Кровавая баня в Новой Зеландии. Почему австралийский террорист боготворит русского адмирала
"Обычный белый парень из обычной белой семьи" - австралиец, назвавшийся в Twitter Брентоном Таррантом - пополнил ряды фанатов норвежского экстремиста Андерса Брейвика. И если его "коллега" Кристофер Пол Хессон, офицер береговой охраны США, не смог реализовать задуманные им нападения и был задержан 15 февраля, то австралийцу это удалось. Только своими целями очередной белый ксенофоб и "воин Христа" выбрал не политиков, а "захватчиков"-мусульман в новозеландском городе Крайстчерч.
Примерно в 13:30 в пятницу по местному времени (в Киеве 4:30 утра) 28-летний Таррант в бронежилете и шлеме с надписью "Начнем эту вечеринку" (Let's get this party started) вошел в мечеть Ан-Нур, предварительно "накачавшись" в машине фолком и милитаристской музыкой, и устроил кровавую бойню, разрядив в присутствующих семь магазинов. По последним данным, жертвами стали 49 человек.
Действовал он с особой жестокостью и цинизмом - методично расстреливал людей, пришедших помолиться, а затем добивал раненых выстрелами в голову. Таррант несколько раз возвращался в мечеть, выходя, чтобы сменить оружие. При этом открывал огонь и на улице. Последней жертвой стала женщина, которая лежала рядом с придорожной канавой, моля о помощи. Стрелок подошел и невозмутимо дважды выстрелил ей в голову, после чего сел в машину и укатил, переехав погибшую. Все это время он вел онлайн-трансляцию в Facebook, во время которой сетовал, что не сжег мечеть дотла, ведь при себе у него были канистры с бензином. Сейчас правоохранители заняты, среди прочего, удалением из сети этих жутких кадров.
Таррант, уже задержанный полицией, действовал не один. Вместе с ним арестованы двое мужчин и одна женщина. Помимо оружия были обнаружены самодельные взрывчатые вещества. Среди задержанных еще один стрелок, который атаковал другую мечеть - Масджид в Линвуде, пригороде Крайстчерча, где погибли семь человек. Подробности о других подозреваемых пока не приводятся. Сам Таррант говорил, что сперва хотел совершить нападение во втором крупнейшем городе Южного острова - Данидине, но выбрал мечеть в Крайстчерче, потому что там было большей людей. Хотя, скорее всего, дело в названии города, которое ему явно показалось привлекательнее. "Церковь Христа" - куда сакральнее, нежели какой-то там Данидин.
Что известно о Брентоне Тарранте
Во-первых, он действительно гражданин Австралии. Это подтвердил премьер-министр этой страны Скот Моррисон. Во-вторых, владелец тренажерного зала в Графтоне (штат Новый Южный Уэльс) Трэйси Грей подтвердила, что мужчина на видео - действительно Брентон Таррант. Он работал персональным тренером в этом зале до 2011 года, после того как закончил школу в 2009-м. Уволившись, Таррант отправился путешествовать. По данным ABC, он побывал в Европе, Юго-Восточной и Восточной Азии, в том числе в Северной Корее, где сфотографировался у памятника Ким Ир Сену. Полноразмерное фото из КНДР в сети найти пока не удалось, есть лишь снимок с увеличенным Таррантом.
Также известно, что его отец умер от рака в 2010 году - когда Таррант уже закончил школу. Сам стрелок перед терактом, или, как он утверждает, "партизанской войной против оккупационных сил", опубликовал 73-страничный манифест.
В нем он рассказал, что родился в Австралии, в рабочей семье, имевшей низкий доход, и что он "обычный белый парень из обычной белой семьи". При этом Таррант, не стесняясь, признает, что с трудом закончил школу, поскольку ему там было не интересно. Отсутствием интереса он также аргументировал свое решение не поступать в вуз. Интересовала его лишь борьба с "захватчиками". Начал он с малого - "работал" kebab removalist, т. е. убирал точки по продаже популярного стрифуда, пришедшего, по мнению историка Присциллы Мэри Исн, в Турцию из Крыма в XIX веке. У Турции в этой истории, между прочим, свое место, но об этом позднее.
В свой крестовый поход Брентон Таррант смог отправиться благодаря инвестициям в криптовалюту - инструменту получения средств, доступному даже для не проявляющих интереса к образованию. В своем манифесте он пишет, что в Новой Зеландии жил временно - пока планирует теракт и тренируется, но передумал и осуществил атаку в этой стране.
