Кто кому марионетка. Почему усиливается конфликт в руководстве ЕС

В отношениях между президентами Еврокомиссии и Европейской совета растет напряженность. Они борются за влияние и власть 

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и ее коллега глава Совета Европы Шарль Мишель / Getty Images

Журналисты Politico Europe Дэвид Херсценхорн, Майя де ла Бом, Якопо Барригацци под микроскопом рассмотрели отношения между Урсулой фон дер Ляйен и Шарлем Мишелем и пришли к неутешительным выводам.

Спор о том, кто же настоящий президент Европы, начался не с "Диваногейта".

Скорее, эпизод в Анкаре был уродливой вершиной айсберга ожесточенной борьбы за то, кто должен представлять ЕС на международной арене, которая началась почти сразу после того, как президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и ее коллега глава Совета Европы Шарль Мишель 1 декабря 2019 г. вступили в должность.

Общественность вновь обратила внимание на эту борьбу в понедельник, когда когда фон дер Ляйен выступила с ошеломляющим заявлением о сексизме в Европейском парламенте. В подтверждение она обвинила Мишеля в понижении ее дипломатического статуса во время их совместного визита в Турцию: "Мне было неприятно, и я чувствовала себя одинокой, как женщина и как европейка".

Но если бы фон дер Ляйен приехала одна, ей бы не отказали в кресле во время встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. И ЕС избежал бы неприятного инцидента, который показал резкую напряженность и глубокое недоверие между двумя его высшими должностными лицами.

Декорации для конфликта — во время зарубежной поездки, которая должна демонстрировать наличие единства в ЕС на фоне напряженных отношений с важнейшим геополитическим партнером — стали символом давнего соперничества между двумя лидерами в сфере внешней политики. Оно нанесло ущерб репутации ЕС, вызвав сомнения в его способности действовать на международной арене и вновь вынудили задаваться вопросом, не изъян ли его структура руководства.

Фон дер Ляйен, бывший министр обороны Германии, первая женщина, возглавившая Комиссию, и первый президент за четверть века, который ранее не занимал пост главы правительства, с самого начала говорила о своем намерении руководить "геополитической комиссией". В первую же неделю своего пребывания в должности она вылетела в Эфиопию, чтобы встретиться с партнерами из Африканского союза и подать сигнал о развороте ЕС к своему континентальному соседу.

Однако у Мишеля, пять лет занимавшего пост премьер-министра Бельгии, прежде чем уйти в отставку и стать президентом Совета, были свои планы на то, чтобы представлять ЕС за рубежом. В феврале 2020 г. он совершил поездку в Эфиопию, чтобы поучаствовать во встречах "на полях" ежегодного саммита Африканского союза.

Соперничество между двумя президентами пошло полным ходом. Но на самом деле напряженность между ними появилась еще раньше, практически с того момента, как фон дер Лайен и Мишель вступили в должность.

Дуэль президентов ЕС

19 января 2020 г. Мишель, фон дер Ляйен и верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель посетили Конференцию по гражданской войне в Ливии в Берлине. Это было крайне неловкое появление трех лидеров, если учесть довольно ограниченную роль ЕС в вопросах безопасности. Мишель выступил с собственным заявлением, а фон дер Ляйен и Боррель — выступили с совместным.

"Конечно, было нелепо устраивать такое тройное вмешательство ЕС в Берлине, — говорит дипломат, осведомленный о планировании мероприятия. — Им следовало выбрать, кто будет говорить от имени ЕС, и было бы логично, что был президент Совета Европы".

Однако фон дер Ляйен и ее команда были недовольны. "Их это взбесило. Действительно взбесило", — добавил источник.

По словам представителя Комиссии, и у визита в Африку, где она стремилась наладить новые отношения, основанные на "взаимном уважении", и у участия в конференции по Ливии в Берлине были политические мотивы. Чиновники говорят, что фон дер Ляйен в Берлин пригласила лично канцлер Германии Ангела Меркель, чтобы подготовить широкий пакет помощи в рамках различных программ внешней помощи ЕС.

"Этот пакет конкретных мер, — отмечает собеседник издания, — был представлен на пленарном заседании и предложен тогдашнему специальному представителю ООН [Гассана] Саламе президентом фон дер Лейен".

Однако несколько дней спустя, 23 января, фон дер Ляйен снова сыграла второстепенную, по отношению к Мишелю, роль на Всемирном форуме памяти Холокоста в Иерусалиме, когда он возложил венок от имени ЕС во время мемориальной церемонии. На видео с мероприятия видно, как фон дер Ляйен и президент Европейского парламента Давид Сассоли следуют за Мишелем, а затем каждый из них осторожно касается венка, помещенного Мишелем.

