Вертолетный барон. Как Молдова подала пример Украине
Почему мы позволяем втягивать себя в мышиную возню политиков и не видим настоящих героев?
Новость о том, что в Молдове, в захолустном райцентре Криулень, полиция обнаружила подпольный цех по производству вертолетов "внешне идентичных Ка-26", а в нем - десять летательных аппаратов разной степени готовности, предназначенных, по версии прокуратуры, "для нелегального вывоза в страны СНГ", прошла почти незамеченной даже в самой Молдове. Её затмил скандал с похищением депутата от парламентской фракции Партии Социалистов Штефана Гацкана, задумавшего перебежать во вражеский лагерь, в котором принял участие даже президент Игорь Додон.
Конечно, история с Гацканом по-своему тоже замечательна. Фактически, она ставит жирную точку на несостоявшейся государственности нашей соседки - одной из бывших советских республик, разорванной в клочья клановыми интересами, и, в этом плане, заслуживает самого внимательного разбора. Заслуживает хотя бы потому, что и Украина сегодня оказалась в шаге от такого же грустного финиша. Но производство вертолетов - в этой же самой Молдове, мафиозной, деградировавшей, впавшей во всем в крайний упадок, из которого её не вывела ни программа партнерства с ЕС, ни помощь Румынии, видящей в молдаванах отторгнутую часть румынского народа, ни миротворческие усилия ОБСЕ на Днестре; в Молдове, где безнадежно глохнет и гибнет все доброе и хорошее, зато пышно цветет самый омерзительный совок, - это действительно поразительно. Это подвиг. Ход против системы, против всей логики молдавской дегенерации, которую молдавские политики, совершено неотличимые от молдавского криминалитета, уже почти три десятилетия пытаются выдать за государственное строительство. Человек, додумавшийся до этого - и даже просто вообразивший себе нечто подобное - уже герой. Человек, организовавший такое производство - несомненный и прямой потомок Икара, или Прометея, или обоих сразу. Сохранивший (в Молдове, как ему это удалось?!) лучшие качества своих предков. Недаром же молдавские прокуроры обещают всем участникам производства, и, в первую очередь, его организатору, отсидку от 3 до 10. За что? Ну, для начала - за подготовку контрабанды воздушных судов двумя или более лицами (п.5 ст.248 УК РМ). Как предусмотрительны, однако, молдавские законодатели.
В настоящее время в ходу две версии произошедшего.
По версии прокуратуры, вертолеты - самые, что ни на есть, натуральные. Все обнаруженные узлы, а также двигатели - настоящие, только корпуса самодельные. Вертолеты, кстати, немного разные, хотя и выполненные по одной и то же соосной схеме. Само собой, никаких сертификатов, а значит, и повод для ещё одного обвинения. "Эксперт также указал, что это оборудование в случае эксплуатации может представлять повышенную опасность, так как для его сборки использовали детали, не соответствующие техническим требованиям авиационной промышленности", - говорится в сообщении прокуратуры.
По данным следствия, в течение пяти лет в цеху работали около 10 человек, все - жители Приднестровья, благо Криулянский район расположен в непосредственной близости от него. Один из задержанных уже рассказал, что некоторые из собранных вертолетов находились в стадии испытаний.
По версии организатора производства, некоего Юрия Чебана, 64 лет, речь шла не о вертолетах, а о макетах, которые он изготавливал для проверки некоторых своих идей. Испытания - да, шли, но наземные, с целью дальнейшего получения патента. И, точно, при помощи Google можно найти несколько патентов на узлы вертолетов на имя Юрия Чебана, все правда за 2013 год. То есть, в течение 7 последующих лет - или 5 лет, если придерживаться по версии прокуроров, Юрий Чебан проводилдоводку и испытания усовершенствованного им редуктора.
В качестве довода в свою защиту, Чебан, удачно избежавший ареста, и, потому имеющий возможность общаться со СМИ (его, по счастливой для него случайности, не оказалось дома, когда за ним пришли), заявил, что продать самодельный вертолет невозможно. Нужна куча разрешений и сертификатов. "А у себя дома я могу строить модели всего, что хочу. Я не нарушаю закон в этом случае", - заявил он, отметив, что по версии прокуратуры, вертолеты лишь планировали продать контрабандно. Иными словами, фактов продажи не доказано было - ну, а подготовку продажи ещё надо доказать.
