Риши 5%. Чего ждать от самого богатого в истории премьера Британии
Новым лидером Консервативной партии, а значит, и премьер-министром Великобритании (до следующих выборов) станет самый богатый депутат со времен Викторианской эпохи, экс-министр финансов Риши Сунак
На этот раз главным оппонентом главы мятежа против Бориса Джонсона была амбициозная Пенни Мордонт, экс-министр торговой политики и первая женщина-министр обороны Британии (тоже уже "экс"), чьи позиции в партии значительно усилились в последнее время. Но недостаточно для того, чтобы набрать необходимые 100 от 357 голосов членов парламента от Консервативной партии для дальнейшей борьбы за кресло.
Сунак одержал победу автоматически, кроме него никто не получил эти 100 голосов. Точнее, был еще один человек, набравший 102 голоса, но он снял свою кандидатуру.
Это Борис Джонсон – предшественник Лиз Трасс, после некоторых колебаний ушедший все же с должности премьера именно в результате конфликта с Сунаком, с которым еще год назад был очень дружен.
Сунак тогда долго не ждал и сразу выдвинул свою кандидатуру, но проиграл Лиз Трасс с разницей в 20 тысяч голосов членов партии.
Так что есть объяснение, и даже несколько, но об этом позже. Потому что сначала стоит понять, почему Борис Джонсон решил пока не возвращаться на Даунинг-стрит, 10.
После скандальной отставки Трасс, которая была премьером полтора месяца, вся Великобритания и даже немалая часть Украины по понятным причинам ожидали триумфального его возвращения. Однако этого не произошло, хотя у него была неплохая поддержка в партии. На самом деле, согласно опросам, Джонсон возглавлял список кандидатов на пост лидера партии и главы правительства. Это было обусловлено, прежде всего, проектом бюджета кабинета Трасс, который раскритиковали за непродуманность и сумбур в контексте выхода из экономического кризиса.
И вот тут должен был появиться Борис Джонсон, протеже которого была госпожа Трасс. Это наталкивало на гипотезу о существовании определенной политической комбинации, цель которой – поставить преемником человека, который вызвал бы еще больший скандал, чем ковид-посиделки Джонсона, и позволил бы этим ему выглядеть спасителем британского общества.
Если такое предположение, в том числе "ДС", насчет "операции "Возвращение"" и было справедливым, то этого уже мы не узнаем именно из-за решения Джонсона.
Но почему он так решил, как решил?
Во-первых, его преимущество в состязании за пост лидера с Сунаком во время голосования было бы минимальным. То есть, если бы он в процентном соотношении получил на 1-3% больше голосов, то победу можно было бы считать сомнительной с точки зрения консолидации партии и поддержки ею как программ Джонсона, так и его лично. Это, конечно, касается и вопроса его легитимности в качестве главы правительства.
Во-вторых, есть также категорическое невосприятие Джонсона двумя группами Тори – группами Мордонт и Сунака. Они отказались с ним работать в случае победы. Так что раскол в партии продолжается и, в принципе, усиливается.
Поэтому победа на выборах лидера Тори для Бориса Джонсона не была бы триумфальным возвращением на прочные позиции. Они были бы очень шатки.
Скандальный аристократ
Говоря как о дальнейших действиях в качестве премьера в контексте борьбы с экономическим кризисом, так и об электоральных перспективах, слежует помнить, что ахиллесова пята Риши Сунака – его статус. Если, конечно, не вспоминать, что премьерство ему принесли голоса сотни друзей — даже внутрипартийных выборов не проводилось. Это хоть и законно, но сказывается на его легитимности в глазах граждан.
Так вот, Сунак — богат. Очень богат. Его состояние оценивается в 200 млн фунтов стерлингов, а его жены – Акшати Мурти, дочери индийского миллиардера, богаче британского монарха – 700 млн фунтов.
Круг его общения – исключительно аристократы и банкиры.
И в этом ничего нет плохого (если вы не большевик). Но к его положению в обществе приковано сейчас внимание из-за идей относительно выхода из кризиса и экономической политики в целом, которые он продвигает.
К примеру, Сунак стремится "урезать" универсальный кредит. Это правительственная программа поддержки граждан с низкими или вообще отсутствующими доходами. Речь идет о выплатах на жилье, по безработице, на трудоустройство, определенные налоговые льготы.
