Лучше людоеды, чем баррикады. Как и почему лидеры ЕС сливают белорусский протест
Западным политикам легче договориться с диктаторами, опираясь на общие интересы, чем с восставшим народом, с которым их не связывает ничего
Выражение "путинская многоходовочка" давно превратилось в мем, означающий провалившийся кремлевский план. Но путинский план восстановления СССР – вполне успешная многоходовка, близкая к завершению. Какую роль играет в нём беларуский кризис?
Силиконовый "Батька"
Сегодня режим Лукашенко одновременно и пал, и устоял, напоминая стакан, который наполовину полон/пуст. Да, скорее всего, "Батька" усидит. Вот только сидеть ему придется по-северокорейски, безо всякой легитимности в европейском понимании. Хотя, с другой стороны, сидеть в Беларуси Лукашенко будет удобно. Раскачка его режима, предпринятая Кремлем, выявила в белорусах все черты, необходимые для их успешной северокореизации: неспособность к сопротивлению властям и к выдвижению лидеров. "Мирные протесты" в ответ на вооруженный террор, уничтожающий активную часть общества, не являются сопротивлением, как не является лидером Светлана Тихановская – московский проект, удачно подброшенный Западу.
Анализ интервью, данных Тихановской, обнаруживает ее сходство с ранним Лукашенко. Сейчас она объявила себя всего лишь "символом перемен", но если из нее все-таки начнут растить лидера, то белорусы довольно скоро получат Лукашенко-2. С той только разницей, что "Мамка" с самого начала будет находиться под полным контролем Кремля во всех значимых для него вопросах.
Других заметных лидеров в белорусском протесте сегодня нет, хотя заготовки, опять же только промосковские, уже имеются. Идея Союзного государства "два в одном" не похоронена, но пока пребывает в запасе.
Тем временем протест, ставший ненужным, сливают. Его задачи выполнены: самые активные протестующие выявлены и убиты либо искалечены ОМОНом; большая часть общества запугана, а Лукашенко скомпрометирован в глазах Запада. Пресловутый "Координационный совет" проявляет себя как капитулянтский и промосковский, сбрасывая остатки напряжения в бессмысленных акциях, вроде "Пробок солидарности" или "Цепей покаяния". В ходе разрозненных и неэффективных забастовок КГБ РБ продолжает выявлять и уничтожать потенциальных лидеров протестов, которые немедленно пропадают без вести. Так "трудовые коллективы" зачищают для "прямых переговоров" с Лукашенко.
Российская агентура вплотную занялась и мифологией уже прошедших протестов. Это видно на примере "гибридного Джорджа Флойда" — Александра Тарайковского, погибшего в Минске 10 августа и ставшего таким же "мясным фаршем" как когда-то Майкл Глиндауэр, труп которого, под видом "капитана Уильяма Мартина", был подброшен британцами немецкой разведке в ходе одноименной операции. Посмерный образ Тарайковского формируют российские пропагандисты Мстислав Чернов и Александр Коц, последний – действующий офицер ГРУ.
Но Лукашенко пока не списывают и не дают ему упасть. Он остается основным вариантом кремлевской игры. Цель Москвы прежняя: оставив у власти фигуру, скомпрометированную на Западе, изолировать Беларусь, превратив ее в КНДР, с которой Запад будет общаться только через Москву. В Кремле же на выходки "Батьки" будут разводить руками, обещая помочь, но подчеркивая, что в Беларуси — своя атмосфера. Важнейший шаг в этом направлении уже сделан: Лукашенко отказался от прямого диалога с Меркель и сообщил через Путина, что не видит необходимости в разговоре с ней (хотя и сама Меркель особо не рвалась). В дальнейшем, при достижении "Батькой" достаточной отмороженности – а перепуганный Александр Ынович уже демонстрирует готовность напасть на Польшу, Россия возьмет на себя роль гаранта стабильности в этой части Европы, и ЕС эту роль за ней признает.
Впрочем, зная изворотливость "Батьки", Кремль подстраховывается. На курируемом ГРУ телеграмм-канале WarGonzo, которым руководит пропагандист LifeNews Семен Пегов, уже запущена информация об участи беларуских спецназовцев в турецкой операции на севере Сирии – правда, пока только фоном, вполсилы.
Back in USSR. Что прилагается к белорусскому кризису
- Отравление Навального слишком явно пришлось "под Беларусь" и сентябрьские выборы в России, чтобы быть случайным совпадением. Помимо зачистки "под ноль" любой, даже карманной и сталинистской оппозиции, оно стало и элементом игры на обострение для последующего торга с Западом. Притом не только в связи с выдачей коматозного тела Навального в Берлин.
- История с вагнеровцами, арестованными, а затем отпущенными в Россию, интерпретирована российской пропагандой как украинская спецоперация против Беларуси, и Лукашенко, похоже, в это поверил.
- Одновременно с этим российские пропагандисты вбрасывают в оборот и широко раскручивают историю о попытке СБУ похитить в России одного из главарей боевиков на Донбассе.
- Министр обороны Беларуси Хренин заявил о возможности применения армии против гражданского населения, подчеркнув, что никого из военных на должна пугать опасность развязать войну, включая гражданскую, и сообщил, что на территории Украины "готовятся боевики".
Все это формирует образ агрессивной Украины, от которой Россия и Беларусь вынуждены обороняться. Конечно, это не более убедительно, чем Майнильский инцидент, ставший оправданием нападения СССР на Финляндию в 1939-м. Но Россия успешно использует для агрессии и менее значимые поводы.
