Кризис на Апеннинах. Смогут ли друзья Путина получить всю власть в Италии

Новый правительственный кризис в Италии грозит превратиться в проблему как для уходящего, так и формирующегося состава Еврокомиссии, а также других государств-партнеров, кредиторов этой страны, в особенности в зоне евро

Министр внутренних дел и лидер вроде бы переставшей быть "сепаратистской" партии "Лига" Маттео Сальвини окончательно сбросил маску и рвется к власти. 8 августа Сальвини заявил, что правящего большинства в парламенте больше нет, что две партии коалиции слишком часто не согласны друг с другом и что пора идти на новые выборы. Руководители второй партии действующего, скорее левого "Движения 5 звезд", как и представители оппозиции, выразили готовность к такому сценарию. Но и те, и другие, скорее всего, просто храбрятся.

Стоит вспомнить, что нынешняя коалиция была сформирована после выборов марта 2018 г. - то есть менее полутора лет назад. При этом голоса на выборах распределились так, что договориться политики не могли больше двух месяцев. Условные правоцентристы во главе с Сальвини (чья партия при прошлом руководстве всегда входила в коалицию с альянсами во главе с Берлускони, впервые получила больше, чем, собственно, Берлускони), либералы, которые в Италии преимущественно объединены в Демократическую партию, "борцы с истеблишментом" из "Движения 5 звезд" совершенно не желали работать друг с другом. Поэтому возникновение технического правительства и повторных выборов было совершенно реальным. Но буквально в последний момент коалицию все-таки удалось сформировать - на двоих у "Движения" и "Лиги" (без других правых партий) оказалось 50,1%. Так появилось нынешнее химерическое правительство под руководством в какой-то степени "нейтрального" Джузеппе Конте. И постепенно вырисовались две особенности этой политической конструкции, позволившие правым и левым популистам вполне эффективно сотрудничать, причем в рамках подписанного "контракта", в котором партии сошлись на том, что из программ друг друга они готовы поддержать, а что - вынести за скобки до лучших времен.

Так, со своей стороны, "Движение" бодро отменяло надбавки бывшим депутатам, а министр Сальвини жестко ограничивал нелегальную миграцию (чем, кстати, навлек на себя гнев политизированного Голливуда), тогда как "Движение" ввело пособия для всех, чей доход менее €780 в месяц, а партия Сальвини снизила пенсионный возраст с 67 до 62 лет. В общем, праздник на деньги Еврокомиссии, прощавшей Риму наличие слона в комнате - ее огромного долга, продолжался с итальянским размахом. Тем более что вместе партнеров удерживало как раз совместное плевание в "руку дающую" - наличие "общего врага" в виде союзных бюрократов, которые, разумеется, с прохладцей отнеслись к этому союзу борцов с иммиграцией и "элитами". В Брюсселе справедливо опасались распространения этого сценария на другие страны ЕС, поэтому союзные институты начали сужать ошейник, в котором болтается Италия после своего провала в стагнацию в конце прошлого десятилетия.

