Ле Пены дискредитировали европейских друзей Путина
Марин Ле Пен, президент ультраправого "Национального фронта", подвергла своего престарелого отца унизительной процедуре. 87-летний Жан-Мари Ле Пен, основатель и символ этой партии, в августе был изгнан ею из своего детища. Жертвы, как репутационные, так и личные, Марин принесла на алтарь мнимой респектабельности. Такими действиями она рассчитывает улучшить имидж "Национального фронта" и увеличить шансы своей партии во время грядущих политических баталий.
Местные политики называли Жана-Мари Ле Пена "дьяволом республики". Мало кто, кроме него, был способен так выводить из себя, провоцировать и будоражить французское общественное мнение. Начиная с 1972 г., даты создания партии, и даже ранее его имя постоянно фигурировало в различного рода скандалах, связанных с расистскими, антисемитскими, антиправительственными высказываниями, а также одобрением коллаборационизма.
Последователи у Ле Пена были, хотя и немного. Поддержка избирателями его или его партии колебалась большую часть времени в пределах от одного до десяти процентов, которые он набирал на различного рода выборах - от муниципальных до президентских. Пик успеха пришелся на 2002 г., когда на президентских выборах он получил 17%. Это был предел, потолок. Да и, вполне вероятно, ему помогли тогда политтехнологи Ширака, избравшие его спарринг-партнером для битья. Ведь потом, во втором туре, Ширак получил оглушительные 82% против 20% в первом.
Спираль событий, которая привела к низложению "дьявола", проживающего в унаследованном замке в предместье Парижа, начала раскручиваться в 2010-2011 гг. Возможно, это хронологическое совпадение, а возможно, и нет. Но как только "арабская весна" стала показывать свою эффективность в деле переформатирования мягкого средиземноморского подбрюшья Европы, "Национальный фронт" вдруг получил свой шанс на взлет. В январе 2011 г. руководство партии обновилось: у власти оказались новые лица. Старый Ле Пен, бывший на протяжении почти сорока лет бессменным лидером НФ, уступил руководство дочери. Вице-президентом стал Луи Алио - юрист, политический менеджер, а также гражданский муж Марин. Начался этап "отбеливания черного кобеля" с прицелом на серьезную борьбу за власть.
Этот этап во многом фальшивый, искусственный, не более чем технология. Ведь перед тем, как события понеслись вскачь - а именно с апреля этого года, когда новая руководительница НФ использовала очередные антисемитские высказывания своего отца как предлог для полного разрыва с ним, - Марин проигнорировала множество не менее провокационных перлов папы. Например, она молчала, когда старый Ле Пен "шутил", что проблема демографического взрыва в Африке будет решена с помощью Эболы, и когда он говорил двусмысленности насчет Брейвика и многое другое. И даже "блистала" сама, как, например, во время визита весной 2012 г. в Израиль, где она скандально отказалась осудить коллаборационистский режим Виши.
Инцидент, который якобы вызвал особенное раздражение Марин и ее политтехнологов, состоял в следующем. Неоднократно уже на протяжении многих лет старый Жан-Мари допускал сомнительные с точки зрения французского закона и респектабельной публики высказывания о Холокосте. Вот и в апреле, выступая на телевидении, он оседлал любимого конька и говорил вульгарные двусмысленности насчет газовых камер. Но на этот раз его дочь как бы "возмутилась" и "не простила". Вскоре она обрушилась на отца с жесточайшей критикой.
Марин обвинила его в "грубых провокациях", заявила, что воспрепятствует его выдвижению от партии на региональных выборах, и, наконец, подняла вопрос о лишении партбилета. Флориан Филипо, еще одно новое молодое лицо и тоже вице-президент "Национального фронта", сказал, что инцидент знаменует собой "окончательный и полный" разрыв с некогда уважаемым и чтимым в их узком кругу патриархом. Сам же Ле Пен незадолго до "полного разрыва" обозвал Филипо скрытым марксистом. Политические "отцы и дети" изволили склочничать.
После ряда бюрократических процедур 4 мая членство Ле Пена-старшего было приостановлено. Вслед за этим политик публично заявил, что отрекается от дочери. Оставаясь в силу формальных причин еще несколько месяцев на посту почетного председателя партии, Ле Пен продолжал делать мелкие укусы и пакостить. Наконец, Марин ликвидировала и эту должность, такой себе плацдарм влияния отца, с формулировкой "злоупотребляет полномочиями для своих актов мести".
Впрочем, "актов мести" это не прекратило. 5 сентября Ле Пен создал собственную ультраправую партию "Сине-бело-красное объединение". Ходят обоснованные слухи, что он может выставить свою кандидатуру - в том числе и против дочери - на предстоящих во Франции в апреле 2017 г. президентских выборах.
В чем же смысл таких публичных издевательств дочери над отцом, а отца над дочерью и вредящих репутации скандалов? Наивно было бы полагать, что за действиями прожженных политиканов Ле Пенов нет двойного дна.
