• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Чемодан, вокзал, Сомали. Почему Трампу выгодно быть расистом

В бытовых, понятных ему вопросах, "простой человек" всегда рационален и ставит свой интерес выше любой политкорректности
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

В минувшие выходные Дональд Трамп написал твит следующего содержания:

"Интересно, что "прогрессивные" женщины-демократы из Конгресса, которые изначально были выходцами из стран, правительства которых являются полной и тотальной катастрофой, наихудшей, самой коррумпированной и неумелой в мире (если у них вообще есть работающие правительства), теперь громко и злобно рассказывают народу Соединенных Штатов, самой великой и могущественной страны, о том, как должно управлять наше правительство. Почему бы им не вернуться и не помочь наладить жизнь в полностью разрушенных и зараженных преступностью местах, откуда они пришли? А уже потом вернуться и показать нам, как там все ими сделано. Эти места очень нуждаются в вашей помощи. Вы не можете вернуться туда поскорее? Я уверен, что Нэнси Пелоси была бы очень рада быстро организовать вам бесплатные поездки!"

Нэнси Пелоси - нынешний председатель Палаты представителей Конгресса США и член Демократической партии. Другие фамилии в твите названы не были, но все желающие могли узнать себя сами. И вот, четыре дамы-демократки: пуэрториканка по матери Александрия Окасио-Кортес, афропалестинка Рашида Тлаиб и афроамериканки Айанна Прессли и Ильхан Омар себя узнали и сочли нужным обидеться. При этом Окасио-Кортес, Тлаиб и Прессли родились в США - и только Омар переехала из Сомали в 12 лет, когда ее семья получила статус беженцев, что не помешало ей быть избранной в Конгресс. При этом Омар и Тлаиб - первые мусульманки, избранные в Конгресс, а Прессли - первая темнокожая женщина - член Конгресса.

Иными словами, самой своей жизнью все эти дамы демонстрируют - просто как факт - лучшую организацию жизни в США, чем в странах, из которых прибыли их предки, или в случае с Омар, она сама - раз. Огромные возможности, которые открываются в США перед всеми гражданами страны, независимо от происхождения, расы и вероисповедания - два.

Трамп ни словом, ни намеком не вспомнил не только об именах, но также о расе и национальности демократок. И, тем не менее, заработал обвинение в расизме. Но при этом он лишь выразил мнение, что жизнь в США организована лучше, чем в странах происхождения неназванных демократок, - и если относить его фразу на счет четырех обидевшихся конгрессвумен, то это подтверждается фактами. Он также полагает, что в силу своего происхождения из этих, не вполне благополучных стран, выходцы из них, пусть и в последующих поколениях, во всяком случае, те, кто вступил в Демократическую партию (это очень важная деталь!), не могут предложить ничего лучшего, чем то, что уже создано до них. Причем создано не их предками, так как в то время их предки не достигли даже малой части таких успехов. С этим вторым положением - с неспособностью выходцев из слаборазвитых стран, ставших американцами и сделавших успешную политическую карьеру, предложить что-то полезное для улучшения работы правительства США, можно соглашаться или не соглашаться, но Трамп имеет право на собственное мнение.

И в любом случае, даже если он не прав, при чем тут расизм? Наличие России и других стран бывшего СССР вообще обессмысливает попытки утверждать, что представители белой расы могут построить успешное государство уже потому, что они белые. А если четыре обидевшихся демократки признают, что жизнь в странах, у истоков которых стояли белые европейцы, зачастую лучше, чем жизнь в странах, у истоков которых стояли представители других рас (Россия не в счет), то кто расист тут? Хотя, даже если они это признают, это может говорить не о расизме, а о констатации фактов, а существование России сразу вычеркивает из этого признания всякий расистский подтекст.

Реклама на dsnews.ua

Тем не менее шум поднялся большой, палата представителей Конгресса США даже приняла символическую резолюцию, осуждающую Трампа за нападки на четырех небелых демократок, которым он предлагал уезжать туда, откуда они якобы приехали. В документе, принятом 240 голосами против 187, Трампу выносится порицание за "расистские замечания, которые легитимируют нарастающий страх и ненависть к новым американцам и людям небелого цвета кожи". При этом, вопреки партийной линии, резолюцию поддержали и четверо сенаторов-республиканцев.

