• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Сдался первым. Зачем Трамп оказал услугу Киму

Почему Трамп отказался от встречи с Кимом и чем это закончится
Фото: EPA/UPG
Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Дональд Трамп через свой твиттер-эккаунт @realDonaldTrump опубликовал письмо, в котором сообщает об отказе от встречи с Ким Чен Ыном, проведение которой было запланировано на 12 июня в Сингапуре.  Письмо было  прикреплено в виде фото, причем Ким Чен Ына в нем обозвали  Ким Чон Ыном.

Правда, несколько ранее замминистра иностранных дел КНДР Ким Ки Гван заявлял официальному агентству о возможной отмене встречи Кима с Трампом. Но вознамериться - еще не значит отказаться, да и сомнения были высказаны всего лишь на уровне замминистра, что в северокорейской практике является проявлением недовольства и в некотором роде даже попыткой торга с элементами шантажа. Трамп же, во-первых, президент, во-вторых, озвучил уже вполне определенный отказ, то есть первым смел с доски кое-как расставленные для переговоров фигуры. Это дало повод северным корейцам, с видом психиатров ставящих диагноз безнадежному пациенту, называть отказ от встречи "неподобающим поступком". Озвучил это уже не зам, а глава МИД КНДР Ли Ен Хо.

"КНДР не жалела сил, чтобы показать добрую волю, включая уничтожение на этой неделе ядерного полигона Пунгери, - сокрушался Ли Ен Хо. - В КНДР сейчас поздняя ночь, поэтому заявление Ким Чен Ына по поводу высокомерной болтовни Дональда Трампа будет завтра".  Что ж, контрход был выдержан в хорошем стиле фразы "позволил изуродовать свой собственный сарай" из "Операции Ы" - если вспомнить о том, что на  уничтоженном полигоне Пунгери перед этим испытали шесть ядерных бомб, так что он начал слегка проваливаться в образовавшиеся в земле пустоты.

Заявив это, Ли Ен Хо пошел досыпать, а наутро уже знакомый нам его зам, Ким Ки Гван, заявил, что  северокорейская сторона высоко ценит президента Трампа  (которого Ким Чен Ын ранее обзывал "безумным старикашкой - но, возможно, потому они его и ценят) за то, что он принял смелое решение (о проведении встречи), на которое не решился ни один другой президент США, и прилагал усилия для воплощения столь важного события, как саммит, а также, что внезапное и одностороннее заявление Трампа об отмене встречи стало для КНДР неожиданным, и в Пхеньяне по этому поводу чувствуют большое сожаление, а Северная Корея "остается открытой для решения проблем с Вашингтоном независимо от путей и в любой момент". Словом, пациент Трамп болен, но надежда пока жива.

Далее ситуация предсказуемо вошла в фазу эскалации: Трамп заявил, что если только КНДР "решится на военные действия", то в Пентагоне все клерки давно уже построены в боевой порядок, а Южная Корея и Япония готовы взять на себя "большую часть финансового бремени, любые расходы, связанные участием Соединенных Штатов в операциях". И все это закрутится, при том, конечно, условии, что КНДР "пойдет на глупые или безответственные действия", - а так-то США за мир во всем мире. 

Заявление было  абсолютно безопасным для Пхеньяна, поскольку КНДР войну, безусловно, не начнет, а будет лишь бесконечно троллить США и их союзников на грани фола, точно так же как делала это с переговорами, заставив Белый дом пойти на отказ от них. В Пхеньяне знают, что если США и начнут военную операцию против КНДР, она едва ли закончится обменом ядерными ударами и вообще применением ЯО. И даже если дело дойдет до ЯО, то и тогда конфликт может кончиться ничьей. Зато политическую карьеру Трампа первые же американские трупы прикончат с гарантией, во всяком случае, если нервы сдадут у него и он начнет первым.

Словом, Ким понимает, что у него достаточно пространства для маневра и лично его никакая война из бункера не выковыряет. Что даже после ядерного удара по КНДР то, что останется от северных корейцев, будет боготворить его еще сильнее. И, понимая это, Ким совершенно не переживает по поводу Трампа.

Реклама на dsnews.ua

Кроме того, переговоры в нынешнем формате, даже если бы встреча в Сингапуре состоялась, все равно окончились бы ничем. Это понимают и в Пхеньяне, и в Вашингтоне.  Потому что ядерное оружие - это страховой полис клана Кимов. И не для того в него вбухали львиную долю отнюдь не больших ресурсов страны, чтобы вот так взять  и отказаться от него просто задаром. А никакой равноценной страховки США взамен предоставить Киму не в состоянии. И опыт Украины с ее Будапештским меморандумом, который в Пхеньяне очень внимательно изучили, убедительно об этом свидетельствует. 

