• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Made in Russia. Как делаются центральноазиатские террористы

Реклама на dsnews.ua
Российское общество и режим - катализаторы воспроизводства радикалов из гастарбайтеров. Впрочем, Москву это положение более чем устраивает

Выходец из Узбекистана Рахмат Акилов, давивший пешеходов в центре Стокгольма, признан вменяемым. Таким образом, ему придется предстать перед судом за совершенный 7 апреля теракт, в результате которого погибли пятеро и были ранены 15 человек.    

Это преступление стало поводом для разных СМИ (в первую очередь - российских) говорить об угрозах безопасности всей Евразии, затаившихся в самой середине континента. Но реальные намерения Кремля в этом вопросе могут идти намного дальше и касаться его главной "головной боли" - Украины.  

Из радикалов в гастарбайтеры или наоборот?  

Атаки в Санкт-Петербурге и Стокгольме, менее резонансное нападение на полицейских в Астрахани (фигурируют уроженцы Казахстана), два нападения в Стамбуле ("новогоднее" на ночной клуб и прошлогоднее на аэропорт), не говоря уже прошлогодних террористических актах в Казахстане (события в Актобе и Алматы) и Кыргызстане (удар по посольству Китая), действительно имеют одну общую черту. А именно - причастность к ним в той или иной степени граждан или выходцев из бывших центральноазиатских республик СССР (вспоминают даже о том, что чеченцы Царнаевы, взорвавшие Бостонский марафон в 2013 году, выросли в Кыргызстане). Так что вполне естественно выглядят сообщения российских спецслужб о многочисленных задержаниях или ликвидации подозреваемых в причастности к террористическим организациям выходцев из региона: в Москве, Калининграде, Владимире, Твери и других областях.  

На этом фоне ни у кого не вызвало удивления, что директор ФСБ РФ Александр Бортников назвал трудовых мигрантов из СНГ костяком террористических групп, отметив, что именно в мигрантской среде ведется активная вербовочная деятельность и рекрутируются исполнители терактов. С учетом того, что из 9,7 млн. иностранных граждан, зарегистрированных в России на конец 2016 г., 6,7 млн. приходится на выходцев из центральноазиатских стран, вполне логичной кажется конкретизация российским "экспертным сообществом", например главой Евразийского аналитического клуба Никитой Мендковичем, именно этого региона как главного источника "террористической эмиграции". Этот и ряд других авторов традиционно видят истоки новой нависшей над Россией угрозы во внутрирегиональных процессах, которые имели место во время и после распада СССР. А именно - в возникновении и развитии в слабых центральноазиатских государствах "национальных" террористических организаций (типа "Исламского движения Узбекистана") и местных ответвлений сетевых исламистских структур (Хизб ут-Тахрир или Аль-Каида), получавших поддержку от афганских талибов или даже американских спецслужб.  

Эта растиражированная российскими СМИ трактовка является наиболее распространенной на постсоветском пространстве, подтверждением чему может служить интервью брата стокгольмского террориста Рахмата Акилова шведской газете "Афтонбладет". Олим Акилов, в частности говорит, что не может понять причины, толкнувшие его брата на теракт, особо напирая на учебу брата в русской школе. И когда его очередной раз спросили, может ли он вспомнить хоть что-то из прошлого, что объяснило бы поступок брата, он дает весьма симптоматичный ответ: "Нет. Миллион процентов. Ни капли. Если бы он учился в узбекской школе, я бы мог представить".  

Весь рассказ Олима Акилова о брате не дает никаких свидетельств религиозности брата, проявляемой им на родине, так как "он и пиво пил, и водку пил, и сигареты курил", и дочке не запрещал заниматься хоккеем на траве, хотя элементом спортивной формы являются шорты, которые "у мусульман не положены". А то, что Рахмат по настоянию отца ("чтобы хоть кто-то в семье мог прочесть над могилой молитву") выучился читать Коран по-арабски, не сделало его более религиозным: "Каждый четверг надо читать молитвы за усопших. Но я ни разу не видел, чтобы он читал".  

Реклама на dsnews.ua

Исламизм с российским клеймом  

Сказанное братом обвиняемого в убийстве пяти человек в Стокгольме служит доказательством правоты руководителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ Андрея Новикова. Он опровергает миф о том, центральноазиатские гастарбайтеры приезжают в РФ уже завербованными террористическими организациями. И утверждает: "Большая часть трудовых мигрантов вербуется на территории России. Об этом свидетельствуют материалы уголовных дел".  