- Россия стала все более жестко продавливать политическую субъектность ЛДНР. С учетом слабости и безответственности нынешней украинской власти, "фактора Ермака" и последних событий на переговорах в ТКГ (Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях), где идет последовательный слив позиций Украины, это дает основания предположить, что Москва готовит новые удары по Украине, притом, возможно, и с территории Беларуси, и даже совместно с белорусской армией. По всей вероятности этот план будет пущен в ход, если Зеленскому не удастся заставить Верховную Раду пересмотреть ее отказ от проведения местных выборов в ОРДЛО. Отказ же Рады необходим для того, чтобы на встрече советников лидеров нормандской четверки, Андрея Ермака и Дмитрия Козака, запланированной на 28 августа, Украина смогла принять условия капитуляции в ОРДЛО, продиктованные Кремлем.
Угроза войны с Россией, по-видимому, станет одним из важнейших аргументов Зеленского, которым он будет давить на ВР в ходе внеочередной сессии 25 августа, сразу после Дня Независимости, когда митинги уже пройдут, и пар вылетит в свисток. Подготовка к продавливанию нужного Банковой решения, основанного на том, что капитуляция лучше, чем война, видна и в интервью Зеленского каналу "У24".
Надо признать, что российско-белаорусский удар по Украине вполне вероятен. "Под войну" Лукашенко поставит точку в протестах, а Россия попытается решить вопрос о водоснабжении Крыма если не в ходе самой операции, то на последующих переговорах о новом перемирии. При этом и президент, и правительство Украины к капитуляции давно готовы, считают ее наилучшим выходом и очень последовательно действуют в рамках формулы "Зеленский&Шмыгаль предлагают сдаться", развивающей идеи "формулы Штайнмайера", с которой уже согласна украинская делегация в ТКГ.
Если этот план сработает, то Путин получит по факту восстановленный на западном направлении СССР: Молдова+ПМР и Беларусь с российскими марионетками во главе, и слабая Украина+ЛДНР, гибридно управляемая при помощи внедренных в нее "республик" ОРДЛО. Впрочем, и в украинской политике с российскими марионетками все в полном порядке.
Позиция Запада: сдерживание хищника
Наиболее полно позицию ЕС по Беларуси выразил Макрон, которого с удовольствием цитируют российские пропагандисты. Президент Франции заявил, что ЕС не желает повторения в Беларуси украинских событий и ожидает открытого диалога с Путиным, на основе которого будет достигнута стабильность в отношениях ЕС и России. При этом, он говорил о "демократическом переходе Беларуси", против которого вроде бы не возражает Путин, но Лукашенко пока сопротивляется. Похоже, что в итоге Путин уговорит Лукашенко на какие-то жесты в сторону ЕС, что сразу сделает его в глазах Макрона образцовым европейским демократом. Под стать Макрону и заявление Меркель о возможном посредничестве ОБСЕ в Беларуси, против которого не возражает Путин.
Одновременно Запад всячески поддерживает мирный характер белорусских протестов. "Мирный протест", то есть, апелляция к законности, к избирателям на ближайших выборах, к международному имиджу режима, против которого он направлен, подаваемый как альтернатива революционному насилию, стал в последние годы любимой фишкой на Западе. Но такой протест не работает, если режим опирается только на силу и плюет на законность, выборы и имидж. Мирный протест невозможен в КНДР, и в той же степени он невозможен в Беларуси. Понимают ли это западные лидеры? Несомненно, понимают – и откровенно валяют дурака.
Западная риторика на темы "лишь бы не было войны" и "все можно решить мирно" в первую очередь адресована собственным гражданам, усомнившимся в последние годы в действенности мирного протеста. Что же до ситуации с демократией внутри Беларуси, Украины и России, то Западу она сама по себе безразлична. Западу нужен понятный бизнес-партнер, и, если даже этот партнер жрет своих подданных, это его личные вкусы. Французы дружили с африканскими людоедами гораздо успешнее, чем СССР, и накопили в этом вопросе огромный опыт, включая банкетное обслуживание таких высоких гостей. Недаром ведь Макрон сейчас вышел вперед, оттеснив Меркель в тень. Пресловутое же "сдерживание Путина" о котором любят пафосно рассуждать западные эксперты, означает не более чем сотрудничество с ним, введенное рамки приемлемого для Запада компромисса. Запад всего лишь стремится к минимизации любых конфликтов, как факторов, мешающих бизнесу. Ради этого он готов закрыть глаза на что угодно, сдавая назад как только возникает угроза нарушить приемлемый паритет с Москвой, и легко принося в жертву интересы незападных народов, в число которых попадают все жители бывшего СЭВ, и, тем более, бывших советских республик. Западу нужно не торжество идеалов демократии, а обоюдно удобная площадка между нео-Европой и нео-Ордой. Его споры с Россией, все эти "восточные партнерства", борьба с российской пропагандой, хакерами и убийцами из ГРУ сводятся только к расстановке на этой площадке фигур, которыми играет каждая из сторон. При этом целью Запада является не победа, а лишь перманентная ничья.
Что же до демократии, то лидеры ЕС, возможно, даже в чем-то завидуют Лукашенко, не имея и десятой доли его возможностей по жесткому разгону протестующих. Сегодня они слишком зависимы от своих избирателей, чтобы позволить себе нечто подобное – но совсем не прочь получить такую возможность в будущем.
Пандемия ковида подарила им надежду позаимствовать некоторые практики минского ОМОНа, прикрывшись необходимостью чрезвычайных мер в опасной ситуации. Это ещё одна причина, по которой западные политики так внимательно смотрят на Беларусь.