• USD 42.1
  • EUR 43.3
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Кризисное управление. Почему Черепенников уже умер, а Стрелков - еще нет

Оптимизация информационных ресурсов явственно видна при сопоставлении обстоятельств ареста "рассерженного патриота" Игоря Гиркина и внезапной смерти поставщика систем слежки Антона Черепенникова. Несмотря на значительную разницу сфер деятельности, покойных объединяло то, что оба они слишком много знали

Медиазона
Реклама на dsnews.ua

Второй общей чертой Черепенникова и Гиркина была увлеченность. Гиркин – любитель исторической реконструкции, и, возможно, совершенно искренне верит в "Русский мир", особую миссию России и её грядущее возрождение на грудах трупов румын, босняков, чеченцев, украинцев, казахов, поляков, и кого там ещё придется убить во славу Третьего Рима. Черепенников, возглавлявший группу "ИКС Холдинг" — основного разаботчика программных продуктов для реализации "закона Яровой", требующего от операторов хранить записи звонков до полугода, интернет-трафик — месяц, а геолокацию, сведения о соединениях абонентов и другие метаданные — три года, а также для систем оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), был, насколько можно судить, искренне увлечен своей деятельностью, в которой видел что-то большее, чем просто бизнес. Но люди, для которых существует что-либо за пределами бизнеса, плохо вписываются в современную российскую систему. Особенно тогда, когда они знают слишком много. В итоге такие люди оказываются за бортом: Черепенников умер от остановки сердца – классическая симптоматика при отравлении "Новичком", а Стрелков-Гиркин посажен, пока что в СИЗО, и только на два месяца, но лиха беда начало.

Взлет и падение Антона Черепнникова

Начав с "московской классики" 00-х – торговли "серыми" телефонами и организации соревнований по Counter-Strike (последнее, впрочем, больше для души, чем ради денег), Черепенников на каком-то этапе оказался в сфере внимания одного из главных финансовых столпов путинского режима Алишера Усманова. Осенью 2015 года, через свой USM Holdings, Усманов вложил в команду Черепенникова по Counter-Strike под названием Virtus.pro и в другие активы, сведенные под её крышу и торговую марку, более $100 миллионов.

Усманов вообще очень плотно интересовался в тот период информационными технологиями. В частности, крупно вкладывался и в Facebook, значительным пакетом акций которого продолжает владеть и сейчас, а также в Mail.ru/VK. Правда, в марте 2022 года USM Holdings объявил об избавлении от IT-активов, но это не касается акций, находящихся в личной собственности Усманова. При этом Усманов делегировал Цукербергу право голосовать его акциями, страхуя от недружественного поглощения – но это уже к слову.

Иными словами, интерес Усманова к Черепенникову носил системный характер и не был случайной прихотью олигарха, решившего под настроение прикупить модную диковинку – киберспортивную команду.

Получив крупное вложение на развитие бизнеса, Черепенников быстро пошел в гору. Его новый бизнес, ИКС-холдинг, буквально за несколько лет стал фактическим монополистов в создании софта для прослушивания телефонных разговоров, распознавания лиц, голосов, и для других систем слежки. Это предполагало тесные и доверительные отношения со спецслужбами, а также широкий доступ к закрытой информации. И это было доходно: разработки холдинга Черепенникова в области электронной слежки принесли ему прибыль не менее $220 млн. 

Но кремлевская система не признала Черепенникова своим, и, выжав досуха, ликвидировала. Люди из его окружения в разговоре с журналистами западных изданий — правда, только на условиях анонимности, выражают сомнения по поводу заявленной причины смерти, обращая внимание на то, что вскрытие не проводилось. Зато Усманов, признаваемый Кремлем своим, может пережить ещё многих Черепенниковых, используя построенные ими паровозы… хотя нет, кажется паровозы строили на Урале Черепановы? Впрочем, Черепановы-изобретатели — выдумка, как, скорее всего, выдумка и то, что Черепенников и его команда изобрели что-то своё, а не адаптировали к российским реалиям китайские и западные наработки. Очень может быть, что именно это и стало главной тайной, которая должна была умереть вместе с Черепенниковым, чтобы тот ненароком не подставил под удар специфические отношения Усманова с Цукербергом. С Илоном Маском кстати, тоже – через Юрия Мильнера, влиятельного мирового инвестора в IT-сферу и выходца из Mail.ru, что автоматически означает тесные связи с Усмановым. Мир разработчиков специфического софта, позволяющего отслеживать мысли и посты миллиардов людей, только на первый взгляд большой, а на самом деле – очень тесный. Впрочем, Маск и его связи, старые и новые, возникшие в связи с покупкой Twitter — отдельный кейс, и отдельный разговор, далекий от трупа Черепенникова.

