Кто правее. Безвиз Украине не дают, потому что Меркель превращается в Марин Ле Пен
Главным героем саммита ЕС-Украина стал Петр Порошенко, чуть ли не впервые за три года отпустивший саркастическое замечание в адрес руководства институтов Сообщества: мол, он рад, что президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер такой оптимист. Похоже, Юнкер - единственный, кто все еще верит, что ЕС, а это, напомним, межгосударственный союз, правительством которого руководит именно Юнкер - предоставит Украине безвизовый режим в 2016 году.
Если учесть открытое противодействие Франции (начавшееся еще в мае уходящего года заявлениями министра внутренниж дел этой страны), и - скорее всего, собственные планы Германии на этот счет (в частности, увязывание "безвиза" с Минскими соглашениями - вряд ли в Берлине от этой "привлекательной идеи" так легко отказались), а также график работы Европарламента и встреч Европейского совета - представить, что вопрос сдвинется с места довольно трудно. Конечно, хотелось бы ошибаться - но политическая логика узко понимаемых национальных интересов некоторых стран-членов выглядит неумолимой.
В общем и целом, было бы забавно, если бы не так печально, регистрировать появление анекдотического союза всех институтов ЕС (коллективно понимаемых как Брюссель) и Украины - против открытых и скрытых противников выполнения Европой своих обязательств перед Украиной.
С одной стороны, расчет французских политиков эгоистично-меркантилен: не будучи способными прекратить распространение в своей стране исламизма и обычного бандитизма не желающих интегрироваться инокультурных общин, они отыгрываются на Украине, пытаясь предстать в глазах избирателя поборниками интересов широких масс. Которым, видимо, угрожает массовый наплыв украинцев (ведь не стоит забывать, что безвизовый режим не дает права на работу и вообще, довольно-таки ограничен). Но ведь и здесь присутствует некий логический изъян - ладно бы при власти во Франции были правые. Или - правой была бы часть власти, президент или правительство. Либо, наконец, социалисты обладали реальными шансами на то, чтобы удержать свою власть (и вот только украинский вопрос мешал бы им!). Тогда был бы ясен некий "большой замысел" в переносе решения фактически на лето - серия выборов президента и парламента во Франции завершится 18 июня. Но нет - происходят некие мелкие хаотические движения.
Дело здесь, однако, не в лоббизме России - а просто в парижской политической возне. Но, отчасти, возможно - и в предубежениях по поводу славян, если это, конечно, не богатые российские бандиты скупающие пустующие дворцы на Лазурном берегу - в конце концов, "шутка" о польском сантехнике появилась в "Шарли Эбдо" еще 2005 году.
Вообще, интересно наблюдать за тем, как западноевропейские государства, чей бизнес годами зарабатывал барыши на распаде Варшавского блока и Советского Союза благодаря появлению огромных рынков сбыта, участию в масштабных процессах приватизации и возможностям переноса производств на территории с квалифицированной и дешевой рабочей силой - сегодня уклоняются от оплаты счетов. Впрочем, как принято говорить в украинской политике "оказанная услуга ничего не стоит". По итогам саммита президент Порошенко мрачно отметил, что это первый саммит, на котором не было ни одного вопроса к Украине - все, что требовалось от Украины она выполнила, причем относительно давно. Все вопросы были только к Евросоюзу - но вот по адресу ли они?
Отрадно, что прозвучало совместное заявление о том, что в текст Соглашения о политической ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС не будет вноситься никаких изменений и корректив. По всем актуальным вопросам позиции Киева и Брюсселя являются солидарными - но что об этом заявлении думают в Нидерландах? У Марка Рютте тоже скоро выборы, но его попытки усидеть на двух стульях одновременно - глобалиста и националиста, с целью побороть местную "Партию Свободы" выглядят бесперспективно. Избиратель этого не любит, и такие стулья всегда разъезжаются - об этом можно судить по итогам британской (где на двух стульях пытался усидеть лидер лейбористов Джереми Корбин) и американской кампании (где на всех стульях сразу пыталась станцевать Хиллари Клинтон). После этого заявления Рютте уже не сможет водить за нос всех одновременно - носов окажется больше, чем рук. Конечно, европейцы на протяжении многих десятилетий привыкли уклоняются от однозначных решений - но голландской власти придется определиться: или она с Брюсселем, или вступает в оппозиционную партию Герта Виллерса в полном составе и блокирует ассоциацию ЕС с Украиной.