Что касается Марин, речь идет о циничной игре, имеющей целью очистить образ партии от праворадикального имиджа и завоевать центристский электорат. В том числе и ценой попранного достоинства - а может быть, даже и подорванного здоровья - родного отца. Ставки в этой игре очень высоки. Некоторые шансы на победу в 2017 г. у Марин есть. На данный момент наиболее вероятные претенденты - она и Николя Саркози. И все понимают, что, если она победит, изменится не только Франция, но и Европа, а значит, и весь мир.
Впрочем, ее политический "эдипов комплекс" еще навредит и ей, и кремлевскому патрону. Хотя есть разные данные, как отреагировало общество на действо, разыгранное Марин, но скандалы такого рода - это вилка, из которой нет хорошего выхода. Марин хотела выглядеть "поприличнее", но вряд ли можно считать приличной дочь, поступающую так со своим отцом. В длительной перспективе история этого предательства еще не раз будет использована и обыграна политтехнологами против нее. Каков бы ни был кратковременный эффект, осадок, как говорится, все равно останется.
Несмотря на имевшиеся расчеты, скандал в отношениях с отцом уменьшает политические перспективы младшей Ле Пен и способствует дискредитации друзей Путина в Европе. Кратковременный эффект состоит в том, что скандальные разборки служат уместным дополняющим политическим фоном для судебных тяжб, разворачивающихся ныне против руководительницы НФ и ее партии.
В июле Европарламент снял с Марин депутатскую неприкосновенность, за которой она так долго пряталась, и 20 октября она все-таки предстала перед судом по делу о разжигании ненависти. Хотела отмежеваться от имиджа отца, но что-то не получается - пойдет по его стопам. Еще одно обвинение предъявлено партии в мошенничестве и разработке незаконных схем "относительно честного" изымания денег у французского государства. В Европе не собираются сидеть сложа руки, молча взирая на художества Марин и ее друзей.
За что Марин и Николя ненавидят друг друга
Отец в нынешней игре Марин Ле Пен - это прошлое, тормозящее разбег молодого поколения. Он создает проблемы. И поэтому расчет прост: гирька с надписью "старый Ле Пен" отцепляется, партия смещается к центру и отбирает голоса у сторонников Саркози. А вот между ним и Марин ненависть уже не наигранная, а настоящая. Впрочем, точки соприкосновения у них имеются. Беды от иммиграции, традиционные ценности - это все на поверхности, разница, пожалуй, только в степени негативизма в риторике "Национального фронта" и Союза за народное движение. Правда, при этом первый ратует за выход из НАТО, отказ от евро и вообще большую независимость от Евросоюза.
Здесь гораздо важнее другое. В лучших традициях real politik шестой президент Пятой республики прекрасно ладил с Владимиром Путиным. Он же и санкционировал контракт на постройку вертолетоносцев типа "Мистраль". Сделка была взаимовыгодной: Россия приобретала что хотела (прежде всего - технологии), а Саркози крепил дружбу с промышленниками, сохранял рабочие места и получал баллы к рейтингу.
Однако он никогда не доходил до такой степени заигрывания с Кремлем, как его вероятная конкурентка. За последние полтора года Марин Ле Пен уже неоднократно приезжала в Москву. Она стала врагом Украины, когда поддержала крымский псевдореферендум. Есть неоспоримые свидетельства, что ее партия получала финансирование из Москвы, и Марин не смогла от этих обвинений отвертеться. 9 млн евро были предоставлены НФ в виде кредита в сентябре 2014 г. от Первого чешско-российского банка. Еще 2 млн евро получила фирма ее отца от кипрской структуры, принадлежащей бывшему сотруднику КГБ. Неудивительно поэтому, что Марин демонстрирует заметную путинофилию.
Семейство Ле Пенов вырастило достойную смену
За семейкой Ле Пенов всяческих скандальных и "занимательных" сюжетов тянется целый шлейф. Ле Пен как-то выгнал свою первую жену Пьеретту, мать Марин, и она в отместку сфотографировалась в "Плэйбое" обнаженной и со шваброй. Постоянные скандалы с дочерьми (их у него трое). Неоднократные судимости по статье о разжигании расовой и религиозной ненависти. Сама Марин, несмотря на заботу о традиционных ценностях, дважды разведена и живет в гражданском браке. Отец после последнего скандала язвительно пожелал ей поскорее выйти замуж и поменять фамилию. Подрастает в семье еще одно политическое дарование, самый молодой депутат французского парламента, 25-летняя племянница Марин - Марион Марешаль Ле Пен. Говорят, она талантливый оратор. Возможно, но во многом другом она еще наивное дитя. Например, Марион публично признала, что часто посещает посольство России, потому что ей это "советует тетя".
Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за ноябрь 2015 г. (№11/436)