Крушение Germanwings: почему "неисправные" пилоты опаснее, чем неисправная техника
Данные, свидетельствующие о том, что второй пилот самолета компании Germanwings, разбившегося 24 марта на юге Франции, сам спровоцировал катастрофу, вызвали нешуточное беспокойство органов авиационного надзора и служб безопасности. В последнее время участились случаи, когда крушение самолетов происходит не из-за вышедшей из строя техники, а по вине пилотов.
Как сообщил прокурор Марселя Брис Робен, запись с черного ящика указывает на то, что гибель 150 человек на борту авиалайнера А320 на юге Франции стала результатом умышленных действий второго пилота. Командир экипажа, покинув на время кабину, передал управление самолетом второму пилоту, Андреасу Любитцу. В отсутствие командира он инициировал снижение, задействовав соответствующие рычаги управления, что могло быть сделано только намеренно.
Согласно имеющейся в распоряжении следственных органов аудиозаписи из кабины самолета, вскоре командир экипажа пытался открыть дверь и вернуться за штурвал, но вход в кабину был заблокирован, что, опять же, могло произойти только умышленно. Пока продолжалось снижение, второй пилот не отвечал на требования командира и запросы наземных служб. Причем, судя по его дыханию, чувствовал он себя вполне нормально, так что возможность внезапного физического недомогания исключена.
Главной загадкой на данной стадии расследования остаются мотивы второго пилота. Французская прокуратура ожидает от германских коллег дополнительных данных. Гражданин Германии, 28-летний Андреас Любитц, по отзывам его окружения, всегда был "спокойным, уравновешенным и обходительным человеком".
Он начал работать в Germanwings (дочерняя компания Lufthansa) в 2013 году и имел 630 летных часов. По пока неподтвержденной информации, он страдал депрессией и даже вынужден был прервать на время лечения от нее свое обучение в летной школе Lufthansa. Но как могло случиться, что психологически нестабильного человека все же допустили к управлению самолетом? Как бы то ни было, по мнению Робена, произошедшую трагедию нельзя классифицировать, как "самоубийство". "Самоубийство - это сведение счетов с собственной жизнью, - говорит французский прокурор. - А в данном случае погибли 150 человек". Так что Робен намерен переквалифицировать дело по статье "Умышленное убийство".
По данным сайта Aviation Safety Network, где фиксируется и анализируется информация о всех авиационных происшествиях, по меньшей мере 12 авиакатастроф, произошедших в течение последних 40 лет, были преднамеренно спровоцированы пилотами и другими работниками, имеющими отношение к управлению самолетом. В 10 случаях пилоты специально меняли маршрут, чтобы просить политического убежища в других странах.
Примечательно, что крушение Germanwings произошло всего через четыре дня после того, как суд Эфиопии приговорил пилота авиакомпании Ethiopian Airlines к 20 годам тюремного заключения за угон самолета в феврале прошлого года. Хайлемедин Абер Теген, работавший в авиации пять лет, воспользовался тем, что первый пилот отлучился, и, как и Любитц, заперся в кабине Боинга-767, летевшего в Рим. Затем он изменил маршрут самолета с 202 пассажирами на борту и полетел в Женеву, где попросил политического убежища, но был арестован.
По словам Филипа Баума, руководителя лондонской компании Green Light Ltd (оказывает консалтинговые услуги в вопросах безопасности полетов), катастрофа самолета Germanwings в очередной раз показывает, что "человеческий фактор" зачастую куда более реальная опасность, чем какие-то технические проблемы во время полетов. Он отмечает, что участившиеся случаи неадекватного поведения работников авиакомпаний вызывают серьезные опасения и в этой связи нужно принимать серьезные меры, в первую очередь, разработать более эффективные методики отбора персонала. Кроме того, необходимо разработать более действенные инструменты предполетного медицинского контроля. Ведь сейчас учитывается лишь физическое состояние пилота: проверяют артериальное давление, пульс, употребление алкоголесодержащих веществ. А вот что касается употребления психотропных веществ - все гораздо сложнее: требуются лабораторные исследования и сделать это за 15 минут перед полетом не представляется возможным.
