Кто за нас. Как разделились Западные Балканы в вопросе поддержки Украины
Недавняя скандальная эскапада президента Хорватии в адрес Украины заставляет взглянуть на наши перспективы обзавестись союзниками в регионе в целом
Страны Западных Балкан очень неуверенно и вразнобой отвечают на вопрос, что они будут делать в случае эскалации российско-украинского конфликта. Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Северная Македония, Албания и частично признанное Косово высказали разные позиции относительно своего возможного участия в конфликте в Украине, а некоторые и вовсе промолчали.
Среди стран, которые официально заявили о своей однозначной поддержке Украины, вплоть до военной, хотя и с оговоркой, что пошлют свою армию воевать против России, если так решит НАТО и/или США, оказались Северная Македония и… Косово.
Президент частично признанной республики Вьоса Османи в последние дни неоднократно заявляла, что Косово стоит рядом с Украиной и поддерживает суверенитет и территориальную целостность нашей страны. Министерство обороны подчеркнуло, что косовские силы безопасности (де-факто армия) готовы участвовать в каждой миссии США, когда это необходимо.
Парадокс состоит в том, что Украина не признала Косово и даже никогда на официальном уровне не заявляла о намерении рассмотреть этот вопрос. Однако местные аналитики пояснили нынешнюю косовскую политику так: Косово обязано США и НАТО своей независимостью, и, если Соединенные Штаты и Североатлантический альянс скажут, что нужно помогать и поддерживать даже не признавшую их страну, Приштина будет это делать всеми возможными способами.
Северная Македония, 30-й член НАТО, также объявила о своем намерении неукоснительно следовать решениям Альянса в части защиты суверенитета и территориальной целостности Украины.
Македонская министр обороны Славянка Петровска заявила, что армия республики готова по требованию НАТО принять непосредственное участие в возможном конфликте. "Северная Македония выступает за дипломатическое решение спора между Украиной и Россией, но готова вступить в возможный конфликт, если этого потребует НАТО, — сообщила она.
"Развертывание Россией вооруженных сил — это провокационный и дестабилизирующий акт, который снижает безопасность европейского континента", — констатировала министр.
Проукраинскую позицию македонцев теоретически можно легко объяснить давними украинско-македонскими милитарными связами — в 2001-м году Киев оказывал Скопье военную и военно-техническую помощь в борьбе с албанскими сепаратистами, поэтому нынешний жест македонской власти можно было бы считать "оплатой долга". Однако стоит заметить, что никто в Северной Македонии не вспоминает события 22-летней давности и не поясняет свою нынешнюю позицию событиями давно минувших дней. Верховный главнокомандующий, президент страны Стево Пендаровский, в ответ на просьбу журналистов прокомментировать выступление министра обороны, осторожно уточнил, что НАТО не принимало решения о военном участии в конфликте в Украине. Хотя он и не опроверг такую возможность, заверять Киев в возможности военной поддержки он тоже не стал.
Еще более мягкую позицию заняли в Албании.
Представители албанской армии (но не руководство) заявляли в разговоре с журналистами, что в случае вторжения России в Украину будут готовы присоединиться к США и НАТО и выступить против российских войск. Однако президент Албании Илир Мета был более сдержанным. "Военная агрессия против Украины — это недвусмысленная угроза европейской безопасности и серьезное нарушение международного права", — написал Мета в своем посте на Facebook. Однако, хотя он и подчеркнул, что поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины и назвал нашу страну дружественной, все же сделал акцент на необходимости решать конфликт методами дипломатии.
Три страны, где присутствует "сербский мир" – Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина – либо вообще помалкивают по поводу своего участия в "украинском кризисе", либо ограничиваются нейтральными заявлениями.
В Белграде то премьер-министр Ана Брнабич сетует, что нынешняя эскалация угрожает энергетической стабильности Сербии, то представитель министерства иностранных дел намекает на возможность участия сербской стороны в процессе урегулирования российско-украинских отношений, конфликта между двумя "братскими сербам" народами. Президент Александар Вучич на днях обсуждал события вокруг Украины с послом РФ, однако никаких содержательных сообщений для прессы по итогам встречи не прозвучало.
Если учесть, что Сербия одновременно является партнером НАТО и наблюдателем в парламентской ассамблее ОДКБ, вступает в ЕС и подписала соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом, нынешний демонстративный нейтралитет является ожидаемым и закономерным.
Немного удивляет молчание члена НАТО Черногории. Но и оно вполне объяснимо: в Подгорице все готово к смене нынешнего правительства, а, значит, и к новому витку политического противостояния с непредсказуемыми последствиями. Очевидно, местным чиновникам и политикам просто не до конфликтов в других частях Европы.
Босния и Герцеговина, разделенная на этнические анклавы и практически лишенная возможности принять любое консолидированное решение относительно Украины, не то что послать армию, также в основном отмалчивается. Лишь член Президиума БиГ от боснийцев Шефик Джаферович заявил, что поддерживает "усилия по защите территориальной целостности" Украины. Тут можно отметить, что боснийцы/бошняки точно будут прислушиваться к мнению по украинскому вопросу Турции, поэтому по крайней мере боснийская часть Боснии и Герцеговины на сегодня находится в относительно дружественном Украине военном лагере.
С сербами БиГ тоже более менее понятно – там господствуют пророссийские настроения, однако публично их не озвучивают из-за показательного нейтралитета Белграда и заявлений белградских чиновников про братский украинский народ.
А вот с хорватами все сложно – и не только в БиГ, но и в самой Хорватии.
Единственной страной на Западных Балканах, в которой Верховный главнокомандующий сказал категорическое "нет" гипотетической возможности отправки войск в Украину, неожиданно стала член НАТО и ЕС Хорватия.
Хорватский президент Зоран Миланович заявил, что в случае эскалации российско-украинского конфликта Загреб не будет помогать Киеву. По его словам, если НАТО увеличит свое присутствие в Восточной Европе из-за ситуации вокруг Украины, "если будет эскалация", Хорватия выведет из региона последнего хорватского солдата. "Хорватии нужно уйти от этого. Когда будет пожар – закройте дверь", – заявил он, подчеркнув: "Мы не имеем к этому никакого отношения и не будем иметь, я это гарантирую".
Премьер-министр Андрей Пленкович резко раскритиковал заявление президента. Однако заявлять о том, что хорваты готовы воевать за вместе с украинцами против русских, никто из хорватского политикума не стал.
Оппозиция, в том числе и социал-демократическая партия, выдвигавшая Милановича на пост президента, в целом поддержали антиукраинскую риторику главы государства, а представители правительства в своих заявлениях сделали акцент на необходимости поиска дипломатических решений.
В свою очередь ведущие хорватские СМИ рассуждают о важности сохранения экономических связей между Загребом и Москвой, приводя впечатляющие данные о российском присутствии в экономике Хорватии.
Противоречивые "Западнобалканские расклады" могут озадачить неподготовленного наблюдателя. Но в регионе с вековыми традициями дипломатического лавирования и одновременно с опытом инициирования самых кровавых войн в современной европейской истории, всегда все непросто и неоднозначно. Украинским дипломатам и экспертам для правильного анализа ситуации на Западных Балканах остается лишь посоветовать развивать навык чтения между строк, понимания намеков и улавливания скрытых смыслов. Потому как иначе спрогнозировать реальное поведение стран региона в "час Ч" вряд ли возможно.