЕС.

Почти состоявшийся компромисс

Прежде всего, отметим, что еще 2 ноября правительство Македонии утвердило проект поправок в конституцию, которыми предусматривается изменение названия страны. Текст этих поправок был согласован с Грецией. Далее, 11 января парламент Македонии (вернее, бывшей Югославской Республики Македония - название, под которым государство входит в ООН, английская аббревиатура FYRM) принял поправки, которые позволяют провести переименование страны в Северную Македонию. При этом 81 депутат из 120 (при минимально необходимых 80) македонского парламента проголосовал за такое изменение. Иными словами, комбинация далась македонцам политически крайне непросто.

Реклама на dsnews.ua

Заключительным шагом на пути реализации соглашения должно стать его одобрение греческим парламентом. Теперь, чтобы соглашение Зорана Заева и Алексиса Ципраса вступило в силу, его должны ратифицировать как минимум 151 из 300 законодателей в Афинах (то есть простое большинство).

Примечательно, что в то же время прокуратура города Скопье начала предварительное следствие против главы Македонии Джорге Иванова из-за его отказа подписать закон о языках и договор с Грецией об изменении названия страны. Показательно, что одновременно македонские власти преследуют скрывшегося в Венгрии экс-премьера Бориса Груевского, обвиняемого в коррупции.

Эти сюжеты делают позиции македонского руководства в тылу несколько шаткими, но теперь таковыми могут стать и домашние позиции греческого правительства. Так что, по-видимому, модерация со стороны Брюсселя, а также Дальнего Запада в лице Лондона и Вашингтона необходима. Но сегодня им явно не до Афин и Скопье.

Так или иначе, эта непростая комбинация позволяет прекратить спор с Грецией, который длится с 1991 г., поскольку Греция имеет одноименную провинцию, которая в античные времена стала колыбелью империи Александра Македонского. Однако даже такое решение политически чувствительно. Неудивительно, что Россия вновь попыталась вставить свой коготь в ситуацию. МИД РФ разразился комментарием, что, мол, "решение властей Македонии о переименовании страны - не отражение воли народа". Афины на это отреагировали резко и в жесткой форме - в очередной раз попросили не вмешиваться во внутренние дела Эллады.

А 13 января из-за спора о названии ушел в отставку... уже министр обороны Греции Панос Камменос. Он также заявил, что его правая популистская партия "Независимые греки" выходит из состава коалиционного правительства. И здесь странность - что же это он раньше не выходил? Ведь процесс разрешения спора продвигался уже второй год. И насколько независимы "Независимые греки" в условиях, когда основная партия коалиции, левый альянс СИРИЗА поссорилась с Москвой, предпочитающей теперь в Европе ультраправых?

К слову, 18 января спикер греческого парламента Никос Вутсис заявил, что греческие депутаты проведут голосование относительно переименования Македонии до конца следующей недели. И вновь заполыхали файеры.

Почти сорвавшийся компромисс

Вскоре после того, как стало известно об отставке Камменоса, Ципрас вроде бы (официального заявления об этом не было) поставил перед председателем парламента Никосом Вуцисом вопрос о доверии правительству. Похоже, этот вопрос будет решаться одновременно с голосованием о переименовании, хотя это настолько же рискованно, насколько и попытки Мэй в Великобритании протащить через парламент свою, откровенно говоря, странную сделку с ЕС. Так что, вероятно, два грозных голосования правительство как-то сможет развести.

Не прошло и недели после отставки министра обороны, как в ходе массовых, и, как обычно это бывает в Греции, агрессивных протестов в Афинах пострадали 25 полицейских. Некая группа протестующих (якобы анархисты) бросала в полицию различные предметы и дымовые шашки. Правоохранители в ответ применили слезоточивый газ против демонстрантов, чтобы заставить уйти группу демонстрантов с мраморной лестницы, которая ведет от памятника Неизвестному солдату ко входу в парламент. Анархисты стали бросать банки с краской, палки, камни и дымовые шашки в полицейских, прикрывавшихся пластиковыми щитами.

Затем у другого въезда на территорию парламента анархисты (?) пытались сломать металлическую ограду, бросали в полицейских бутылки с зажигательной смесью и куски мрамора. В ответ полиция опять применила слезоточивый газ, облака которого распространились над площадью и фактически заставили людей начать сворачивать митинг.

В больницу доставили четверых митингующих, пострадавших от слезоточивого газа, избитого фотокора и еще одного человека с ножевым ранением.

Полиция пока не связывает этот случай с проведением митинга, но от этого веет чем-то знакомым: провокацией с целью посеять хаос и обозлить обе стороны до крайности. Так что ультралевые и ультраправые издания стали вовсю расписывать злодейства кровавого режима, а кому это на руку - давно понятно.

Оценки количества демонстрантов разнятся. По официальным данным, в митинге приняли участие 100 тыс. человек, которые приехали из разных районов Греции. По данным оппозиции, протестующих было не менее 200 тыс., которые приехали на трех тысячах междугородных автобусах в Афины из северных и центральных районов Греции.

Правда где-то посредине, как и то, что, в отличие от Парижа, для Афин разнообразные погромы - обычное дело. В понимании распевавших патриотические песни недовольных граждан Македония - это только Греция, и если власти уступили соседям, согласившись, что они пусть и "Северная", но все же Македония, но не греческая Македония, это жуткое предательство. И как-то это попахивает идеологическим разворотом, беда только, что уж сильно вправо. Правда, считается, что за протестом не стоит ни одна заметная политическая сила - как, кстати, по сути, и во Франции, и демонстранты сами создали оргкомитет, сбросившись на расходы. Вообще-то, с учетом трех тысяч автобусов в обедневшей Греции, поверить в это сложно, но партийных флагов вроде бы и впрямь не было.

Прямых улик против России пока нет - но из внешних игроков в блокировке интеграции маленькой Македонии в НАТО и ЕС может быть заинтересована только Москва. Именно это - продолжение внешнеполитической блокады страны - и произойдет, если голосование в греческом парламенте провалится, а правительство Ципраса уйдет в отставку. Как и - косвенно - этот новый бедлам может быть и проявлением мести Кремля за роль, которую недавно сыграл греческий мир как таковой в получении украинской церковью автокефалии. Вместе с тем роль РФ все-таки не стоит переоценивать - битая кризисами Европа продолжает болеть "оскорблением чувств верующих", независимо от предмета их верований. Будь это "заговор элит", "островной суверенитет" или даже Искандер Двурогий, то есть, конечно, Александр Македонский.

    Реклама на dsnews.ua