И менее чем через три недели после визита Мишеля в Аддис-Абебу фон дер Лейен вернулась в столицу Эфиопии во главе большой делегации для участия во встрече в штаб-квартире Африканского союза.

Тогда некоторые африканские чиновники еще удивлялись столь внезапно огромному интересу со стороны Европы, полагая, что, возможно, новые лидеры ЕС просто играют на публику — перед своими избирателями на родине. Теперь же уже можно сказать, что президенты попросту перетягивают одеяло на себя.

Предыстория

Для ЕС нет ничего нового в напряженных отношениях между его институтами. Там на звание "президента" могут претендовать 10 или даже больше лидеров. И борьба чаще всего происходит между Комиссией, исполнительным органом, который также имеет полномочия регулятора и может формировать бюджет; и Советом, куда входят 27 глав государств и правительств стран, которые в конечном итоге являются по сути главными боссами ЕС.

Стычки между ними становились все ожесточеннее после того, как Лиссабонским договором 2007 г. была учреждена должность постоянного президента Совета Европы. Ранее его полномочия выполнял лидер страны, председательствующей в Совете ЕС.

Например, когда ЕС в 2012 г. получил Нобелевскую премию мира, президент Совета Херман Ван Ромпей и президент Комиссии Хосе Мануэль Баррозу вместе выступили с речью, а золотую медаль с радостью получил президент парламента Мартин Шульц.

Предшественник фон дер Ляйен, Жан-Клод Юнкер, в 2017 г. призывал объединить эти должности.

"Европа функционировала бы лучше, если бы мы объединили эти должности", — сказал Юнкер, добавив: "Европу было бы легче понять, если бы кораблем управлял один капитан".

По мнению ряда дипломатов и чиновников, острая напряженность в отношениях между фон дер Ляйен и Мишелем — это цена, которую ЕС платит за выбор в пользу относительно более слабых лидеров, таким образом надеясь сохранить влияние стран—членов.

Юнкер до того, как возглавить в 2014 г. Еврокомиссию, в течение 19 лет был премьер-министром Люксембурга. А его коллега из Совета Дональд Туск был опытным политиком в Польше, проработав почти семь лет на посту премьера.

Некоторые считают, что перед фон дер Ляйен стоит невыполнимая задачи — выйти из тени своей наставницы — Меркель, в правительстве которой та работала главой трех министерств.

"Я вижу это по динамике Европейского совета, — отмечает дипломат, наблюдавший за поведением фон дер Ляйеном во время встреч с главами государств и правительств. — Когда Меркель нет рядом, она хочет быть суперзвездой, но когда Меркель рядом, Меркель по-прежнему видит в ней своего министра. Они знают друг друга. Они нравятся друг другу. Но она ей не ровня. И в таком случае вы пытаетесь сверхкомпенсировать это".

Другой бывший высокопоставленный европейский чиновник, который лично общался с лидерами, в свою очередь констатировал, что и Мишель сверхкопенсирует ничем не примечательный один срок на посту премьер—министра Бельгии, пытаясь также повысить статус своей нынешней должности, хотя его главная задача — это созыв заседаний Европейского совета, в ходе которых фактические решения принимают 27 человек.

По словам экс—чиновника, за Мишелем стоит президент Франции Эмманюэль Макрон. "Он больше похож на марионетку Макрона, чем Урсула фон дер Ляйен на марионетку Меркель", — сказал чиновник, добавив еще о Макроне: "У него теперь есть свой как бы француз на посту президента Совета, и я полагаю, что то, что пытается сделать Мишель, — это вывести все это на новый уровень, поскольку он действительно действует как президент, отвечающий за внешнюю политику. В этом плане напряжение между ними вполне реально".

И оно лишь усилилось, когда ЕС столкнулся с кризисом, вызванным пандемией коронавируса. Моменты общего триумфа, такие как принятие в июле прошлого года знаменательного бюджета в 1,82 трлн евро и одобрение пакета мер по восстановлению экономики, также отмечены обеспокоенностью тем, кому же достанутся все лавры.

Фон дер Лейен, например, отказалась сниматься в документальном фильме о саммитах ЕС, в котором основное внимание уделялось июльскому совещанию по бюджету, поскольку по мнению ее команды, в первую очередь это был пиар—ход для Мишеля. У критиков президента Комиссии тогда была популярна шутка: она руководит не геополитической комиссией, а эго—политической комиссией.

А совсем недавно фон дер Лейен отказался подписаться под предложением Мишеля заключить новый международный договор о пандемии, который поддержали больше сотни 100 мировых лидеров.