И это создает проблемы не только РФ или Швеции, так как по мнению российского журналиста Кирилла Сокова "значительная часть случаев присоединения жителей региона к радикальным исламистам в Сирии и Ираке фиксировалась именно после того, как они попадали в Россию, откуда могли свободно выехать в Турцию".  

Еще меньше российскую трактовку "центральноазиатской угрозы" подтверждают исследования ученых из самой Центральной Азии. Например, Нурлан Исмаилов, эксперт по проблемам религий из Киргизии, утверждает, что "важно обратить внимание, на каком языке приобщаются молодые люди к религии". Согласно его мнению, "в Кыргызстане риску попасть на путь экстремизма больше подвержены русскоязычные молодые люди, потому что на русском языке и распространяются идеи нетрадиционного ислама, в то время как идеи традиционного ислама распространяются на кыргызском языке".

Все это позволяет предположить, что:  

1. Благодаря двум чеченским войнами РФ "взрастила" свое сообщество исламистов-радикалов.  

2. Российские неофашисты (в том числе и одетые в полицейскую форму) своими преследованиями "помогают" приобщению к экстремистским течениям как собственно российских "инородцев", так и членов многомиллионной армии трудовых мигрантов.  

3. Поддерживая авторитарные коррумпированные центральноазиатские режимы, Кремль "консервирует" их в качестве собственных слабых сателлитов и только содействует увеличению террористической угрозы, в частности:  

а) создавая иллюзию достаточности своей силовой помощи в случае возникновения масштабной террористической угрозы или угрозы свержения действующего режима;  

б) финансовой поддержкой "отклоняя" от экономических и политических реформ;  

в) "отключая" своими действиями и так маловероятную в современных условиях возможность запуска "социальных лифтов" в ЦА;  

г) не видя (как минимум) новых исследований террористической угрозы, утверждающих, что "терроризм появляется в исламизации радикализма, а не в радикализации ислама";  

д) препятствуя попыткам даже своего главного союзника - Китая - оптимизировать борьбу с террористической угрозой в ЦА (как пишет "КоммерсантЪ", Пекин "вовлекает Бишкек и Душанбе в совместное противодействие исходящим из соседнего Афганистана угрозам. А Москва пытается показать, что эти страны как члены ОДКБ вопросы безопасности должны согласовывать с Россией").

Из всего этого напрашивается вывод: Кремль или совсем "нюх потерял" от самоубеждения в своем величии, или затеял более сложную игру, которая просто не может не учитывать вопроса, принесшего ему больше всего проблем - украинского.  

Первый вариант (#перемога) только несколько ускорит неизбежную жарку шашлыков и шкварок на кремлевских углях. Поэтому оставим его анализ потомкам.  

Подумаем лучше о втором, который может создать Украине ряд проблем уже в ближайшем будущем, поэтому должен рассматриваться Киевом как не то чтобы более вероятный (ну и не без этого), но как обязательный к учету.  

Что замышляет Москва  

Доказательством того, что Кремль, возможно, что-то затевает, некоторые СМИ считают "Нестыковки в версии следствия относительно выходцев из Центральной Азии, подозреваемых в организации теракта в Петербурге". Эти же вопросы, которыми задается и весьма информированная в центральноазиатских вопросах "Фергана", касаются фальсификации вины якобы пособников питерского террориста Акбаржана Джалилова - братьев Аброра и Акрама Азимовых (Аброр был последним телефонным собеседником предполагаемого смертника). В материалах приводятся доказательства инсценировки их задержания на территории РФ. В частности, брат задержанных Билол Азимов утверждает: "Аброр худой. Он никогда не ходил без ремня на брюках. А на видео он без ремня. Как в таком случае он мог удержать в штанах пистолет?" И если присмотреться к видео, то действительно можно увидеть, что джинсы на подозреваемом "сидят" довольно свободно. Что позволяет предположить: ремень (согласно процедуре) изъяли при первом, реальном, задержании, а перед постановочным забыли надеть. Со вторым братом и его предполагаемым похищением на территории Кыргызстана с последующим инсценированным задержанием в России история еще более запутанная. Хотя уже идеальная пустота и чистота поясной сумки, в которой оказалась граната, заставляет задуматься.  

Версий того, зачем ФСБ это делает, много. Наиболее радикальную высказал "Фергане" земляк предполагаемого смертника Низам: "В России после митинга, который недавно проводил оппозиционер Навальный по коррупционным схемам власти, государство с целью отвлечь внимание людей само организовало этот теракт". Менее радикальные версии предполагают элементарное "назначение" виновных, чтобы успокоить людей и начальство. А заодно и "перевести стрелки" на центральноазиатский терроризм, отвлекая внимание от провалов по выявлению террористической активности внутри РФ (все трое задержанных, кстати, имели российское гражданство).  