То есть максимум, что могло бы быть, - это имитация переговоров, заведомо не ведущая никуда. Но зато дающая повод всем сопричастным и наблюдающим говорить о достигнутом прогрессе - а Киму, как сделавшему шаг к цивилизации дикарю, дающая право на некоторую рукопожатость в мировом масштабе.  Чего, собственно, Ким и добивается, хотя западную цивилизацию он, с удовольствием пользуясь ее благами, и презирает.  А так никакого прогресса не получилось, а, напротив, вышли одни озабоченности: вот, генсек ООН Антониу Гутерреш очень озабочен отменой запланированного в Сингапуре саммита, но не теряет оптимизма и призывает стороны продолжать (?) диалог (?!).

Подведем итоги и попробуем спрогнозировать дальнейший ход событий.  Два политических игрока, подзадержавшиеся во времени, пытаются отстоять свое  право на место в современном мире, толкаясь локтями в компании таких же реликтов. Разница между ними только в том, что Трампу было бы комфортно отмотать пленку лет на 50 назад, в эпоху промышленного господства США, а Киму - лет на 300-400. Но поскольку это невозможно, они хотят по меньшей мере отстоять свое право жить в той эпохе, которая им милее, в одной отдельно взятой стране. Проблемы, которые порождает при этом Трамп, оставим до другого раза, а Ким раздражает соседей уже потому, что не способен жить по приемлемым для них правилам. На то, что он делает со своими северными крепостными, всем наплевать. Но архаичный режим не может общаться с соседями, живя по правилам современного мира, и неизбежно срывается на печатание фальшивых долларов, торговлю наркотиками, воровство людей и спонсирование терроризма.

Свернуть Киму шею, конечно, возможно, но цена вопроса чрезвычайно велика. Именно неприемлемо высокая цена за разовое решение проблемы, которая перевешивает мелкие, но постоянные неприятности, доставляемые существованием КНДР, и является залогом безопасности режима.  А поскольку по мере увеличения временного разрыва между архаичным режимом Кима и современным миром объем постоянных неудобств, проистекающих от КНДР, будет расти, Ким неизбежно должен увеличивать цену своей ликвидации и последующей зачистки территории КНДР.

При этом у Кима всегда найдутся союзники, и никакие блокады и санкции не будут по-настоящему непрозрачными. Ким ведь не один такой. По сути, все современные государства в той или иной мере являются реликтами прошлого, и рядом с КНДР есть Россия, находящаяся примерно на одной стадии развития с ней, и Китай, отставший в социальном развитии лет на сто и подошедший сейчас к пику промышленной эпохи. Китай, конечно, сокращает разрыв, но пока еще он заинтересован в том, чтобы немного притормозить развитие мира в целом.

Эта проблема не имеет быстрого решения. Точнее, она имеет его, но только волюнтаристическим методом, если тот же президент США своим приказом повелит закрыть проблему КНДР любой ценой.  Но такого приказа он никогда не отдаст. Во-первых, потому, что ему этого не позволят. Во-вторых, если бы он и сумел обойти запреты, это означало бы  его конец, и хорошо еще, если бы такому ковбою просто дали уйти с позором. В-третьих, форсированное закрытие проблемы породило бы ряд других проблем, столь же, если не более, неприятных. 

Иными словами, такие социальные фурункулы быстро и оперативно не лечатся. И переговоры о начале переговоров о формате консультаций по поводу возможных переговоров об отказе КНДР от ядерного оружия будут продолжаться еще очень долго. Сколько? Временной зазор тут указать трудно, да он и не решает ничего. Решает зазор технологический.

Архаичный режим неизбежно упрется в технологический барьер, за которым он не сможет не только воспроизвести, но даже использовать новейшие технологии.  А клан Кима, живущий "на два дома" между XXI и XVIII вв., в какой-то момент получит шанс бросить свою усадьбу и нормально интегрироваться в мировые элиты. Обменяв КНДР, к примеру, на хороший портфель акций разных ТНК и полное отпущение всех прошлых грехов в придачу. Едва ли на это пойдет Ким 3-й, но Ким 5-й или 6-й, вероятно, так и поступит.  Либо, как вариант, технологии, которыми сможет овладеть КНДР, и их мировой уровень достигнут такого разрыва, что надеть на Кимов смирительную рубашку можно будет быстро и без особых издержек. Словом, время неизбежно вылечит Кимов. После этого, конечно, встанет задача по возвращению к более или менее человеческому состоянию  их подданных. Но это уже новый виток проблем.

Ничего уникального в ситуации с КНДР нет. Замените "КНДР" на "Россию", а "Кимов" на "кремлевских"  - и все рассуждения останутся в силе. Что же касается "развития диалога" между Пхеньяном и Вашингтоном, то это не более чем забавное шоу. Запасаемся попкорном и ждем очередной репризы.

    Реклама на dsnews.ua