Однако опрос, проведенный в понедельник и вторник, показал, что поддержка Трампа среди сторонников Республиканской партии достигла 72%, увеличившись на 5%, по сравнению с аналогичным опросом, проведенным на прошлой неделе. Сложнее обстоят дела с колеблющимися в своих партийных симпатиях - там уровень поддержки Трампа ощутимо снизился. Иными словами, идет первоначальная поляризация электората - и Трамп, и его соперники обозначают границу между своими и чужими. Расклад в принципе тот же: демократы в основном опираются на латинос, афроамериканцев и недавних иммигрантов в первом-втором поколениях, а республиканцы - на белую Америку Ржавого пояса и Среднего Запада.

Исключения, обусловленные спецификой избирательных округов, конечно, случаются, чем и объясняется позиция четырех республиканцев, проголосовавших за резолюцию, осуждающую Трампа. Ну, а коренная белая Америка (а именно белые составляют коренное население США - не Северной Америки, а именно государства) - так вот, коренная белая Америка вполне одобряет позицию, которую в действительности высказал Трамп: не нравится, что мы тут построили, - езжай прочь и покажи, как надо лучше. А портить построенное нами - не смей.

Надо сказать, что Америка Трампа стоит на более основательном историческом фундаменте, чем Америка недавних эмигрантов. Да и характеристика США как "страны эмигрантов" представляется сильно устаревшей. Трудно сказать точно, когда произошел перелом, но он уже налицо. Белая европейская эмиграция ХІХ и отчасти ХХ вв. ехала в США за мечтой, которая была понятна и тем, кто приехал раньше. Как следствие, иммигранты органично вливались в американское общество, сложившееся в течение позапрошлого века, белое в своей массе, не пытаясь менять его кардинально.

Зато массовая иммиграция африканцев и латинос на волне борьбы против сегрегации и расизма, нередко оборачивающейся "позитивной дискриминацией", породила конфликт систем и культур, так что "плавильный котел" отказался перерабатывать такую "руду", во всяком случае - в таком количестве. И общество стало делиться на страты по расовому признаку, причем, в отличие от прошлых лет, де-юре права этих страт оказались уравнены, в каждой из них появился образованный и успешный слой, а белые перестали быть бесспорным большинством. Все это создало принципиально новую ситуацию, а с ней и множество проблем, решения которых пока не видно.

При этом все стороны эксплуатируют тему расизма. Но наряду с белым расизмом, признаваемым существующим, и осуждаемым - и Трампом, кстати, тоже, есть и черный расизм, которого стараются не замечать. Но он есть, как есть и расизм латинос. Как, несомненно, оформится и азиатский вариант расизма - он, впрочем, тоже уже есть, но с чисто азиатским коварством держится в тени. В общем, у каждой расы расизм получается по-своему... У некоторых - более успешно и тонко. Как, впрочем, и многое другое.

Мораль? Мораль, увы, абсолютно неполиткорректна: не всякая общественно-политическая смесь рас и наций способна слиться в единое целое. Бывают социумы, которые категорически отказываются смешиваться друг с другом, причем раса тут скорее внешний признак, чем причина. Причины много глубже, а культурное влияние страны исхода в эмиграции длится несколько поколений - тем больше, чем заметнее на глаз отличия от местного населения. Можно, конечно, объявить все это расизмом и пытаться получить искусственную смесь, насилуя человеческую природу - но увы, ничего, кроме конфликтов, это не принесет.

Примерно то же мы наблюдаем и в Европе, но там, в силу сравнительно короткой истории массовой турецкой, арабской и африканской иммиграции, проблемы представляются чисто социальными. Однако они намного глубже. И США в очередной раз первыми вышли к очередному рубежу - рубежу преодоления межрасового противостояния, на который позднее выйдет и Европа.

Очевидно, что проблема в лоб не решается. Равенства, прав, доходов, уровня образования недостаточно. Слияния все равно не происходит. А как научиться находить компромисс и мирно сосуществовать в рамках одной страны - пока тоже не ясно.

    Реклама на dsnews.ua