Лукашенко уводит мигрантов с границы. Почему Польше рано праздновать победу
Спустя неделю ожесточенных приграничных столкновений между польскими военными и полицейскими с одной стороны, и мигрантами, за спиной которых стоят белорусские пограничники, с другой, последние вдруг массово начали уходить
Пограничная служба Польши (Straż Graniczna) в Twitter, приложив соответствующее видео, сообщила о том, что сотни мигрантов, живших в стихийном (стихийном ли?) палаточном городке непосредственно у КПП "Брузги-Кузьница", внезапно собрались и отправились куда-то в сопровождении пограничников Беларуси.
По словам заместителя министра внутренних дел Польши Мацея Васика, у него есть информация, что Лукашенко дал команду садить мигрантов на автобусы и вывозить из лагеря.
Вопрос следующий: вывозить куда? Накануне БелТА, главный пропагандистский ресурс режима Лукашенко, хвастал гуманным отношением белорусских властей (аффилированные с которыми госучреждения вроде "Центркурорт" непосредственно участвуют в транспортировке беженцев) к мигрантам — размещением тысячи человек, в первую очередь детей и женщин, на полу между металлическими стеллажами в транспортно—логистическом центре у границы.
Возможно с учетом ухудшения погодных условий мигрантов могут действительно расселять в других подобных помещениях.
С другой стороны, как сообщила спикер погранслужбы Польши Анна Михальская, некоторые мигранты также забирали с собой бревна и жерди, использованные ранее для штурма заграждения.
Неужели эти бревна им понадобятся в транспортно-логистических центрах? Или же, помня о том, кто именно удерживает сейчас власть в Беларуси и при чьей поддержке, есть резон предположить, что речь идет о банальной "ротации" и последующей переброске мужчин-мигрантов из Сирии и Ирака на другие участки польско-белорусской границы?
Имитация на имитации
Рассмотрим очередность событий.
Людей с границы белорусские пограничники начали забирать после прямых столкновений между польскими правоохранителями и мигрантами, в результате которых пострадали девять поляков.
Их забрасывали камнями и бревнами. Кроме того, по информации польского Минобороны, некоторые были вооружены светошумовыми гранатами и ножами, выданными им белорусскими пограничниками.
Внезапное затишье после бури призвано убедить Европу в том, что Минск осознал, как далеко зашел и перегнул палку. А потому "эвакуация" мигрантов должна выглядеть как деэскалация, как жест доброй воли со стороны Лукашенко. Тем более что ЕС сейчас занят обсуждением нового жесткого пакета санкций в отношении Минска. Вполне убедительное, пусть и унизительное объяснение покладистости белорусского диктатора.
Эту версию также может подтвердить и запуск прямого политического диалога между режимом Лукашенко и Европейским Союзом в лице канцлера Ангелы Меркель.
15 ноября глава немецкого правительства провела телефонный разговор с самопровозглашенным президентом Беларуси. К нему ее явно склонил президент РФ Владимир Путин, за два дня до этого заявлявший о готовности канцлера пообщаться с его белорусским сателлитом, ведь это, мол, в ее же интересах, поскольку "мигранты стремятся именно в Германию".
Что, к слову, и является одним из ключевых посылов Путина в этом контексте. Главная "мишень" — Германия. Помимо ЕС в целом, который Москва традиционно дестабилизирует различными средствами. Берлин же таким образом Кремль торопит с сертификацией "Северного потока-2", застопорившейся в связи с необходимостью соблюдения Россией Третьего энергопакета ЕС (в части о создании несвязанной с "Газпромом" компании-оператора).
Разговор Меркель и Лукашенко призван продемонстрировать готовность ЕС к торгу. Тем более, что накануне глава МИД РФ Сергей Лавров призывал Брюссель профинансировать Минск, сдерживающий (сдерживавший) потоки мигрантов, как в свое время он профинансировал Турцию.
В общем, канцлер и "президент" побеседовали о миграционном кризисе и гуманитарной помощи для беженцев, договорившись продолжить дискуссию. И, вуаля, через два дня мигранты начинают покидать границу.
Не расходимся
Ангела Меркель, без пяти минут бывший канцлер, якобы, сотворила еще одно чудо в плане достижения компромисса. Она, как всегда, на страже интересов ЕС. По крайней мере, в глазах Западной Европы. Потому как Восточная — Балтия, включая Польшу, не в восторге от контакта Меркель и с Лукашенко.
По понятным причинам: это был первый телефонный разговор европейского лидера, причем речь о лидере среди лидеров, с Лукашенко со времен массовых протестов 2020 г., после которых ЕС так и не признал того президентом Беларуси.
По сути Путину удалось заставить Меркель легитимизировать режим Лукашенко, на что и указывают балтийцы.
Меркель пожертвовала собственным реноме. И Путин не дал ей спокойно уйти на пенсию — в зените славы, так сказать. Если в 2007 г. в Сочи Путин подсунул Меркель своего лабрадора Кони (канцлер, как известно, боится собак), то спустя 14 лет он подсунул ей уже Лукашенко, выступившего в роли организатора миграционного кризиса. Масштаб разный, суть — та же: унизить Меркель и заставить играть по правилам Кремля, при этом оба режима свои обязательства соблюдать не намерены.
Вышеупомянутый замглавы МВД Польши Васик, как пишет PAP, с гордостью констатировал: Лукашенко удивлен тем, как Польша сопротивлялась его гибридным атакам, и эту битву он проиграл.
Это поспешный вывод, на самом деле. Рано еще говорить о прекращении операции "Мигрант", доказавшей Минску и Москве свою эффективность, и не исключено, что уже в ближайшие несколько дней белорусские пограничники поселят мигрантов в другом месте на границе, где те примутся со своими бревнами штурмовать забор.
Тем более что в информационном поле белорусские пропагандистские ресурсы по-прежнему интенсивно продуцируют нарративы о "преступлениях" Польши, совершенных в отношении мигрантов: карманные эксперты сравнивают события на границе с "концлагерем в Березе-Картузской" и называют действия поляков "прямой агрессией в отношении Беларуси", параллельно утверждая, что ЕС лицемерен и попирает свои же ценности, в том числе через давно уже распространяющий пропаганду Москвы журнал The National.
Так что и полякам, и Брюсселю не стоит расслабляться. Да, Польша стала щитом ЕС от гибридного оружия Москвы и Минска. И в некотором роде ответила всем злопыхателям, которые говорили о неподобающем для члена ЕС поведении Варшавы или даже желании покинуть Евросоюз.
Поляки выстояли. Не допустили массовых жертв среди мигрантов, чего добивался тандем Лукашенко и Путина. Одна битва, как говорит Васик, завершилась, но война — нет.