Куда ведет УПЦ МП Онуфрий: Московский патриархат готовится к реваншу
В следующем году в Стамбуле планируется проведение Всеправославного собора, в котором будут участвовать представители и предстоятели всех общепризнанных автокефальных православных церквей. Свой интерес в этом важном событии имеет РПЦ, которой необходимо подтвердить свои лидерские позиции на землях "канонической юрисдикции", а также по возможности провести решение об усложнении процедуры получения автокефалии. Чтобы крепче привязать к себе церковные Киев, Минск и Кишинев.
Независимо от "всеправославных" планов, межцерковный диалог в Украине хоть и получил новый толчок после Революции достоинства, но пока нового выхода из глухого тупика не появилось. Да, Киевский и Московский патриархаты оказались в новых для себя условиях. КП в кои-то веки пребывает в "сильном" положении, но это лишь затрудняет разговор. МП занимает выжидательную позицию. От поддержки режима Януковича, а теперь и от своих батюшек с автоматами церковные иерархи официально открестились, однако это не снимает с них вину, прежде всего моральную. Жару в огонь добавляют и жалобы прихожан на поведение "московских попов", которые в своих проповедях не осуждают террористов. А иногда даже отказываются отпевать погибших украинских солдат. К слову, на сайте Запорожской епархии УПЦ МП обнародованы результаты анонимного анкетирования духовенства епархии. В частности, 3,9% отрицательно ответили на вопрос о том, можно ли отпевать людей, принимавших участие в боевых действиях на стороне Украины. При этом 1,3% усомнились в том, что можно отпевать "ополченцев".
В целом можно констатировать, что страх и растерянность после Майдана у священнослужителей УПЦ МП закончились. Представители нынешней власти, в отличие от режима Януковича, в основном занимают по отношению к разным церквям равноудаленную позицию. Никакие меры, кроме общественного порицания, да и то в единичных случаях, к "ватным" батюшкам не применяются. Переходы церковных общин под юрисдикцию Киевского патриархата являются случаями единичными и такими же останутся. Массовых переходов нет и не будет. Дело в том, что приходы живут жизнью довольно обособленной от жизни церкви в целом. Прихожан их приходы вполне устраивают, а там, где возникают проблемы, причина кроется обычно не в политике, а в личностном отношении к тем или иным священникам.
Итак, поскольку в обществе не проявилось масштабное неприятие промосковской УПЦ МП, межконфессиональный диалог без каких-либо заметных сдвигов может и впредь вяло продолжаться неопределенно долго. Или даже в силу определенных обстоятельств быть свернутым. Например, РПЦ объявила 2015-й годом памяти князя Владимира. Под это расписана целая программа празднований в границах "русского мира". Понятно, что без Киева инициатива будет выглядеть крайне ущербной. Вместе с тем активное участие УПЦ МП в этом проекте РПЦ прогнозированно спровоцирует новый конфликт в обществе. Впрочем, вполне возможно, что на это и сделана ставка. Вылепить с пропагандистской целью из УПЦ МП "церковь-мученицу". В том числе и с учетом Всеправославного собора, на котором гундяевцы попытаются убедить остальной православный мир в агрессивности "филаретовских раскольников". К слову, в этом контексте можно рассматривать и странные поджоги церквей МП в Киеве.
Поскольку высшее духовенство УПЦ МП настроено на консервацию нынешнего статус-кво, не являются сколько-нибудь вероятными и другие возможные стратегии. Поскольку де-факто Московский патриархат в своей внутренней кухне уже давно имеет комфортную степень свободы от РПЦ, автокефалия де-юре никому не нужна, да и никто к ней, учитывая настроения внутри церкви, не стремится. Или взять тему "ухода под греков". Сегодня она - не более чем повод для забалтывания вопроса объединения украинских церквей. Интриги нет: греки не хотят. Вселенский патриарх Варфоломей уже обжигался на украинской проблеме в 2008-м. Когда Виктор Ющенко добивался от Варфоломея статуса для УПЦ КП, наши дипломаты из Фанара практически не отлучались. Та история была воспринята РПЦ как попытка сепаратного сговора с целью раскола, и итог ее известен.
Могут возникнуть и "альтернативные" пути "в греки". Например, через присоединение к Украинской православной церкви Канады (УПЦК), находящейся под юрисдикцией Константинополя. Это также тупиковый путь. Который, к слову, могут предложить агенты МП, чтобы затянуть дело и в конце концов дискредитировать саму идею объединения церквей. Для лучшего понимания ситуации: митрополит УПЦК Юрий (Калищук) в 2012 г. отказался от встречи с патриархом Филаретом, когда тот приезжал в Канаду.
О том, как РПЦ хочет стать вровень с госкорпорациями, читайте здесь