Лоббист с темной стороны. Что сделает с нашей ГТС министр энергетики США Дэн Бруйетт
После скоропалительного вывода войск из Сирии - надо сказать, недалеко, в Ирак, куда Кремль тоже, по некоторым сведениям, уже вербует наемников, - Трамп, как водится, сделал шажок назад и отправил бронетехнику охранять нефтяные месторождения. Казалось бы, зачем это президенту, гордящемуся возобновленной энергетической независимостью США, пусть даже это не совсем его заслуга? По-видимому, дело в недавнем иранском обстреле с территории Ирака (частично замаскированном под дело рук йеменских партизан) саудовских разработок, эффект от которого еще не совсем преодолен. Белый дом окончательно запутался в своей ближневосточной линии, как и во многих других областях внешней политики, существенным компонентом которой является политика энергетическая.
Перри соскочил
Как назло, в середине октября покинул свой пост преследуемый перспективой привлечения к процессу импичмента, причем сразу по двум эпизодам - посредничеству между Трампом и Зеленским и потенциальному давлению на "Нафтогаз України", министр энергетики США Рик Перри. О том, что он уйдет в отставку, еще в начале октября сообщило издание Politico. И хотя сам Перри сначала отрицал, что в скором времени покинет пост, 17 октября он все же уведомил Трампа о своем уходе "до конца года".
По словам Перри, он лично просил Трампа поговорить с Зеленским, чтобы удостовериться в том, что Киев предпринимает шаги по борьбе с коррупцией. Министр утверждает, что изначально президент не хотел звонить Зеленскому. Но все это лирика. За отставкой Перри стоит его личный взвешенный расчет. Дело в том, что, кроме прочего, Перри - политик, прошедший всю американскую партийную и должностную иерархию и вошедший в историю тем, что трижды подряд побеждал на выборах губернатора Техаса, причем провел на посту рекордных 14 лет.
Поэтому у него хороший нюх, и он решил вовремя соскочить, так как вполне может пройти от своего штата в Сенат на пару с Тедом Крузом. Тем более что грядущие через год выборы для нынешнего поколения известных республиканцев не просто станут объективно последними, но и будут разыгрываться по сценарию "пан или пропал".
Вместе с тем, тепло попрощавшись с Перри - своим бывшим соперником, а затем союзником в дни президентской кампании, президент Трамп долго не думал и 18 октября сообщил о том, что замена найдена. "С радостью номинирую Дэна Бруйетта на должность главы министерства энергетики. Его опыт в этой сфере уникален. Настоящий профессионал. Я не сомневаюсь, что он отлично сделает свою работу", - заявил Трамп.
Экспертное сообщество уже привыкло к тому, что всех своих назначенцев Трамп объявляет великими профессионалами, а затем прогоняет с проклятиями, хлопая дверью Белого дома изнутри. Поэтому в данном случае, а в особенности с учетом растущего, причем уже при третьем украинском президенте подряд, украинско-американского сотрудничества в сфере энергетики, следует повнимательнее посмотреть, кто такой Дэн Бруйетт. Но сразу промежуточный вывод - скамейка запасных у Трампа сократилась до предела, и публичных политиков он уже точно не собирается привлекать в свою администрацию. Правда, при этом президент в рамках набирающей обороты гонки преследует несколько иные цели.
Человек из Луизианы
Уроженцу штата Луизиана Дэну Бруйетту 57 лет. В 1987-1997 гг. он работал в качестве помощника и затем начальника аппарата на (тогда) республиканца Билла Таузина, который был членом Палаты представителей от третьего округа Луизианы. Что, как выяснится ниже, является ключевым фактом его карьерной биографии. Позже стал старшим вице-президентом в R. Duffy Wall&Associates, а в 2001 г. впервые попал на работу в минэнерго - в качестве помощника министра по межправительственным и парламентским вопросам (указывает на то, что Бруйетт - человек клана Бушей, на который Трамп все больше вынужден полагаться, невзирая на взаимную неприязнь).
