Лукашенко оставил Москву без союзников

Беларусь является единственным полноценным государством в Восточной Европе, участвующим в российских интеграционных проектах

Ровно 20 лет назад Александр Лукашенко впервые принес президентскую присягу. Порицаемый за установление в Беларуси авторитарного режима, он, тем не менее, не смог бы удерживаться у власти столь длительное время, не обладая редким политическим чутьем.

Беларусь является единственным полноценным государством в Восточной Европе, участвующим в российских интеграционных проектах. Связанная по рукам и ногам Карабахом Армения вынуждена была превратиться в угодливого вассала, усилия по возвращению влияния России на Молдову и Грузию не возымели заметного успеха, а на Украину режиму Путина пришлось напасть. Элиты в Будапеште, Вене, Софии и даже Белграде считают Кремль политически второсортным субъектом. На этом фоне Минск красноречиво делает свой маленький гешефт, сдвигаясь все ближе к позиции, занятой Киевом. Отчасти это заставило Владимира Путина заявить на нашумевшем заседании Совбеза РФ, что Россия, "слава Богу, не входит ни в какие альянсы" - дескать, не приходится делиться суверенитетом. На самом деле это означало совсем другое: Москва знает, что осталась без союзников.

Всего за несколько месяцев Лукашенко прошел путь от шпилек в адрес Януковича до открытой поддержки проводимой украинским правительством антитеррористической операции. 7 июля Минский автозавод заключил международный контракт о поставке 44 военных автомобилей "МАЗ" повышенной проходимости по заказу МВД Украины для нужд отечественной Национальной гвардии. Общая сумма контракта - 39,74 млн грн. Белорусская техника поступит на вооружение Нацгвардии Украины еще до конца года.

Более того, официальный Минск в "ползучем стиле" пытается реанимировать диалог с ЕС в рамках "Восточного партнерства". 11 июля замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина принимала в Минске уполномоченного МИД ФРГ по странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Корда Майер-Клодта. В числе поднятых вопросов состояние дел в регионе (читай: обмен мнениями об украинском кризисе), соглашение о реадмиссии и упрощении визового режима. Притом что с РФ эти темы ЕС отказывается обсуждать еще с конца прошлого года. Обговорили и состояние двусторонних отношений. Иными словами, с московской точки зрения Минск возымел наглость развивать некие отдельные отношения с Берлином.

Российский публицист Владимир Голышев в Facebook подметил изменения в поведении белорусского президента: "Лукашенко нужна "дорожная карта им. генерала Франко". Лукашенко нужно мировое признание, примирение с оппозицией ("пакт Манклоа") и иммунитет от Гааги... Нужно с толком, с расстановкой построить новую систему власти, которая будет эффективно и бесконфликтно работать после него. И для всего этого необходима заинтересованность Запада в Беларуси".

Украинский кризис и война поставили ребром вопрос о векторе развития Восточной Европы. Беларусь ввиду ее центрального положения между Литвой, Польшей и Украиной становится ключевой страной для выхода региона из-под российского контроля. И эта "золотая акция" дает Батьке шанс получить все желаемое.
От Путина Лукашенко больше не ждет ничего хорошего. Ведь Москва ударными темпами формирует в Беларуси "пятую колонну". В 2010-2014 гг. в республике появилась целая сеть организаций, стоящих на пророссийских позициях. Движение "Западная Русь", "Народное большинство Беларуси" ("дочка" Всероссийского союза общественных организаций "Народное большинство России" (НБР), близкого, кстати, и к "Украинскому выбору"), движение "Русь молодая" - все они имеют характерные признаки кремлевских "русскомирских" проектов. Их финансированием занимается представительство "Россотрудничества" в Беларуси, которое возглавляет Виктор Малашенко. Есть также ряд других фондов и институтов, через которые идут средства на деятельность этих структур, в частности Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. Некоторые организации получают деньги напрямую из России через доверенных лиц. Пока все эти великодержавные проекты работают на перспективу.

Ждет своего часа и призрак из прошлого. В начале 90-х годов Россия подпитывала идею самоидентификации жителей Полесья и создания Полесской автономии, которой руководил Николай Шелягович. Лукашенко, став "самым пророссийским белорусом", этот прожект похоронил. Но Москва все еще может попытаться реанимировать его.

Поэтому в Минске четко осознают опасность попытки воссоздания новой Российской империи и стараются ее купировать. Для этого создаются координационные советы молодежи, а на прозападный вектор ряда ведомств умышленно закрываются глаза.
Лукашенко приходится непросто. Особенно, если учитывать концентрацию российских войск на территории республики, инфильтрацию системы государственной власти осведомителями ФСБ и растущие аппетиты московского криминалитета в большом бизнесе. Поэтому, таская из огня горячие киевские каштаны, Батька дает понять московским товарищам, что не сдастся без боя.