Более сложные версии предполагают в скором времени активизацию Кремля в Центральной Азии, а именно - усиленную имитацию защиты как региона, так и всего мира от исходящей от местных (и афганских) террористов угрозы.  

Сценарий такой активизации уже "обкатывется" в российских СМИ, например в публикации Иннокентия Адясова:  

"- Создание единой базы террористических и экстремистских организаций в странах ОДКБ. Эта база должна включать всю информацию о руководителях и членах этих группировок, об их финансировании.  

- Создание на территории юга Кыргызстана специальной антитеррористической базы ОДКБ для введения оперативной работы в очагах возможной угрозы (эта идея активно обсуждалась еще в 2010 году, но потом, по неизвестным причинам, была забыта).  

- Проработка предложения по созданию в Узбекистане совместной российско-узбекской структуры по борьбе с возможными джихадистскими угрозами (тема, весьма актуальная и для узбекской стороны), c возможным размещением в Ташкенте представительства российского антитеррористического центра - для лучшей координации деятельности.

- Возвращение на границу стран ЦА с Афганистаном российских пограничников с правом ведения ими оперативной работы".  

Как видим, три из четырёх пунктов предполагают усиление присутствия российских спецслужб и в регионе, а последний - даже возвращение российских войск в граничащие с Афганистаном Узбекистан и Туркменистан (из Таджикистана они и не уходили). Понятно, что роль дислоцированных в Крыму частей Черноморского Флота РФ в оккупации полуострова, отнюдь не добавляет правителям стран ЦА энтузиазма в вопросе допуска российских силовиков на свою территорию. И раздувание темы угрозы центральноазиатского терроризма может иметь целью превращение их в более сговорчивых по данному вопросу.  

При чем здесь Крым  

Причин таких действий Кремля может быть несколько. Пытаясь теперь возглавить борьбу против "центральноазиатского терроризма" он как минимум попытается завуалировать свою часть вины за его активизацию.  

Другой, и более опасной для нас, причиной может быть то, что Россия пытается "поднять свою цену" для торга по Украине, как ранее, не очень удачно, пыталась это сделать в сирийском и северокорейском вопросах. Но теперь это будет касаться стран, где влияние России намного сильнее, да еще и входящих в подконтрольную ей ОДКБ. Поэтому Кремль надеется, что сможет наводить в них порядок сам, без риска прилета "Томагавков". И как единственный игрок, "утихомиривающий" регион, станет более востребованным в западных столицах. Которые, в свою очередь, хотя бы о Крыме перестанут вспоминать.  

При этом сама РФ крымскую (вернее крымскотатарскую) тему в "антитеррористический порядок дня" внести не против. Тот же Адясов напоминает, что "большая община крымских татар до сих пор находится и в Узбекистане" и утверждает: "По оперативным данным российских спецслужб, сейчас в боевых действиях в Сирии против правительственных войск могут принимать участие до 2000 представителей крымскотатарской национальности". Причины этого он видит, конечно же в происках внешних врагов "матушки-России": "Ячейки джихадистов стали создаваться при активной помощи турецких спецслужб еще во времена нахождения Крыма в составе Украины". То есть та же аргументация российской госмашины, что и в вопросах донбасских и центральноазиатских террористов: #мытутнипричем.  

Такое внимание Москвы к крымским татарам должно вызывать серьезные опасения у Киева. Ведь перевербованный террорист из ЦА (или "назначенный" таким) может быть использован ФСБ, например, для работы в крымскотатарской среде. Как в оккупированном украинском Крыму (осведомителем и провокатором), так и на материковой Украине: использовать ее, чтобы обосноваться и собирать развединформацию или готовить теракт наподобие харьковского взрыва в феврале 2015-о. Против тех же крымских активистов хотя бы.  

"Украинский след" в совершенных выходцами из ЦА на территории России терактах может оказаться и не связанным с крымскими татарами. Ведь из трех братьев Азимовых пособниками питерского террориста были названы именно Аброр и Акрам, которые в 2010-2013 гг. проживали вместе матерью в Хмельницком. Так что официальному Киеву было бы желательно проявлять больше внимания к вопросу. Например, подключившись к антитеррористическому сотрудничеству между странами ЦА и Евросоюза, с которым мы состоим в ассоциации.

    Реклама на dsnews.ua