Далее, с 2004 по 2006 г. Бруйетт был вице-президентом корпорации Ford (иными словами, выгодно конвертировал должность). Затем он возглавлял отдел госполитики в Автомобильной ассоциации США (USAA), которая предлагает страховые и финансовые услуги ветеранам. В 2013-2016 гг. был членом совета по минералам и энергии штата Луизиана. А в апреле 2017-го Трамп выдвинул Бруйетта на пост замминистра энергетики США. То есть на этой должности он продержался 2,5 года, что по меркам нынешней администрации впечатляет.
Отсюда можно сделать еще три вывода. Первый - Трамп начал доверять только узкому кругу более-менее сработавшихся с ним людей, а это те люди, которые не говорят "нет". Второй - президент, при всем недоверии к партии, ищет компромиссы с традиционными группами влияния в ней. И третий - он стал еще больше опираться на профессиональных лоббистов, причем со специфической репутацией, и, скорее всего, ему нужна поддержка в Луизиане. Дело в том, что Бруйетт и впрямь может эту поддержку организовать, а что касается особенностей "южного" лоббизма, то здесь крайне примечателен карьерный путь его патрона и многолетнего начальника, 76-летнего Билла Таузина.
Билл Таузин, каджун, то есть французский креол по происхождению, - личность в Америке весьма известная. Плоть от плоти штата - где родился, там и учился, и далеко от Луизианы не отходил, в том числе работая на федеральном уровне (впрочем, Вашингтон тоже считается городом южным). Во время учебы на юрфаке университета Луизианы он служил помощником члена сената штата. Политическую карьеру начал в 1972 г., будучи избранным в Палату представителей Луизианы, и отсидел четыре полных срока в качестве демократа.
В 1979 г. Дэвид Трин, первый конгрессмен-республиканец из Луизианы после Реконструкции, был избран первым же губернатором-республиканцем за более чем столетие. Таузин, все еще в качестве демократа, выиграл довыборы по его округу, коварно переиграв таких же демократов, перешедших в лагерь республиканцев.
В течение пятнадцати лет Таузин был одним из наиболее консервативных демократов в Палате представителей Соединенных Штатов - настолько, что даже став заместителем координатора большинства, он был изолирован партией и просил время для выступлений у республиканцев.
В 1987 г. Таузин неудачно баллотировался на пост губернатора Луизианы, а в 1994-м, когда демократы потеряли контроль над Конгрессом, стал раскольником - в 1995 г. Таузин сам перешел к республиканцам и заявил, что в Демпартии консерваторов больше не терпят. Эти маневры чрезвычайно напоминают эволюцию симпатий самого Дональда Трампа, не говоря уже о том, что выставляют Таузина довольно беспринципным политиком (а вместе с ним в это время уже рос нынешний министр энергетики Дэн Бруйетт, если его, конечно, утвердит Сенат).
Вскоре Таузин вновь стал заместителем координатора большинства, став первым в истории конгрессменом, который был частью руководства обеих партий в Палате представителей. Несмотря ни на что, Таузин оставался популярным дома. Он был переизбран еще 12 раз, в девяти случаях - без заметной конкуренции. И опять внимание - с 2001 по 2004 г. Таузин возглавлял комитет Конгресса по энергетике и торговле, тогда и пристроив Дэна Бруйетта в профильное министерство. А устав от публичной политики, луизианец вошел в историю с трюком, хорошо знакомым в наших палестинах: выдвинул вместо себя по округу сына, полного тезку, и тот проиграл всего полутысячу голосов.
Не юмористы
Однако при этом Билли Таузин и его правая рука Дэн Бруйетт - вовсе не юмористы, а очень цепкие корпоративные лоббисты с темной стороны Луны.
