Кто напал на столицу Чечни
Сегодня ночью несколько групп боевиков атаковали полицейские патрули в Грозном и вступили в бой с сотрудниками спецподразделений. Нападавшие убили, по крайней мере, пятерых правоохранителей республики и забаррикадировалась в Доме печати и близлежащей школе. И, хотя властям Чечни удалось к утру блокировать и ликвидировать основную часть боевиков, очевидно, что эту операцию вряд ли можно назвать рядовой антитеррористической зачисткой. Ведь сам факт того, что такой группе муджахидов (как они сами себя назвали) удалось пробраться в центр столицы, охраняемой усиленными и опытными нарядами полиции, свидетельствует о наличии серьезных изъянов в выстроенной Рамзаном Кадыровым структуре МВД республики. Чем и воспользовался кто-то из многочисленных врагов одиозного лидера. Например, его соотечественники, воюющие сегодня в армии ИГИЛ и неоднократно угрожавшие Кадырову.
Согласно заявлению напавших на Грозный боевиков, они действовали по приказу Амира Хамзата – это близкий соратник убитого в марте этого года Доку Умарова, последнего президента непризнанной Ичкерии (2006-2007) и эмира "Кавказского Эмирата". "Это акт Возмездия за то, что муртады (вероотступники – ред.) посмели притеснять мусульманских женщин, наших сестер. Это операция Интикама, Шахидская операция и мы будем сражаться до смерти", - говорится в заявлении боевиков. Таким образом, номинально к упомянутому Исламскому государству Ирака и Леванта (ИГИЛ), контролирующему сегодня часть Сирии и Ирака, эта группа нападавших отношения не имеет. И их операция выглядит, как месть бывших соратников Кадырова по двум войнам против России, за то, что Рамзан признал власть Москвы.
Такой расклад выгоден в первую очередь команде Владимира Путина. Хотя, очевидно, что ночные бои в Грозном стали неприятным "сюрпризом" для российского президента, запланировавшего на сегодня ежегодное послание к Федеральному собранию РФ. Тем не менее, Кремль может подать этот эпизод, как очередную пакость американцев, обрушивших в последние полгода на Россию многочисленные санкции и ограничения. Дескать, сначала США дали деньги и своих инструкторов для организации Майдана в Киеве, потом начали давить нас санкциями, а теперь решили открыть второй фронт внутри Российской Федерации. Кроме того, прорыв группы боевиков в Грозный отвлечет и президента республики Рамзана Кадырова, вышедшего в последнее время на второе место по информационной активности после Владимира Путина. Что также на руку Кремлю, явно не знающего, как унять уж слишком патриотического лидера чеченцев.
В то же время, масштабы ночного нападения и быстрое завершение антитеррористической операции в Грозном, свидетельствуют о том, что силы атакующих были не так уж велики. А масштабы разрушений вызваны скорее вспыльчивостью местных сил правопорядка, чем реальной необходимостью. Тем не менее, и уменьшать значение и резонанс этого эпизода не стоит. Во-первых, потому что по всему миру, а в первую очередь в арабских странах, действительно разбросано очень много чеченцев, в том числе и бежавших от режима Кадырова, умеющих и готовых воевать за свою родину. Это, в частности, доказывает и участие в войне против боевиков "ДНР", "ЛНР" и российских солдат на Донбассе батальона чеченских добровольцев во главе с Исой Мунаевым.
Во-вторых, именно сейчас выросло поколение детей, потерявших своих отцов или старших братьев в двух чеченских войнах против России. И вряд ли им по душе, что их родные отдали жизнь за Чечню, признавшую власть Кремля.
В-третьих, учитывая резкое ухудшение экономического состояния РФ по причине резкого падения цен на нефть, возможности Москвы по финансовой поддержке Чечни, 95% бюджета которой – это дотации с центра, в ближайшее время будут уменьшаться. А урезание бюджета республики лишь подогреет протестные настроения в Чечне, а с ними подымет на поверхность и старые обиды. Поэтому, как только у популярного сегодня Рамзана Кадырова закончатся деньги, пересылаемые из Москвы, его республика вновь рискует оказаться в войне.