Чья версия справедлива - сказать сложно. Источник деталей к вертолетам понятен - это все те же склады 14 армии в Приднестровье. Семилетние эксперименты без отдачи в каком бы то ни было виде выглядят странно - очень уж долговременные и крупные вложения. И корпуса, и детали вертолетов, и труд рабочих - все это стоит денег. Чебан, правда утверждает, что рабочих было не 10 человек, а только он с сыном, плюс друзья помогали, но, честно говоря, выглядит это неубедительно. Насчет разрешений и сертификатов - тут тоже, смотря кому продавать такой вертолет, и с какими целями. Иной раз "левый" летательный аппарат, историю которого невозможно проследить в принципе - именно то, что нужно. Где его держать? В обезлюдевшей сельской местности, что в Молдове, что в Приднестровье, что в Одесской области, вертолет спрятать вполне возможно. Ну, а контрабанду, как способ заработка, ещё никто не отменял.
С другой стороны, чтобы производство было рентабельным на протяжении аж пяти лет, должны, вероятно, быть и проданные вертолеты? А их пока не нашли. В общем, темное это дело.
Однако, вертолет все же не станок для печатания долларов, и не автомат. И, если явный криминал не доказан (а он пока не доказан!), нормальное государство, заинтересованное в собственном развитии, должно было бы оказать такому умельцу максимум поддержки. Помочь легализоваться. Освободить на какое-то время от налогов. Словом, сделать всё, чтобы ему было выгоднее работать легально, чем нелегально. Это было бы правильно сделать в любом случае: и если речь идет об изобретательской деятельности, и если в цеху действительно собирались вертолеты для последующей продажи, что, скорее всего, и было. Ну было и было - но не доказано, и никто ведь не жаловался, и никаких преступных действий тоже не обнаружено. А что вертолеты - так, в конце концов, что тут удивительного? Автомобиль, построенный самостоятельно уже никого не удивляет. Отчего бы не построить и вертолет, при наличии необходимых механизмов, лежавших на складах, неподконтрольных, кстати, Молдове? Отчего бы не дать человеку возможность строить вертолеты, если он может и хочет этим заниматься? Механизмы и двигатели, кстати, вполне можно было бы сертифицировать - опять же, при желании. Они ведь заводские, а не на коленке в гараже сделанные.
Но никакого желания действовать так у властей Молдовы нет. И интереса нет, ибо получить с Чебана взятку невозможно. Есть, к слову, подозрение, что именно по этой причине делу и дали ход: засекли подпольный цех, прикинули что к чему, пришли, и попросили поделиться - но запросили непомерно много.
Как бы то ни было, но сейчас у властей Молдовы есть более важные заботы: в парламенте рушится большинство, а на горизонте маячат досрочные выборы. Все настолько серьезно, что президенту страны пришлось лично участвовать в операции по похищению и вывозу из Молдовы неудобного ему депутата Гацкана. Или даже в его ликвидации, что тоже не исключено.
Какое отношение всё это имеет к Украине? Да самое прямое. Случить такая история у нас - и реакция властей была бы ровно той же самой. Запретить всегда проще. Не до вас, изобретатели, сидите, и помалкивайте, мы тут власть в очередной раз делим. Собственно говоря, такие истории с теми, кто пытается организовать что-то новое, необычное, и такое, что можно обложить данью, постоянно и случаются. Просто они проходят незамеченными, а случай с вертолетами очень уж яркий. В этом плане Украина похожа на Молдову. Разве что уже без вертолетов - особенно после продажи "Мотор Сич". Впрочем, и это отдельная история.
Хотя, как знать, как знать... Может быть, мы ещё услышим и об украинце, собравшем у себя в гараже что-то такое, на чем можно улететь от зеленой тоски, всё плотнее накрывающей Украину.