Выстраиваемая США умная система безопасности, где региональные лидеры отвечают за мир у соседей, закончилась рождением "рашизма".
Последние годы Штаты делали все, чтобы уменьшить свою ношу мирового гегемона. За время президентства Барака Обамы американцы выстраивали модель мировой системы безопасности, при которой ООН и региональные экономические и политические объединения получили значительно больше возможностей для самостоятельного урегулирования конфликтов. Таким образом, США и НАТО добровольно отказывались от функции мирового жандарма. "Мир как партнер" заменил прежнюю систему "мир как сфера интересов Запада".
Это давало возможность США ежегодно сокращать военные траты. В условиях бюджетного дефицита и отсутствия серьезного внешнего врага это казалось вполне рациональным.
Начальник штаба сухопутных войск США Реймондо Одиерно предупреждал: при
Самая крупная ошибка Штатов - партнерская политика
в отношении Кремля. "Перезагрузку", проводившуюся Обамой, там восприняли как слабость
подобном положении вещей армия полностью лишится возможности вести два конвенциональных, с использованием обычного вооружения, конфликта одновременно. Но приверженцы партнерской внешней политики Обамы убаюкивали себя: Штатам не с кем воевать, "Аль-Каида" ушла в подполье, бин Ладен уничтожен. А если где-то возникнет конфликт, его можно уладить при помощи ООН и стран - лидеров регионов.
Как Штаты проспали ужасы нового мира
Ключевым моментом этой политики стал вывод американского военного контингента из Ирака. Несмотря на критику политических "ястребов", Обама предпочел выполнить свое предвыборное обещание и покинуть Ирак. Более-менее мирная ситуация там продержалась всего два с половиной года. Сегодня Багдад вновь стоит на пороге гражданской войны из-за активизации пришедших из Сирии джихадистов Армии исламского государства Ирака и Леванта. В военное противостояние уже втянуты Турция и Иран. Но Обама заявил, что армию в Ирак не вернет. Главный критик пацифистской доктрины нынешнего хозяина Белого дома сенатор Джон Маккейн по этому поводу высказался не в бровь, а в глаз: "Мы выиграли Ирак, а Обама его потерял".
Перечень внешнеполитических потерь США можно продолжать. Американцы проморгали "арабскую весну", которая усилила позиции исламистов и дала им возможность прийти к власти. Если в Египте удалось отстранить "Братьев-мусульман", то сирийский кризис разрешить так и не смогли. В этом году США закрыли свою военно-воздушную базу "Манас" в Киргизстане. К концу года они собираются вывести из Афганистана практически весь свой контингент. Пентагон рассчитывает оставить там около 10 тыс. военных. Если, конечно, не заупрямится новоизбранный президент этой страны. Критики Обамы уверены: после сокращения контингента талибы очень быстро отвоюют утраченные позиции. Теряли американцы лидерский авторитет даже у своих европейских партнеров. Те поддержали санкции против России, но когда запахло громадными экономическими убытками в случае введения третьей волны санкций, то европейские лидеры в украинском вопросе предпочли во что бы то ни стало посадить Киев и Москву за стол переговоров.
США сократят военные расходы на $350 млрд
В 2011 г. Пентагон разработал план, предусматривающий программу урезания военных расходов на $350 млрд в последующие 10 лет. Изначально планировалось урезать военный бюджет вообще на $450 млрд. Однако, по словам главы Пентагона Леона Панетты, это сделало бы проблематичным исполнение множества военных проектов, в частности по разработке нового вооружения. По данным министерства обороны США, военные расходы Штатов увеличились почти вдвое с момента трагедии 11 сентября 2001 г. и составляют сейчас $700 млрд без учета нескольких триллионов долларов, потраченных на компании в Ираке и Афганистане. Параллельно с уменьшением расходов планировалось и сокращение армии. К 2016 г. сухопутные войска должны уменьшиться на 50 тыс. человек, составив до 520 тыс. военнослужащих.
