Ливийские хитросплетения. Россия пытается создать угрозу для Европы с юга

По всей видимости, прошлогоднему "договорняку" Турции и России пришел конец

Фото из открытых источников

В Ливии снова неспокойно. В нескольких городах люди вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство деятельностью правительства, требуя решения сразу нескольких вопросов — от проблем с электроснабжением до коррупции. Но главная претензия – это то, что запланированные еще на конец прошлого года президентские выборы все еще не состоялись. В Тобруке (Восточная Ливия) демонстранты даже ворвались в здание парламента и устроили там поджог.

Почему это нам, украинцам, которые сейчас борются за собственное выживание, должно быть интересно?

Учитывая продолжающуюся российскую агрессию против Украины, как раз и следует обращать внимание на такие вспышки политической нестабильности. Особенно в стране, которая находится на южном фасе Европейского союза, и которую Россия пыталась подмять под себя. Планам РФ помешала Турция, оказав активнейшую поддержку Правительству национального согласия, которое возглавлял тогда Фаиз Саррадж, в войне против Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара, давно прикормленного Кремлем.

Пободавшись в Ливии (кстати, весьма успешно) с ЛНА и наемниками ЧВК "Вагнер", турки согласились на перемирие. Полтора года назад баланс сил в Ливии кардинально изменился: противостояние Анкары и Москвы завершилось своего рода политическим консенсусом.

5 февраля 2021-го Форум ливийского политического диалога – площадка для урегулирования конфликтов в форме аналога коллегии выборщиков под эгидой ООН – выбрал нового премьер-министра, главу Президентского совета и двух членов этого органа.

И вот тогда случилось самое интересное: фаворитами считались спикер Палаты представителей Агил Салех Иса и глава МВД Фатхи Башага, но победителем не стал ни тот, ни другой. Большую часть голосов представителей Форума (39) получили аутсайдеры. В частности, премьер-министром был избран предприниматель Абдулхамид Дбейба. Глава миссии ООН по поддержке Ливии Стефани Уильямс, комментируя результаты голосования, предположила, что часть делегатов фактически подкупили. Правда, воздержалась от предположений, кто именно.

Это, однако, не помешало ООН проэкспериментировать — и посмотреть, что получится. На тот момент казалось, что компромисс возможен: и Восток, и Запад Ливии вроде бы двигались к совместной работе. Хафтар согласился "раствориться" в общеливийской армии. Дбейба же остался премьером. А он, заметим, — бизнесмен с неплохими контактами как в Турции, так и в России. Встречался даже с главным пиар-пехотинцем Путина – Рамзаном Кадыровым. Сейчас же Дбейба отдает предпочтение Турции – месяц назад он побывал на выставке турецкого ВПК в Измире.

Но прошлогодний консенсус прожил недолго. Во-первых, отчасти ввиду российского вторжения в Украину и череды провалов Москвы, включая внешнеполитические (когда Европа, Северная Америка и часть Азии оказали Киеву вдруг очень даже серьезную помощь). Но об этом позднее.

Во-вторых, и это, похоже, было катализатором кризиса – из-за внутриполитического противостояния, ведь руководить правительством хотели и Дбейба, и Башаги. Согласно достигнутым в прошлом году договоренностям, после избрания нового ПНС во главе с Дбейбой, в стране в конце 2021 г. должны были состояться выборы. Чего не произошло. Почему? Потому что оба – Дбейба и Башага – явно не прочь обладать ресурсом для успешной президентской кампании. Поэтому первый отказался отдавать кресло премьера, а второй стал "вторым" премьером по решению депутатов в Тобруке.

Урегулировать кризис, естественно, это не помогло, а, напротив, лишь усилило противостояние. Правда, Дбейбе пришлось продемонстрировать готовность идти на уступки после того, как его машину обстреляли. Поэтому 5 марта он объявил об отставке, при этом сохранив пост главы правительства с приставкой "временный" до выборов.

Демонстрация, как видим, оказалась провальной. Либо определенные игроки сочли ее недостаточной. Поэтому клинч Дбейбы и Башаги стал еще более крепким.

Что примечательно, сейчас Башага находится в команде России. Кремль официально поддерживает именно его, несмотря на то, что глава МВД резко критиковал Москву за то, что та отправила в Ливию "вагнеровцев". И не только. В 2019 г. именно Фатхи Башага санкционировал арест двух "бойцов" Евгения Пригожина, куратора ЧВК "Вагнер" и "фабрики троллей" — "политтехнологов" Максима Шугалея и Самера Сейфана, прибывших в Ливию для сбора информации о внутриполитических раскладах и встреч с сыном Муаммара Каддафи – Саифом, с целью подготовить его приход к власти в Ливии.

"Примечательно" №2 – это то, что Каддафи в конце прошлого года объявил о намерении баллотироваться на пост президента.

И сегодня среди участников протестов встречается немало людей, поддерживающих Саифа Каддафи. А Башага…Ну, его поведение серьезно изменилось.

Еще 3 мая, заметим, Фатхи Башаги написал статью для The Times, в которой призывал правительство Великобритании помочь подвинуть россиян в Африке, сравнивая при этом ситуацию в Ливии с войной РФ против Украины. И вдруг, на следующий день, в Twitter Башага внезапно заявил, что никакую статью он не писал. The Times с этим в корне не согласна, но это уже не столь важно. Каким-то образом России удалось подцепить Башагу на крючок и заставить вчерашнего критика Кремля играть в связке с Хафтаром против "протурецкого" Дбейбы.

Пока же оба лагеря публично поддерживают участников протестов. Что разумно, поскольку наученные опытом 2011 г., и Дбейба, и Башага (со стоящими за ним Хафтаром и Россией), прекрасно понимают, что протестующие – это двигатель государственных процессов в Ливии. Даже если часть этих демонстрантов явно используются Кремлем, чтобы привести к власти Каддафи.

Если России это удастся, то она не только получит больше контроля над нефтяной отраслью Ливии, включая ее прибрежную транспортную инфраструктуру, но и пересоздаст точку напряжения в магрибском подбрюшье Европы, вкладывающей немало ресурсов в стабилизацию региона.

Хотя тут стоит вопрос наличия ресурсов. Хватит ли Москве, которая сейчас закапывает миллиарды нефтедолларов и свою живую силу и технику в Украине, на то, чтобы дешево и сердито взять Ливию под полный контроль, подвинув Анкару? Или же Эрдоган снова сможет переиграть Путина в Ливии? Правда, и в турецкой экономике далеко не все гладко, к тому же Анкара запустила новую "военную спецоперацию" в Сирии. С другой стороны, потери Москвы все же больше. К тому же Турция, в отличие от Росси, не пребывает под колоссальными санкциями, и в карму ей зачтется поддержка Правительства национального согласия, признанного ООН.