Судьбоносная поездка в Турцию

Именно с таким бэкграундом эти двое и оказались в президентском дворце в Анкаре 6 апреля, когда Мишель с готовностью занял свое место рядом с Эрдоганом, а ошеломленная фон дер Ляйен лишь сказала: "Эмм"; в недоумении разведя руки, прежде чем сесть на не так уж и близко стоящим к ним диван.

И хотя со стороны может показаться необычным или даже диким то, что два президента совершают совместный визит, зачастую это логично, учитывая наднациональную структуру ЕС.

В Анкаре, например, обсуждались важнейшие вопросы, в том числе миграция и место Турции в таможенном союзе ЕС — это направления политики, входящие в компетенцию Комиссии. В то же время наиболее важные решения относительно отношений ЕС с Турцией должны принимать 27 глав государств и правительств, а Мишель отвечает за их встречи на высшем уровне. Это признали и турецкие чиновники, заявив, что у них не было никакого интереса или мотива оскорблять фон дер Ляйен во время визита.

Через несколько дней после инцидента с диваном дела пошли еще хуже. Мишель извиняться не спешил. А глава администрации фон дер Ляйен нарушил протокол, отправив письмо от своего имени президенту Украины Владимиру Зеленскому, отклонив приглашение от имени президента на празднование Дня независимости, на котором Мишель уже согласился присутствовать.

Непрекращающийся конфликт из—за этого эпизода в итоге вылился в эмоциональное выступление фон дер Ляйен в парламенте, чем она разочаровала послов ЕС, которые во время встречи, состоявшейся две недели назад, умоляли старших помощников убедить своих боссов успокоиться.

Во время этой встречи ряд послов (все мужчины) пожаловались на то, что из—за разногласий между президентами ЕС выглядит неработоспособным, и что эти разногласия наносят ущерб имиджу ЕС.

Как сказал один из послов, страны ЕС уже привыкли к институциональному соперничеству в Брюсселе, но, по его словам, эти институты обязаны не позволить напряженности "выйти из-под контроля".

Эта посольская встреча, казалось, лишь подтвердила то, что мнения о "Диваногейте" во многом зависят от личного опыта и точки зрения каждого. У многих мнений есть свои нюансы. И даже самых решительных поборников прав женщин беспокоят последствия столь неприличной публичной стычки.

По словам одной женщины—дипломата, Мишель конечно заслуживает критики, но фон дер Ляйен следовало бы уточнить суть вопроса и двигаться уже дальше, а не вновь поднимать этот вопрос в парламенте.

"Мишель не понимал, как это важно. Что же, меня тоже эта ситуация расстраивает. Но продолжать давить на этот конкретный момент нецелесообразно", — сказала дипломат. Фон дер Ляйен, добавила дипломат, "не должна продолжать ссылаться на конкретную ситуацию, это должна быть должна цельная позиция по правам женщин".

Еще одна женщина-дипломат заявила, что фон дер Ляйен в конечном итоге следует избегать любых намеков на то, что она использует инцидент в Анкаре, чтобы получить институциональные преимущества для Комиссии за счет Мишеля. Вскоре после возвращения из Турции офис фон дер Ляйен направил ему письмо с требованием заключить новые рабочие договоренности, включая некоторые уступки, которые, по словам команды Мишеля, не могут быть реализованы без формальных изменений договоров ЕС.

Третья женщина-дипломат похвалила фон дер Ляйен за то, что она публично заговорила об исторически жестоком обращении с женщинами. "Такое определенно должно было случиться, потому что она женщина, — сказала дипломат. "Хватит — значит хватит. Что люди не ценят, так это то, что женщинам того поколения приходилось мириться с этим очень долго".

В то же время, один посол—мужчина обвинил фон дер Ляйен в том, что она ставит себя выше репутации ЕС на мировой арене.

"Она начала достойный бой не по убеждению, а, скорее, потому что представилась возможность, — говорит он. — Президент пальнула по сеседу из гаубицы, не обращая внимания на сопутствующий ущерб".

Но решением фон дер Ляйен публично осудить сексизм на пленарном заседании парламента, когда Мишель, очевидно, стоял рядом, похоже, получила поддержку, особенно со стороны депутатов Европарламента.

"Это была очень эмоциональная речь, что было невозможным еще 10 лет тому назад, — отметила депутат Европарламента от Партии зеленых Анна Каваццини. — Мы все чувствовали себя на месте фон дер Ляйен. Меня даже удивило то, насколько она была открытой во время пленарного заседания".

В то же время, по словам Каваццини, эти оценки говорят о наличии серьезного конфликта между президентами. "Это свидетельство того, насколько плохи их отношения, — сказала она. — И, кажется, внутренняя конкуренция стала серьезнее, чем раньше".