Но самой крупной ошибкой Штатов, несомненно, является партнерская политика в отношении Кремля. "Перезагрузку", проводившуюся Обамой, Москва восприняла как слабость. Со времен окончания Второй мировой между США и СССР, а затем и Россией, были три попытки "перезагрузки". Первый раз теплом повеяло после Венской встречи 1961 г. между Генсеком Никитой Хрущевым и президентом Джоном Кеннеди. В итоге все закончилось Карибским кризисом в октябре 1962-го, поставившим мир на грань третьей мировой войны. Ядерной. Второй раз американцы пошли на сближение с СССР во времена перестройки. Его результатом стало подписание в декабре 1987 г. Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Этим документом был положен конец гонке вооружений и холодной войне. Вторая попытка "перезагрузки" американо-советских отношений стала единственной успешной. Третий раз дружить, уже с Россией, решил Обама. В апреле 2009-го в Лондоне он и тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев дали старт "перезагрузке". С того времени Россия наращивала свои политические инвестиции в страны-изгои, вкладывала значительные средства в модернизацию армии, расширяла влияние на евразийском пространстве.
США только наблюдали за рождением путинского монстра. Они планировали разместить ПРО в Польше и Чехии, но после демаршей Москвы отказались. Чем поставили в неловкое положение своих европейских друзей. В неоднозначное положение попала и Украина. С одной стороны, США всемерно поддерживают новые киевские власти, являются главным мотором санкций против России. С другой - военный вариант помощи Украине Вашингтоном даже не рассматривается.
Что будет делать условный Маккейн
Недовольство потерей лидерских позиций в Соединенных Штатах велико. Его подогревает и иракский кризис, и особенно украинско-российский конфликт. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать: 45 президентом США станет не просто республиканец, а "ястреб" вроде Джона Маккейна, который пообещает вернуть американцам мировую гегемонию. Вопрос, сможет ли он это сделать. И необходимо ли это самим Штатам?
Для возврата былых позиций Америке нужен был серьезный внешний раздражитель. Им по собственной инициативе стала Россия. И не только потому, что в нарушение всех международных норм аннексировала Крым и инспирировала кровавый конфликт в украинском Донбассе. Она начала вести на соседних территориях "гибридную войну", опаснейший вид современной войны. Если раньше такая стратегия использовалась террористическими группировками, в том числе и
Будущему президенту США, условному Маккейну, придется не отбрасывать методы Обамы, а усовершенствовать их. Первым делом - сократить количество стран-изгоев, на дружбе с которыми паразитирует Кремль, подружиться с Китаем
и убедить лидеров ЕС активно расширяться на Восток
"Аль-Каидой", на Ближнем Востоке, то тут мир впервые столкнулся с "гибридной войной", которая ведется на государственном уровне. Ее опасность в том, что "солдаты" могут легально заниматься подрывной деятельностью в соцсетях, СМИ, органах власти. От местной до избранного в мае нового состава Европарламента. Это не старые привычные шпионы, а люди, сознательно или за деньги расшатывающие устои Евросоюза, главным образом ценностные. К масштабной "гибридной войне" США и их союзники не были готовы. Если ее не остановить сейчас в Украине, то она расползется везде, где Штаты дали или дадут слабину.
Условному Маккейну придется не отбрасывать методы Обамы, а усовершенствовать их. Первым делом - сократить количество стран-изгоев, на дружбе с которыми паразитирует Кремль. Серьезные шаги в этом направлении уже сделаны: Иран достиг договоренности с международными посредниками о продолжении обогащения урана в мирных целях, на очереди снятие с этой страны экономических санкций. Иранская нефть для Запада - осиновый кол в гроб Кремля. Вполне вероятно, что через некоторое время Тегеран присоединится к клубу стран с ядерным оружием. Но при этом он будет предсказуемым и стабильным региональным лидером.
Второй важный момент для условного Маккейна - отказ от признания Китая потенциальным противником. Штатовские геополитики долго обосновывали, что Китай является конкурентом за мировое господство, потому его усиление невыгодно. Но, как показывают последние события, КНР вполне предсказуемая страна, а ее экспансионизм пока носит исключительно экономический характер и не приводит к военным конфликтам. Разве что иногда китайцы бряцают оружием у богатых углеводородами островов Спратли. Дружить с Китаем непросто. Но лучше делить ответственность с пекинскими коммунистами, чем иметь дело с непредсказуемыми кремлевскими разбойниками. Тем более что китайцы неровно дышат к российским территориям на Дальнем Востоке.
Что же касается старых партнеров, то условному Маккейну доведется убедить их в необходимости расширять Евросоюз за счет членства Украины, Молдовы, Грузии. В перспективе - Армении и Беларуси. У Запада просто нет других вариантов, как поджимать Россию со всех сторон, останавливая ее агрессивную экспансию.