Кроме того, в противоположность "более левой" Лиз Трасс, Риши Сунак предлагает наоборот повысить налоги для работающих британцев, поскольку видит в этом одно из средств скорейшего выхода из кризиса.
В то же время, он против увеличения субсидий для компенсации расходов на электроэнергию (предлагавшей Трасс) на фоне энергетического кризиса, вызванного агрессией России против Украины и Европы.
И следует упомянуть, что в качестве канцлера казначейства (министра финансов) он обеспечил сокращение налогов для состоятельных британцев из родного для него банковского сектора в размере 7,3 млрд фунтов. Словом, это премьер тех условных 5% богатых и очень богатых людей, которые станут еще богаче.
Был еще и скандал из-за того, что Сунак не столько работал в финансовом секторе США, сколько из-за того, что, имея гринкарту, он одновременно 18 месяцев занимал должность министра финансов. То есть, отвечал за финансовую политику Соединенного Королевства, уплачивая налоги в Соединенных Штатах.
Еще один скандал вспыхнул во время пандемии. Да, Риши Сунак как министр финансов в целом очень даже неплохо отреагировал на новые вызовы для экономики и запустил программу поддержки малого бизнеса. Но, как обнаружили журналисты Times, этой программой воспользовались мошенники.
Малый бизнес имел право подать запрос на получение кредитов на сумму до 50 тыс. фунтов по фиксированной ставке 2,5% и вернуть денежные средства в течение шести лет. Первый год пандемии проценты вместо бизнеса выплачивало правительство. Уязвимым местом было отсутствие четкого контроля над транзакциями, ведь заявки подавали множество британцев, которые быстро создавали под это компании, а затем сразу перегоняли средства на другие счета. Собственно, мошенники благодаря этой схеме заработали около 1,3 млрд фунтов. Это ущерб казне, которую тогда возглавлял Риши Сунак. И сейчас, когда расследование продолжается, ему постоянно об этом напоминают.
Как и о его собственной схеме. В начале 2022 г. пресса узнала, что жена Риши Сунака не имела постоянного места жительства в Британии (но проживала), а потому не платила налоги. Речь идет о 20 млн. сэкономленных ею фунтов стерлингов. Потом Мурти заверила, что будет платить налоги, чтобы ее мужа оставили в покое. Но, как говорится, осадок остался. Особенно если учесть предложение Сунака повысить налоги для рабочего класса.
Неопределенное будущее
Риши Сунак имеет образ типичного человека, родившегося с серебряной ложкой во рту.
Он подарок для оппонентов Тори – Лейбористской партии, не устающей бить по всем "социально несправедливым" эпизодам карьеры и жизни без пяти минут премьера Британии.
Если он начнет внедрять свои экономические прожекты, то тем самым усилит лейбористов, вновь требующих досрочных выборов. С их стороны это разумно, поскольку рейтинг Тори рекордно низок – в районе 19%. И на досрочных выборах лейбористы просто уничтожат консерваторов.
Но с Сунаком рейтинг может снизиться еще больше, если он не найдет решения для выхода из экономического кризиса, которое не было бы слишком болезненным для британцев, не имеющих друзей среди аристократов.
Так или иначе, но лейбористы в выигрышном положении – либо в ближайшие месяцы, либо в 2024 г. на очередных выборах
И это не очень хорошая новость для Киева, поскольку "левые", по всей вероятности, начнут работать на уменьшение уровня участия Британии в вопросе окончания российской войны против Украины.
С другой стороны, Сунак — тоже далеко не идеальная кандидатура в этом смысле. Он поддерживает Украину, но в то же время говорит о высоких затратах от войны именно для Британии. И не стоит забывать о том, что его тесть – отец индийского IT-сектора Нараяна Мурти — неплохо зарабатывал в России благодаря своей компании Infosys, работавшей в РФ до апреля текущего года. То есть, когда пресса начала изучать биографию дочери миллиардера, они быстренько решили присоединиться к мировому демаршу против государства-агрессора.
Конечно, не факт, что Риши Сунак развернет британскую политику на 180 градусов и начнет искать диалог с Москвой, потому что в Британии, в том числе и среди Тори, есть устойчивая поддержка Украины, но это можно предположить, например, сокращение поставок в Киев именно военного назначения.
Хотя если в новом кабмине на своем посту останется Бен Воллес, который показательно отказался соревноваться за пост лидера, предпочтя кресло министра обороны, то он будет предохранителем против стремительного отката украинской политики Лондона.