Это становится ясно как из набора успешных законодательных инициатив Таузина, так и из его последующего поведения. Он продвинул действующие до сих пор законы о природном газе, авиалиниях, грузовых перевозках и дерегуляции рынка электроэнергии, телекоммуникациях, кабелях, защите экологии и судебного разбирательства в сфере частных ценных бумаг. Причем умел пробивать законы даже сквозь президентское вето.
А в федеральную политическую историю Таузин вошел редкостным финтом.Так, в январе 2005 г., на следующий день после окончания срока его полномочий в Конгрессе, он начал работать в качестве главы Ассоциации фармацевтических исследований и производителей Америки (PhRMA). Это мощная лоббистская группа для фармацевтических компаний, где экс-конгрессмен стал получать $2 млн в год. К завершению контракта Таузин заработал у фармацевтов целое состояние - и вот почему.
За два месяца до ухода в отставку с поста председателя комитета по энергетике и коммерции США, который курирует фармацевтическую промышленность, Таузин сыграл ключевую роль в прохождении через Конгресс законопроекта о лекарствах, отпускаемых по рецепту Medicare.
Демократы заявили, что этот законопроект был принят исключительно в интересах корпораций, поскольку он запрещал правительству вести переговоры о снижении цен на лекарства и запрещал импорт идентичных, более дешевых лекарств из Канады и других стран. Агентство по делам ветеранов, которое могло отдельно договариваться о ценах на лекарства, платило гораздо меньше, чем по Medicare.
Скандальный законопроект был принят на экстренном заседании Конгресса в три часа ночи под сильным давлением со стороны фармацевтических компаний. Впоследствии, будучи главой PhRMA, Таузин был ключевой фигурой в переговорах по реформе здравоохранения 2009 г., обеспечив поддержку фармацевтической промышленности в пользу президента Обамы и сенаторов. Став самым высокооплачиваемым лоббистом в сфере здравоохранения, в настоящее время Таузин входит в совет директоров Louisiana Healthcare Group.
Кроме того, он прославился тем, что расхвалил книгу крупного мошенника Джерома Шнайдера "Полное руководство по офшорным денежным приютам", назвав ее серьезным претендентом на лучшую книгу по офшорному банковскому делу, которую когда-либо видел (когда Шнайдер отправился в тюрьму, сотрудники Таузина называли это заявление глупостью - но не он сам). Что делает из Билла Таузина не только персонажа детективных романов Джона Гришема, но и совершенно аутентичного приверженца Трампа и влиятельное лицо в деле президентской борьбы за полную свободу от приличий. Которая, конечно, может завершиться через год, но лоббистская прослойка в истеблишменте США точно никуда не денется.
Теперь же - а учитывая работу в администрации Буша и устойчивость в республиканском Белом доме, сомнений в утверждении сенаторами наследника Таузина Дэна Бруйетта мало - на министерство энергетики приходит такой функционер, для которого пресловутое quid pro quo в порядке вещей. Это не политик Рик Перри с далеко идущими геополитическими планами - поэтому его украинским коллегам придется держать с ним ухо востро.
Это во-первых, а во-вторых - вопрос о частичной приватизации ГТС рано снимать с повестки дня, ведь надо что-то противопоставить российским предложениям ЕС по северному трубопроводу. Почему бы украинским партнером не стать американской компании? Тем более что Польша уже получила ключевое - датское - разрешение на прокладку газопровода из Норвегии, а в следующем году России европейский рынок газа уже не удержать. Но речь в украинском случае может пойти и о возвращении к тематике сланцевого газа, о набравшем ход сотрудничестве в отрасли ядерной энергетики, а также о закупках угля и об уже пришедших в сектор альтернативных источников энергии американских инвестициях.
Единственное - хочется верить, с прицелом на по-настоящему важные проекты для обеспечения украинской энергетической независимости, в то, что история с испанским лыжным инструктором не повторится. Потому что Дэн Бруйетт тоже не лыком шит и может подарить нынешним и потенциальным украинским партнерам любимый бестселлер своего политического покровителя.