• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Кризис в Словакии. Как "Спутник V" может привести к власти пророссийские партии

Союзники требуют отставки словацкого премьера, привезшего в страну российскую вакцину, но боятся перевыборов 

Премьер-министр Словакии Игорь Матович (справа) и министр здравоохранения Словакии Марек Крайци
Премьер-министр Словакии Игорь Матович (справа) и министр здравоохранения Словакии Марек Крайци выступают с заявлением для прессы в международном аэропорту Кошице, Словакия, после того, как самолет словацкой армии прибыл из Москвы с вакциной Sputnik V / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Политический кризис в Словакии, вспыхнувший из-за закупки премьер-министром, основателем партии OLʼANO Игорем Матовичем российской вакцины "Спутник V", продолжает усугубляться. Коалиция трещит по швам: две из четырех партий, в нее входящих, не желают более видеть Матовича главой правительства.

Принимая решение закупить 2 млн доз российской вакцины, Матович как популист руководствовался не столько необходимостью, сколько стремлением сыграть на общественных настроениях.

Согласно опросу Focus Agency, словаки доверяют "Спутнику V" почти так же, как и американо-немецкой Pfizer/BioNTech: 53% и 55% соответственно.

Потому-то Матович, чье правительство столкнулось с критикой из-за провалов в борьбе с пандемией, решил идти по пути наименьшего сопротивления. Тем более что в Москве с готовность и радостью пойдут навстречу любому, кто проявит интерес к "Спутнику".

Премьер попытался оформить заказ на вакцину в феврале, но наткнулся на критику партнеров по коалиции — партий "Свобода и Солидарность" (SAS) и "За людей". Поддержала его лишь считающаяся пророссийской "Мы — семья" Бориса Коллара. Поэтому Игорь Матович перешел к плану "Б" — воспользовался правом министра здравоохранения в экстренных ситуациях обеспечивать поставки тех или иных препаратов.

И уже в марте первая партия российской вакцины в 200 тыс. доз прибыла в аэропорт Братиславы, где ее лично встретил премьер-министр. К слову, другие вакцины, прошедшие все этапы исследований, такого внимания со стороны Матовича не получили.

Действия премьера возмутили партнеров и президента Зузану Чапутову, за спиной которых он действовал, принимая такие важные решения.Так появилась первая трещина в целостности коалиции. Матович начал лихорадочно искать выход из кризиса, допуская все новые ошибки.

Реклама на dsnews.ua

Одной из них стала крайне неудачная шутка, прозвучавшая в эфире Radio Expres 3 марта, когда премьер на вопрос журналиста, что же он пообещал Москве в обмен на вакцину, ответил: "Закарпатскую Украину". Результат — международный скандал. Министру иностранных дел Словакии Ивану Корчку пришлось извиняться перед Киевом за своего премьера. Да и самому Матовичу тоже.

Следующей ошибкой стало решение поставить точку в скандале посредством отставки министра здравоохранения и своего однопартийца Марека Крайчи, которого Матович сам же и подставил, уговорив (заставив?) заказать "Спутник V". Крайчи ушел 11 марта. Однако кризис лишь усилился. Тонущий корабль 15 марта покинул пост министра труда и социальных дел Милан Крайняк (партия "Мы — семья").

Его в словацкой прессе сейчас сватают на пост главы Словацкой информационной службы (SIS, аналог СБУ), бывшего уже руководителя которой, Владимира Пчолинского, задержали по делу о коррупции Бориса Коллара, членом партии которого ("Мы — семья") он был ранее. В партии Коллара, контактировавшего с "подругой Кремля" Марин Ле Пен, эту информацию опровергают.

И это еще одна точка напряжения в текущем парламентском кризисе. В довесок к тому, что правительство осталось без министров, играющих ключевую роль в противодействии пандемии Covid-19. С чем Матович и так не справляется.

Рискованный компромисс

Понятное дело, что полумеры его партнеров по коалиции не устраивают. Они хотят отставки Матовича.

Лидер SAS, министр экономики Рихард Сулик во время вчерашней пресс-конференции выдвинул премьеру ультиматум: отставка до 24 марта — или его партия выходит из коалиции.

"Этот премьер разделяет общество, он в конфликте с президентом, с учеными, с местной властью и медиа … Мы дальше не можем поддерживать правительство Матовича", — цитируют Сулика Noviny.

В случае, если Сулик сдержит обещание, то коалиция потеряет 13 депутатов, но сохранит большинство: сейчас в ее составе 93 из 150 законодателей. Чтобы коалиция действительно развалилась, выйти должна также и партия "За людей". Такой сценарий вполне возможен.

