Западноукраинские планы Кремля: Кто разыгрывает галицкую карту

Попытки Путина через структуры Медведчука влить свежую кровь в организации, которые могли бы спровоцировать противостояние по линии Львов - Киев, пока не принесли желаемого результата. Но ружье на стене висит. И может выстрелить.
Фото: timeua.com

Очередной этап поисков галицкой идентичности стартовал в конце 1990-х, когда в политику пришел тогда еще малоизвестный львовский предприниматель Андрей Садовый, а люди из его окружения возродили газету "Поступ". Это издание, а также культурологический журнал "Ї", стали информационными площадками для обсуждения названной проблематики. Через несколько лет движение, в котором охотно участвовали писатели, художники и другие представители культурной среды, стали называть "сепаратизмом кофеен" - в том смысле, что никаких далеко идущих планов оно перед собой не ставило.

Пережив пик популярности в начале двухтысячных (особенно во времена хозяйничанья в регионе председателя областной налоговой Сергея Медведчука), эта интеллектуальная среда так и не смогла оформиться в какую-либо серьезную политическую инициативу. Максимумом стал проект специального статуса Львова (расширение прав местного самоуправления, собственные налоговая и милиция и пр.), предложенный Садовым, который исключительно на словах поддержало несколько народных депутатов. К середине 2000-х Садовый нашел себе новую идею - идеологию самоорганизации, закрылась газета "Поступ", все меньше интересовался вопросами культурной самоидентификации галичан руководитель журнала "Ї" Тарас Возняк. Фактически в 2005-2006 гг. "галицкий сепаратизм" остался даже без того скудного финансирования и информационного ресурса, который имел пять лет назад. Большинство местных интеллектуалов, которые его подпитывали, решили ограничиться чисто бытовыми или художественными аспектами, развивая галицкие живопись, литературу, кухню и не пробуя политизировать проблему.

Новым мощным раздражителем для Галичины стало наступление режима Януковича на украинский язык и провокации, приурочиваемые к историческим датам, таким как 9 Мая. Общественный запрос на пропаганду галицкой идентичности в более умеренной форме вылился в создание Украинской галицкой партии - организации, которая стремилась сыграть на неприятии галичанами власти во главе с Януковичем, и Украинской галицкой ассамблеи. Большинство участников этих проектов во главе с Игорем Мельником, Орестом Друлем, Виктором Кимаковичем, Богданом Панкевичем и другими не педалировали вопрос автономизации региона, а выступали за сохранение в Галичине плацдарма украинства и европейских ценностей. Финансировали УГП и УГА несколько крупных представителей западноукраинского бизнеса, которые сегодня в основном переориентировались на поддержку "Самопомочі".

Выразителем более радикальных настроений стал бывший журналист, писатель Владимир Павлив, называвший себя галицким автономистом. В одном из интервью в 2012 г. он, отвечая на вопрос о сохранении целостности государства, сказал: "Для нас государство - это Львов, Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области. Если это отдаляет Галичину от Донбасса, то меня это не интересует... Целостность Украинской державы для меня лично имеет меньшую ценность, чем благосостояние населения Галичины". Уже после Революции достоинства Павлив возглавил общественную организацию "Европейская галицкая ассамблея", неожиданно получившую хорошую информационную поддержку и финансирование. Во Львове ходят упорные слухи о том, что деньги приходят от структур, близких к "Украинскому выбору" Виктора Медведчука. Еженедельные круглые столы, посвященные теме особого мнения (выбора, пути) жителей региона, и много инициатив, за которыми пока удается прятать уши Путина и ФСБ, - издание "Истории королевства Галичина", дебаты на тему, когда следует отмечать "День Галичины", а также презентации новых офисов ЕГА во всех областях Западной Украины.

Пока нет оснований говорить о заметном росте числа сторонников ЕГА, хотя последние манифесты организации никоим образом не затрагивают тему галицкого сепаратизма, вместо этого отводя Галичине как неотъемлемой части Украины место локомотива на пути в Европу. Однако следует понимать, что, кроме Кремля, никто не заинтересован сегодня в том, чтобы популярность ЕГА, да и УГП с УГА увеличивалась. Путин воспринимает эти движения как потенциально перспективные для организации очередной "весны", теперь уже на западе нашей страны. И лидеры галицких партий, пусть даже мнящие себя лучшими среди патриотов, не могут этого не понимать.

О том, для чего Путин продолжает финансировать русскую весну во Львове, читайте здесь