Кем вдохновлялся
Из манифеста становится ясно, что кумиром Тарранта был Андерс Брейвик. Нет, конечно, австралиец пишет, что читал и "труды" Дилана Руфа. Того самого белого неонациста, который устроил в 2015 году стрельбу в африканской методистской церкви в американском Чарльстоне. Но норвежец все же для Тарранта был самый-самый, эталон, авторитет и т. д. Хотя не только Брейвик и Руф оказывали влияние на Тарранта. Он с теплотой пишет и о Кэндис Оуэнс, чьей "проницательностью" был просто ошеломлен. Это, заметим, политический консервативный комментатор, ярая сторонница Дональда Трампа.
Дополняя же свой, если вообще можно так сказать, интеллектуальный базис для будущей войны с "нехристями", Таррант определенно увлекался поверхностным веб-серфингом по истории. Ему было мало современных кумиров. Нужны были значимые примеры из прошлого. И Таррант остановился на Турции как на одной из некогда крупнейших и влиятельнейших мусульманских держав мира. Такой вывод можно сделать, взглянув на оружие Тарранта. Магазины испещрены именами участников и местами не только аналогичных случаев массовой стрельбы, но и исторических фигур.
Например, на одном из магазинов нанесено имя Дмитрия Сенявина. Это российский адмирал. Есть еще один адмирал, только уже британский - Эдвард Кодрингтон. Оба они жили в одно время и оба сражались, среди прочего, с османами. В частности, Кодрингтон в 1827 году как главнокомандующий соединенным британским, русским и французскими флотом устроил разгром турецко-египетскому флоту в Наваринской бухте. Сенявин же доставил туда эскадру Российской Империи, которой командовал голландский дворянин Логин Гейден.
Далее. Марко Миланов Попович. Он жил уже позже адмиралов - в 1833-1901 годах. Это черногорский генерал, который служил принцу Данилу I и сражался с силами Османской империи в войнах 1861-1862 и 1876-1878 гг. Или вот еще - Маркантонио Брагадин, знаменитый венецианский военачальник (1523-1571), также воевал с турками. Получил свое место на магазине и австрийский фельдмаршал Эрнст Рюдигер фон Штаремберг (1638-1701), удостоенный звания фельдмаршала за то, что остался руководить обороной Вены от османов в 1683 году, несмотря на ранение руки. Следующий человек из "списка" несколько выпадает из тренда. Это Стефан Лазар (точнее Стефан Лазаревич, (1377-1427) - сербский правитель, который, будучи вассалом Порты, если и воевал с османами, то в ходе их междуусобиц. А вот его отец - последний независимый правитель Сербии Лазарь - воевал и погиб в битве на Косовом поле. Так что отпрыск Лазаря, спустя почти 600 лет, на магазине с патронами оказался по ошибке. Что свидетельствует о том, насколько все же поверхностно изучил "предмет" Брентон Таррант. Он открыл для себя Османскую империю и зациклился на ней. Досталось даже вышеупомянутому кебабу. Впрочем, может статься, что Брентон Таррант записал имена обоих как одно - но сути это не меняет.
Итоги
"Обычный белый парень", кое-как соорудивший себе из осколков чужих мыслей собственную идеологию, устроил массовое убийство, шокировавшее и страну, и мир. Ведь чем тише и успешнее государство, тем громче такие преступления. А Новая Зеландия доселе для многих была образцом, землей обетованной с ее фантастической природой и продвинутым законодательством по защите этой самой природы от прямоходящих; с ее забавными зверушками вроде киви и домиками хоббитов. И с высокими мировыми рейтингами. Посудите сами: в 2018 году Новая Зеландия заняла второе место в Глобальном индексе миролюбия, первое место в Индексе барьеров для ведения бизнеса, второе место в Индексе восприятия коррупции, 16-е - в Индексе человеческого развития. Но благодаря одному темному экстремисту успехи страны уже не выглядят такими убедительными.
А такого рода теракты становятся сегодня все более частым явлением. Маргиналы вроде Тарранта, Хессона или Сайока, склонные к идеям белого превосходства, "вскрываются" по мере обветшания политической культуры. Набирающий силу популизм убеждает их, что на самом деле с легкостью можно найти простое решение для сложных вопросов. В то же время они не задумываются, что тем самым создают новые проблемы, которые вдохновляющие их оголтелые популисты решать не будут и не хотят.