Реклама на dsnews.ua

Упущенный шанс Игоря Гиркина

Путь 53-летнего Гиркина, взявшего себе псевдоним "Стрелков", был иным. В отличие от Черепенникова, резавшегося по молодости в Counter-Strike, Гиркин с самого начала предпочитал убивать людей в реале.

Такие специалисты бывают нужны любой российской власти, но тут есть нюанс: чем больше трупов повисает на них, тем в большей степени они должны быть чистыми исполнителями, лишенными собственной инициативы. Пример: известные палачи НКВД, Василий Блохин и Пётр Магго, лично расстрелявшие примерно по 12-15 тысяч человек каждый, умерли более или менее своей смертью: Блохин от инфаркта, а Магго от цирроза печени. Правда, обоих под конец жизни выгнали из НКВД и лишили ранее заслуженных ими званий – но, в целом, не тронули и не посадили, позволив спокойно дожить. А беспокойного изобретателя Исая Берга, придумавшего и внедрившего в производственный процесс машину – душегубку, умерщвлявшую своих пассажиров выхлопным газом, в 1939 году, уже на излете очередной волны репрессий, предпочли все-таки расстрелять. Вероятно, бьющий ключом энтузиазм неистового подвижника Берга просто напугал его работодателей.

В итоге Берг погиб, а его изобретение было присвоено и выдано за своё немецким коллегой, штурбаннфюрером СС Гербертом Ланге. Это был тот редкий случай, когда не Россия позаимствовала западную разработку, а Запад – российскую. Впрочем, вернемся к Гиркину.

Гиркин родился в Москве, окончил вполне мирный историко-архивный институт, где не было даже военной кафедры, отчего в 1993–1994 был призван на срочную службу в российскую армию, в которой и остался по контракту, почувствовав вкус к карьере "солдата удачи". Хотя, вкус он почувствовал раньше — ещё студентом Гиркин увлекся военной реконструкцией, а в 1992 году, вместе с другом-реконструктором, поехал в Приднестровье. Затем побывал в бывшей Югославии — в русском добровольческом отряде в Боснии. После окончания срочной службы в 1994 году Гиркин остался по контракту служить на сержантских должностях, а в 1998, уже после Первой Чеченской войны, его, наконец, заметили, и пригласили на контракт в части спецназначения ФСБ. Оттуда Гиркин уволился в 2013 году в звании полковника. Но его увольнение, судя по всему, носило характер чисто формальный, поскольку уже в феврале 2014, взяв к тому времени псевдоним "Стрелков", Гиркин принял деятельное участие в аннексии Крыма, а в ночь с 11 на 12 апреля с 52 бойцами пересёк границу Украины, чтобы захватить административные здания в Славянске, объявить о создании "Донецкой Народной Республики" и переходе города под её власть и развязать гибридную войну.

Дальнейшая биография Гиркина, в отличие от тихушника Черепенникова, хорошо известна. 17 ноября прошлого года он, вместе с двумя подельниками, был официально признан окружным судом Гааги виновным в уничтожении "Боинга" MH17 над Донбассом в 2014, и убийстве 298 человек, и заочно приговорен к пожизненному заключению.

Казалось бы, такому человеку прямая дорога в ГД РФ от Единой России. Но Гиркин оказался слишком беспокойным и внесистемным, и, вместо того, чтобы монетизировать свой приговор, что можно было сделать десятком разных способов, предпочел зыбкую карьеру war-блоггера, критикующего власть, и даже лично Путина, за недостаточную решительность.

