Make Amazon pay again. К чему приведет международный буллинг компании Безоса
Левые и зеленые политики из 34 стран объединились в кампании, призванной заставить Amazon платить больше и уважать права работников
Кампания против крупнейшего в мире онлайн-магазина Amazon, которая зародилась во Франции с подачи местных левых и зеленых, вышла на международный уровень, заполучив громкий лозунг Make Amazon Pay.
Ее цели и конфигурация все те же, что были у ее французских адептов – заставить американского ритейлера платить больше налогов, соблюдать права своих работников, снизить ущерб для экологии от своей деятельности.
Об этом идет речь в открытом письме на имя основателя Amazon – Джеффа Безоса, которую подписали 401 депутат и политик из 34 стран.
Преимущественно это представители левых и зеленых партий из Великобритании (лейбористы, в том числе Джереми Корбин), Ирландии (например, небезызвестная "Шинн Фейн"), Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Греции, Хорватии, Словении, Чехии, Польши, Турции, США, Канады, Мексики, Парагвая, Бразилии, Аргентины, Чили, Австралии, Новой Зеландии, Филиппин, Нигерии.
Но имеются и корсиканские националисты-автономисты, а именно лидер партии Pe a Corsica Жан-Феликс Аквавива, а также популистское, евроскептическое итальянское Движение "5 звезд" и политсилы, которые являются лоббистами интересов России в ЕС. К примеру, немецкая Die Linke ("Левые").
Отдельно, потому что это сулит определенные сложности для избранного президента, демократа Джо Байдена, следует остановиться на американских политиках. Среди подписантов пятеро прогрессистов, т.е. представителей левого крыла Демократической партии США: Джамал Боумен, Кит Эллисон, Ро Ханна, Ильхан Омар, Рашида Тлаиб.
Левых, не только из числа американских демократов, эта кампания привлекает защитой прав работников, зеленых – забота об окружающей среде, которая страдает от деятельности складов Amazon, число которых в Европе продолжает расти.
И, конечно же, все они хотят заставить Безоса платить больше налогов.
Восстание профсоюзов
Make Amazon Pay – аллюзия на Make America Great Again только с прямо противоположной смысловой нагрузкой. Здесь речь не о национальном эгоцентризме, которым руководствовался президент США Дональд Трамп, защищавший интересы крупного бизнеса.
Нет, здесь речь о том, чтобы заставить этот крупный бизнес играть по общепринятым правилам.
Если проанализировать и текст письма, и призывы левых и зеленых на партийных сайтах, то становится очевидно, что MAP (Make Amazon Pay) можно охарактеризовать как своего рода профсоюзное восстание против корпоративного монстра, позволяющего себе следить за своими работниками и де-факто контролировать их жизнь, и что еще более важно – через программы слежки – противодействию созданию профсоюзов.
Что, впрочем, соответствует действительности. Ритейлер вляпался уже не в один скандал в ЕС из-за слежки за персоналом и несоблюдением мер безопасности, введенных в ответ на пандемию Covid-19.
Мало того, в испанской прессе также был опубликован 51-страничный документ известного детективного Агентства Пинкертона, работников которого компания наняла как раз для наблюдения за персоналом с целью дальнейшего пресечения любых попыток создать профсоюзные организации.
Движение MAP, набухшее от мощной поддержки политиков со всего мира, в еще большей мере способствует развитию самосознания работников Amazon, которые неделей ранее объявили о намерении участвовать в массовых забастовках в 15 странах мира, требуя повышения зарплаты и права на создание профсоюзов.
Отчасти им удалось добиться успеха – Amazon под давлением протестов решила хоть как-то их утихомирить и обязалась выплатить $500 млн в виде бонусов работникам, которые будут работать в рождественские праздники.
Вопрос с налогами и профсоюзами пока подвис. Что, очевидно, побудило организаторов придать кампании новый импульс посредством политической акции 401 законодателя и политика.
Amazon их утверждения называет ложными и также отрицает свое деструктивное влияние на рынок в контексте уничтожения малого и среднего бизнеса.
В любом случае, эта кампания сама по себе в ближайшее время не остановится. А значит и $500 млн Безосу, скорее всего, уже не отделаться.
Пока Байден с Трампом борются
Интересно, чью сторону в этом конфликте сейчас занял бы Дональд Трамп?
На одной чаше весов пресловутый эгоцентризм и забота об интересах своего – американского – бизнеса на международной арене, а также не очень хорошее отношение к Евросоюзу.
На другой – неприязнь, которую он испытывает к Безосу и его газете The Washington Post.
В прошлом, когда французское правительство уже пыталось давить на Amazon, Google, Facebook, стремясь заставить интернет-гигантов платить трехпроцентный налог, что принесло бы в казну дополнительные 400 млн евро, Трамп вмешался и пригрозил Эммануэлю Макрону пошлинами на французские товары.
Париж попятился, и та же Amazon смогла работать в более-менее комфортных условиях, возводя новые склады во Франции.
Как сегодня отреагировал бы Белый дом, мы, наверное, не узнаем, поскольку Трамп поглощен выборами, пусть и фактически уже признает победу Байдена.
И как раз Байдену придется участвовать в разрешении конфликта вокруг Amazon. Однако после инаугурации, формирования администрации и составления первой повестки дня.
До того времени кампания против Amazon имеет шансы выйти за пределы гневных писем и акций протеста – на уровень национальных парламентов и общеевропейских органов (в Европарламент, Еврокомиссию), которые уже давно надеются "прижать" американские технокорпорации.
При этом антиамазоновская кампания может быть выгодна и третьим сторонам – Китаю и России.
Китаю – потому что она шире открывает для него двери на европейский рынок, куда он всеми силами стремится попасть и прочно там обосноваться. Давление на Amazon может помочь Поднебесной подвинуть ее на рынке, чтобы еще одну его часть подмяла та же Alibaba Group.
А России – по той причине, что позволяет через давление чужими, лево-зелеными, руками на американскую компанию помешать запланированному Байденом сближению с ЕС и возрождению трансатлантического сотрудничества. Ну, и параллельно, как всегда, вносить сумятицу и дестабилизировать Евросоюз, сталкивая лбами различные по идеологии партии и организации.