• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Учет и контроль. Зачем Лукашенко решил переписать не только людей, но и пчел

Больше всего белорусские власти сегодня интересуют две вещи: как много еще граждан хотят покинуть страну и способны ли те, кто планирует остаться, прокормить себя с земли
Фото: minsknews.by/
Фото: minsknews.by/
Реклама на dsnews.ua

Пока в Украине власти еще только раздумывают над тем, что неплохо было бы провести перепись населения, в соседней Беларуси ее уже начинают — буквально на днях, 4 октября. Хотя предыдущая перепись проводилась относительно недавно — в 2009 г., — на этот раз власти нашего северного соседа хотят составить совершенно новое впечатление о своем подведомственном народе. Так что эта перепись будет довольно необычной.

В переписной лист 2019 г. вошло более 20 вопросов из переписи 2009-го, и они касаются даты и места рождения респондента, пола, состояния в браке, места проживания, образования, количества детей, источников средств к существованию, работы, типа и площади занимаемого помещения и других основных социально-экономических характеристик.

Но примечательно не это и даже не то, что все общение переписчиков с гражданами будет идти на русском языке — про существование белорусского власти стараются забыть. В переписные листы 2019 г. включены еще две группы очень специфических вопросов.

А именно: причина, по которой респондент не работает в населенном пункте по месту жительства; планы выехать из Беларуси; если есть, то на какой срок и по какой причине; частота выездов на работу на территорию другого государства.

Поясню. Украинцы уже привыкли воспринимать себя едва ли не как самую поразъехавшуюся на заработки нацию. Но, как показывают приведенные ниже данные ООН, из Беларуси в процентном отношении выехало больше людей.

Реклама на dsnews.ua

И не суть важно, что данные за 2015 г. — поверьте, в последние годы белорусы решают, что надо ехать, не реже, чем украинцы. Кто-то ради заработка, кто-то по причинам скорее политическим. Автор этих строк знает, о чем говорит, — он сам из числа уехавших из Минска, как и его жена.

В реальности очень многие белорусы в провинции, особенно в восточной части страны, официально живут у себя дома и трудоустроены на каком-то полумертвом госпредприятии, а в реальности — живут и работают в соседней РФ. Масштаб этого явления таков, что в 2015-м Александр Лукашенко даже публично требовал от местных чиновников ходить по квартирам и выяснять, где на самом деле работает кормилец семьи.

"И если окажется, что он на самом деле в России работает, то пусть тут семья за все платит — и за медицину, и за школу для детей! — гневался Александр Григорьевич. — А то полмиллиона человек неизвестно где работает, а у нас и информации никакой нет!" Конечно, платить за школу и врачей людям в итоге не пришлось — это было бы слишком явным нарушением Конституции. Но эта история подтолкнула белорусские власти к введению в 2016-м скандально известного "налога на тунеядцев", то есть на людей, формально нигде не трудоустроенных.

К началу 2017-го его попытались взыскать с 470 тыс. белорусов, что закончилось массовыми волнениями. Впрочем, от своих планов власти не отказались — теперь те, кого признали "тунеядцем", лишаются государственных субсидий.

В последние годы, впрочем, вектор эмиграции изменился. Белорусам получить "Карту поляка" проще, чем кому бы то ни было, а значит, и разрешение на работу в Польше. Туда едут и сами, и детей отправляют — жить и учиться. Так что теперь задача белорусских властей — оседлать этот тренд.

Кстати, про анонимность опросов не идет и речи. В этот раз было решено отказаться от бумажной волокиты, вместо этого данные будут вноситься через планшеты. Чтобы сократить время на заполнение анкеты, у гражданина уточнят его идентификационный номер, и по нему автоматически заполнятся графы с ФИО, датой рождения, полом и гражданством. Переписчиков же будут сопровождать милиционеры.

Второй "инновационный" блок вопросов — о наличии у кого-либо из членов домохозяйства земельных участков и/или сельскохозяйственных животных; характеристика земельных участков (местонахождение и общая площадь, из нее занятая под посевы по видам сельскохозяйственных культур) и цели их использования; наличие на земельных участках плодово-ягодных насаждений и кустарников, количество (площадь) плодово-ягодных насаждений в плодоносящем возрасте по видам; наличие в хозяйстве скота, птицы и пчелосемей, количество скота и птицы по видам, количество пчелосемей.

В общем, как комментируют это представители статистического ведомства, их будет, например, интересовать, сколько у человека земельных участков, что на них растет, какое количество яблонь, груш, вишен и т. д. стоят в саду, держит ли человек скот, птиц, пасеку.

Белорусы, кто постарше, сразу вспомнили, что при Сталине и Хрущеве всякие-разные плодовые деревья, кустарники на участке, равно как и личный скот облагались огромными налогами. И белорусы, плача, вырубали яблони во дворах. А скот и ульи перевозили на глухие лесные делянки — привычка партизанить выручала и в мирное время.

Вряд ли, конечно, и теперь белорусы будут сильно откровенничать с переписчиками. Скорее всего, по мотивам переписи выяснится, что у всех на приусадебных участках растут декоративные цветы и бурьян. Однако сам факт подобного интереса примечателен. По сути, белорусские власти хотят знать две вещи: как много подведомственного населения еще осталось в стране (и сколько останется в ближайшие годы), а также смогут ли белорусы прокормить себя сами, с земли. Если с экономикой станет совсем плохо.

Напоследок несколько комментариев под статьями о предстоящей переписи. Примечательно, что люди их оставили, несмотря на то что в Беларуси анонимные комментарии запрещены — все комментаторы раскрывают свою личность.

Давно уже мечтаю свалить с этой "страны для жыцця", дочке нанял на последние деньги репетитора, пускай учит польский и вон из этого болота, кстати, племянник уже два года как учится в Кракове...

Мы все планировали уехать. Но уехал только брат, а я, дура, осталась, сейчас на пенсии. Кому старики нужны? Планировать - это одно, а сделать - это совсем другое. Вон у нас в республике что планировали, а что сделали? И где те планы?

Лично я отвечать на вопросы переписи вообще не намерен. И вряд ли даже дверь открою.

    Реклама на dsnews.ua