Какое-то время Гиркина терпели – правда, раздражение власти год от года нарастало. Но он, утратив берега, перешел уже к прямым оскорблениям в адрес Путина, назвав его жалким земляным червяком "ничтожеством, 23 года находящимся во главе страны". На этом терпение власти закончилось, и Гиркина посадили за экстремизм в СИЗО, на два месяца, чтобы он там немного поостыл. Посадили, кстати, не просто так, а по доносу другого патриота. Впрочем, с настоящего патриота России без воли Верховной власти ни волос, ни донос не упадет, так что это детали.

Но Гиркин не умер от остановки сердца. Это означает, что власть намерена использовать его и в дальнейшем. Как именно – другой вопрос.

Время оптимизаторов и оптимистов

И непубличный Черепенников, и публичный Гиркин были (а Гиркин — и остается) элементами информационной войны, которую ведет Россия. Первый формировал массивы информации, второй является, даже в СИЗО, публичной персоной и генератором мнений. Оба в какой-то момент выпали из тренда, заданного Кремлем: Черепенникова сочли недостаточно лояльным, а Гиркина – слишком рассерженым патриотом, злонамеренно выходящим за пределы умеренного патриотизма в рамках закона. Что характерно, власть несколько лет терпела Гиркина, пока он уже совершенно явно не перегнул палку с публичным выпадом против Путина. Неужели не просчитал последствий? Или, напротив, просчитал и решил сыграть ва-банк? Но, скорее всего, не сам решил, а получил команду сверху, от своих кукловодов. Это ровно тот же случай, что и с Навальным – не по своей же воле он вернулся в Россию из безопасной Германии?

Здесь прослеживается несколько возможных линий развития сюжета. Во-первых, правящая в данный момент кремлевская башня сознательно ограничивает ширину дорожки, по которой патриотам разрешено совершать публичный информационный променад. Это стремление особенно сильно проявилось после мятежа Пригожина (которому за его мятеж ничего, в общем-то и не было), но вызвано не только им, сколько общей, неблагоприятной для Кремля, ситуацией. Критикам власти велено сбавить тон – и, следом за арестом Гиркина, по сети уже пошла гулять докладная записка под названием "Об опасности ура-патриотизма в информационном пространстве Российской Федерации", обличающая разнузданность соловьевского шоу. Похоже, что в скором времени вся патриотическая информация вне официальных сводок, произносимых голосом Левитана, восстановленным с помощью ИИ, будет наказуема столь же сильно, сколь и критика власти с либеральных позиций. А, возможно, даже сильнее, поскольку людей с реальным боевым опытом среди радикальных патриотов больше, чем среди либералов, и у Кремля они вызывают больший страх.

Прекратит ли это поток критики Путина со стороны имперских радикалов (они все же именно имперские, никакие не национальные)? Нет, поскольку мы живем в эпоху Интернета. Просто прозападная оппозиция будет уравновешена антизападной. У одной будет сидящий Навальный – у второй сидящий Стрелков.

Отличный, надо сказать план, отвечающий как интересам правящей группировки, так и оппозиции, рассчитывающей занять её место, замиряясь с Западом. Чтобы такое замирение прошло успешно, и на выгодных для новой власти условиях необходимы две вещи. Во-первых, зачистка вероятных источников утечек того, что ни в коем случае не должно всплыть – то есть, следом за Черепенниковым еще немало народу перемрет от остановки сердца. А, во-вторых, создание страшного чудовища, которое придет к власти в России, если Запад не поддержит умеренных либералов… в лице того же Патрушева, например. В 90-х в этой роли выступала КПРФ, но какое из Зюганова чудовище? Смех один…Стрелков-Гиркин в этой роли будет смотреться гораздо убедительнее. Ну, а потом его можно будет выдать и в Гаагу для пожизненной отсидки. Впрочем, Гаага у Стрелкова если и случится, то не скоро. Сперва герой Новороссии познакомится с прелестями российской тюрьмы, и обретет ореол мученика. Которым тоже можно затем интересно сыграть. 

    Реклама на dsnews.ua