Хотя лидер партии Вероника Ремишова, занимающая пост министра инвестиций, регионального развития и информатизации, которая также присутствовала на пресс-конференции Сулика, не выдвигала ультиматум де-факто лидеру OLʼANO. Возможно отчасти потому, что до перехода в партию экс-президента Андрея Киски в 2019 г., которую она возглавила 8 августа 2020 г., состояла в партии Матовича. Но главная причина все же более прагматична. К тому же, Ремишова ранее говорила, что Матовичу все же следует уйти в отставку и допускала выход "За людей" из коалиции.

Причина же кроется в том, что SAS и "За людей" не могут похвастать большой "мандатной массой". У первой — 13 кресел в парламенте, у второй — 10.

Сейчас они согласны, чтобы преемником Матовича стал его однопартиец — министр финансов Эдуард Хегер. Однако в OLʼANO, партии, выстроенной под лидера и абсолютно ему преданной, отставку Матовича не поддержали. Ведь OLʼANO невыгодно разваливать коалицию до основания, без того, чтобы кресло главы правительства занял кто-либо другой, ведь их ждут перевыборы, по итогам которых они вероятнее всего не смогут получить власть.

Рейтинг "За людей" просел римерно на 0,6%, на прошлогодних парламентских выборах они набрали 5,7% голосов, а сейчас их уровень поддержки, согласно опросу "Полис", составляет 5,1%.

В отличие от партии Киски/Ремишовой, SAS вдвое нарастила свой рейтинг — с 6,22% до 13,1%. Таким образом политсила Сулика сравнялась с партией Матовича, за которую сейчас готовы проголосовать почти вдвое меньше избирателей — 13,6% (в 2020 г. — 25,02%).

"Мы — семья" — 6%. Партия Коллара потеряла 2,24% по сравнению с результатами выборов. Потому-то они также выступают за сохранение четырехпартийной коалиции.

Конечно, SAS могла бы попытаться выбрать сценарий досрочных выборов и, к примеру, рассчитывать на создание собственной коалиции и с партией бывшего президента, и действующего — "Прогрессивной Словакией", которая после провала на выборах (не прошла в парламент, будучи в блоке с партией "Вместе") демонстрирует резкий рост популярности (5,8%).

Но есть одно огромное и пророссийское "но" — это партия-новичок, созданная летом 2020 г. отнюдь не новичком в словацкой политике бывшим премьером Петером Пеллегрини.

Его партия "Голос — Социал-демократия" (HLAS — Sociálna demokracia) набирает сейчас 23,8% голосов. Т.е. примерно столько же, сколько в прошлом году получила OLʼANO.

Словацкий "Голос" на первом месте в рейтинге, "серебро" у партии Матовича, SAS — "бронза".

Еще одна пророссийская партия "Курс — Социальная демократия" (Smer-SD) еще одного экс-премьера Роберта Фицо, членом которой был Пеллегрини, и которая же стала фактором объединения четырех партий в нынешнюю коалицию, рухнула со второго на четвертое место — 8,2% (было 18,29%). Но все же проходит в парламент и, как еще одна пророссийская и ультраправая партия "Котлеба — Народная партия Наша Словакия" (6,3%), имеет шанс войти в потенциальную коалицию, если выборы состояться.

И не забываем о партии Коллара. Т.е. имеются высокие шансы, что на смену союзу OLʼANO, SAS, "За людей", "Мы — семья" придет достаточно прокремлевский тандем. Чего нынешняя коалиция, большинство ее членов, допустить никак не хотят. Как заявила Ремишова, "возвращение Роберта Фицо и Петра Пеллегрини было бы катастрофой для Словакии".

Фицо и Пеллегрини провели действительно удачный политический ребрендинг, учитывая вызванный коррупционными скандалами антирейтинг Фицо и усталость словаков от популиста Матовича. Этого ему удалось добиться всего лишь за год у власти.

Парадокс: российская вакцина спровоцировала кризис, который может закончиться перевыборами, которые в свою очередь может выиграть пророссийский политик.

Нет, конечно, это не значит, что гипотетическое новое правительство резко сменит курс и тотчас же бросится в объятия Кремля. Как-никак, именно при Фицо Словакия поставляла Украине газ по реверсу, да и санкции ЕС поддерживала.

Однако все тот же Пеллегрини, в частности во время визита в Москву перед прошлогодними выборами, за полгода до запуска собственного политического проекта, выступил "против барьеров" и "злоупотребления санкциями" в отношении России.

Такого рода заявления Москва тщательно коллекционирует и затем использует в своей информационной войне против ЕС, США и Украины. 

    Реклама на dsnews.ua