С немцами, конечно, сложнее. Напрямую они не высказываются против позиции Брюсселя, ведь, во-первых, он пошел на необходимый, по сути, только Германии компромисс в вопросе доступа "Газпрома" к газопроводу OPAL (правда, при этом "Газпром" отказался от требований эксклюзивности), а во-вторых, именно на Германию (с учетом перемен в США) и конкретно на Ангелу Меркель возлагается центральная роль по защите либерально-демократических ценностей (в чем бы они сегодня не состояли). Да и не очень ясно что может представлять собой Евросоюз без Германии.
Стоит отметить, что как раз страны ЕС с обширными общинами украинцев и молдаван (которые добились безвизового режима в 2014 году), такие как Италия, Испания и Португалия - против безвизового режима с Украиной не выступали. Поэтому в случае с Францией, Германией и Нидерландами мы имеем дело с банальной подменой, политической манипуляцией, переносящей проблему с "больной головы" европейских левых либералов, многие годы потворствовавших созданию на территории своих стран сообществ, не разделяющих базовые европейские ценности - на "здоровую голову" трех стран Восточного Партнерства, которые даже не способны представлять собой миграционную угрозу по дюжине объективных причин.
Конечно, если покопаться - как это принято - в поисках украинской вины в происходящем, то можно сказать о том, что надо было еще в 2014 году полностью закрыть украинско-российскую границу, невзирая на интересы тех "сограждан", кто давно предпочел Россию Украине и Западу, и попал бы под ответные меры Москвы. Излишний гуманизм и перестраховка помешали это сделать, но ход был бы впечатляющий (экономический эффект был бы не хуже нынешнего). Можно было быстрее проводить необходимые законы и эффективнее бороться с коррупцией - но ведь тот же ЕС шизофренически требует одновременно обеспечивать верховенство права (и это в воюющей стране).
Однако факт остается фактом - вовсе не это предъявляют Украине. Ей уже почти год не предъявляют вообще ничего - Киев тут не причем, европейский проект сам по себе превратился в заложника незрелых политиков, играющих под ковром в бирюльки.
На этом фоне, между прочим, в полном позитиве прошел визит премьера Гройсмана в Венгрию, синхронно отменившую платеж за свою национальную визу для украинцев. Кстати, Будапешт постоянно костерит союзную власть за то, что она вытворяет с собственными обещаниями - правда, в этот раз Брюссель как раз не при чем. Отметим, что Виктор Орбан, к его чести, отнюдь не превратился в путинского сообщника, а трезво действует в интересах Венгрии. Почему-то, как теперь известно из французских расследований Николя Энэна и британских расследований Эндрю Фоксолла из Центра изучения России при аналитическом центре "Общество Генри Джексона", таких небескорыстных сообщников у Кремля на порядок больше в "некоррумпированных" западноевропейских государствах.
Что дальше будет с безвизовым режимом и ассоциацией - предсказать сложно, поскольку, если Берлин (а кто же еще - Вашингтон до февраля не в счет, да и будет ли у Трампа европейская политика неизвестно) не переубедит Париж (а зачем это Берлину, ведь он использует становящийся на глазах "пресловутым" безвизовый режим как карту для нормандского торга), то никакого решения не будет ни через полгода, ни через год.
Посудите сами - если французы не пустят Ле Пен в президентское кресло, с крупной вероятностью на этих выборах победит какой-нибудь правоцентрист с пророссийскими симпатиями. Ему этот шаг нужен еще меньше чем Франсуа Олланду. А в августе - немецкие выборы, и в это время Меркель тоже придется изображать из себя какую-нибудь защитницу колбасных складов Германии от "восточных попрошаек", чтобы выцепить часть электората у альтернативных правых (уже не говоря о том, что в одиночку, без мятущихся социал-демократов, часть которых работает на Кремль, Меркель вряд ли удастся сохранить власть).
Примечательно, что в эти же дни Европарламент приостановил процесс переговоров с Турцией о членстве - политика ЕС по отношению к Турции является самоубийственной уже больше года, что проецируется, разумеется и на украинский вопрос.
Печально, что союзный уровень европейской политики стал зависеть от национальных выборов в странах-членах, ведь это заставляет все чаще спрашивать - а существует ли, в таком случае, Европейский Союз (или это союз Брюсселя с Украиной - в таком случае, хохмы ради, отдельный безвизовый режим с нами могла бы ввести Бельгия)? В Канаде и США этот вопрос после известных событий с проваленными торговыми соглашениями задают уже несколько месяцев...
И, несомненно, продолжение нынешнего тренда, при всей любви Центрально-Вочточной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Европы к немецкому рынку и немецким инвестициям - приведет к выделению и обособлению на континенте крупных региональных блоков, возможно с участниками из-за пределов нынешнего ЕС. Который, похоже, утрачивает свой raison d'être.