Отсутствует надлежащий контроль пилотов на предмет психического здоровья и в процессе плановых "межлетных" проверок. Так, согласно требованиям управления гражданской авиации США (FAA), пилоты должны проходить медосмотр у бортврача ежегодно или каждые полгода в зависимости от возраста. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) предписывает пилотам проходить проверку психического здоровья периодически. Однако такие проверки приносят мало пользы и по сути психическое состояние пилотов не отслеживается. Существует лишь форма для заполнения с вопросами о наличии депрессии и мыслях о самоубийстве. Но кто же будет честно об этом рассказывать?
После терактов 11 сентября 2001 года власти всех стран мира ужесточили правила проверки не только пассажиров, но также пилотов и персонала, чтобы никто не смог пронести на борт самолета оружие или опасные вещества. Несмотря на все принятые меры, в последние годы работники авиакомпаний и аэропортов во всем мире оказываются замешанными в подготовке терактов, контрабанде наркотиков и хищениях. По мнению директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера, злоумышленники, работающие в сфере гражданской авиации, представляют гораздо большую опасность, чем потенциальные самоубийцы, которые планируют совершить в самолете теракт с применением взрывчатых веществ. Ведь у пилотов и персонала куда больше возможностей, чем у любого из пассажиров.
В ноябре 2013 года в Намибии разбился лайнер Embraer авиакомпании Мозамбика LAM Mozambique Airlines, летевший в Анголу с 33 пассажирами на борту. По данным руководителя сайта Aviation Safety Network Харро Рантера, причина катастрофы - преднамеренные действия пилота. Обвиняли пилотов и в случае с катастрофой, произошедшей в октябре 1999 года с Боингом-767 авиакомпании Egypt Air, которая разбился вскоре после вылета из Нью-Йорка. Но тогда профсоюзы пилотов и власти соответствующих стран выступили с опровержением версии самоубийства пилотов.
Кстати, при крушении самолетов авиакомпаний Egypt Air и LAM, а также во время катастрофы Боинга-767 авиакомпании Singaporean Silkair с 104 пассажирами на борту, как и в случае с Germanwings, только один пилот находился в кабине, когда самолет начинал свое фатальное незапланированное снижение.
По правилам, действующим в США, если один пилот по какой-то причине покидает кабину, в нее должны зайти третий пилот или стюардесса. Подобные правила существуют и в некоторых других странах, а также в отдельных авиакомпаниях, однако в Германии и, в частности, в Lufthansa, как утверждают в органах авиационного надзора, такие правила не предусмотрены. Оперативно отреагировал на ситуацию норвежский лоукостер Norwegian Air Shuttle, который уже через день после катастрофы Germanwings ввел новые правила безопасности: отныне в кабине пилота должны всегда находиться два человека.
Как показывает практика, потенциальную грозу для безопасности полетов представляют не только пилоты, но и не имеющие доступа к самолетам работники наземных служб гражданской авиации, проверка анкетных данных и послужных списков которых зачастую оставляет желать много лучшего. В феврале 2011 года британский суд присяжных признал бывшего программиста британской авиакомпании British Airways, 36-летнего Раджиба Карима, виновным в организации терактов и использовании служебного положения для их подготовки. Он отправлял по электронной почте зашифрованные сообщения, предлагая устроиться на работу во вспомогательном составе экипажа. Так он мог бы помочь пронести "пакет" на самолет, вылетающий в США, чтобы его взорвать.
А в марте 2013 года вооруженные грабители в масках под видом полицейских украли из пассажирского самолета, ожидающего вылета из брюссельского аэропорта, бриллианты стоимостью в несколько миллионов долларов. По данным правоохранительных органов, преступники, скорее всего, воспользовались помощью работников аэропорта. В том же году на борту самолета, следовавшего из Парижа в столицу Венесуэлы Каракас, была обнаружена партия кокаина на сумму $270 миллионов. По словам представителей службы безопасности Франции, с грузом в пункте вылета и в пункте назначения обращались с какой осторожностью, что можно с высокой вероятностью предположить наличие договоренности между наркодиллерами и работниками аэропорта.
Проблема в том, что люди устроены гораздо сложнее, чем техника и поведение их зачастую непредсказуемо. Даже опытнейшие специалисты, с многолетним опытом работы, зачастую не могут при отборе пилотов и другого персонала для авиации распознать потенциального террориста или самоубийцу. Кроме того, когда "ломаются" люди, это не так заметно, как если бы поломалась техника. И если вышедшую из строя деталь можно быстро выявить и оперативно заменить, то до мозга и сознания человека не так-то просто вовремя добраться.