Нетрудно догадаться, что отказ от корректирующих реформ и начало популистского банкета очень понравились гражданам - в отличие от чуть ли не всех предыдущих правительств за последние 10 лет, рейтинг кабинета Конте-Сальвини только и делал, что рос. Но исключительно за счет "Лиги". Партия Сальвини перегнала коллег по коалиции уже через два месяца, а через год оторвалась на 20% (37% против 18%). Второй сегодня идет либеральная Демпартия с 23%, прочие заметные партии все вместе набирают около 20%. В свою очередь, рейтинг "Движения 5 звезд" снижался благодаря шумной активности Сальвини, приписывавшего все - как выдуманные, так и реальные (вроде соглашения с КНР о фактическом присоединении Италии к "Единому поясу, единому пути") - успехи себе. Неудачи по умолчанию приписывались партнерам. Даже скандал с финансированием партии Сальвини Москвой никак не повлиял на его рейтинг - итальянцы к таким вещам относятся вполне терпимо, поглощая макароны российской пропаганды в огромных количествах и симпатизируя образу мафиозного мачо Владимира Путина, который часто навещает Италию и своего друга Сильвио, а также получает награды из рук Папы. Да ведь Франциск вроде бы и сам собрался в Москву, что сильно раздражает патриарха РПЦ Кирилла, который выпал из круга кремлевских эффективных менеджеров. Да и объективно говоря, лучшие времена итальянской мафии позади, отсюда и популярность Путина, равно как и самого Сальвини, человека без высшего образования, но зато из народа. Его рейтингу не повредили даже падающие мосты, правда, похоже, именно такие случаи и побудили Сальвини публично заняться инфраструктурой и обратиться за помощью к Китаю (само соглашение подписывал, ясное дело, премьер Конте, но его напарник активно задвигает Джузеппе "за шкаф").

Вместе с тем полураспад химерической коалиции начался еще весной, во время избирательной кампании в Европарламент. Популярность "Движения" падала, таким образом, они решили исправить ситуацию, перейдя в оппозицию к собственному партнеру Сальвини по широкому перечню вопросов. Этот список включал как критику ограничений миграции, так и традиционные ценности - собственно, как и положено левым. Однако "Лига" выиграла выборы с большим отрывом от всех конкурентов, получив в Италии 34% - то есть ровно вдвое больше, чем годом ранее.

Теперь уже "Лига" перешла в половинчатую оппозицию, хотя и выражая готовность продолжить работу правительства в нынешнем составе, но перманентно намекая, что досрочные выборы принесли бы им вдвое больше мест, а заодно и пост премьер-министра. Но "северяне" стали настаивать, чтобы программа работы правительства была при этом более приближена к ее собственной программе. Однако как-то форсировать выборы "Лига" не хотела, чтобы не принимать на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране.

В свою очередь, "южане", которыми можно назвать левых анархистов из "Пяти звезд", не могли понять, какой из двух вариантов для них хуже - потерять власть или продолжать терять рейтинг, будучи принужденными выполнять программу "Лиги" (по большому счету, именно это они и делали целый год, попав, как немецкие эсдеки, в ловушку "больших коалиций" имени Ангелы Меркель). Но в конце концов вспыльчивому Сальвини надоели споры по каждому вопросу, и, использовав смехотворный предлог - разногласия вокруг строительства участка скоростной железной дороги из Турина в Лион, он заявил о выходе из коалиции и стремлении идти на выборы. И теперь полезным для всех противников "Лиги" и их СМИ (раньше Сальвини и его "легионеров" "мочили" только центристские и левые газеты и каналы) может стать и московский скандал, и специфическое поведение министра в деле Маркива, поскольку теперь к борьбе против кандидата в дуче подключатся и популистские СМИ. Лидер партии "Движение 5 звезд" Луиджи Ди Майо уже заявил, что тот своими призывами к выборам предал итальянский народ. "Сальвини предал не "Движение 5 звезд" и не Конте. Он предал миллионы итальянцев, которым он на протяжении 14 месяцев говорил, что он не смотрит на результаты опросов. Он предал договоренности о правительстве в пользу собственных интересов", - заявил Ди Майо.

Сальвини намерен переговорить с бывшим премьер-министром и лидером партии "Вперед, Италия" Сильвио Берлускони о формировании правоцентристской коалиции (то ли сейчас, то ли после выборов). "В ближайшие часы я увижу Берлускони и лидера правой партии "Братья Италии" Джорджу Мелони. Я предложу им соглашение", - заявил Сальвини. Как видим, у "борьбы против системы" имеются свои пределы. Правда, пока что неясно, пойдут ли на такой до- или поствыборный альянс соратники самого Берлускони, у которого "Лига" умыкнула десятилетиями верного консервативного избирателя. При этом у них может не оказаться выбора, ведь нынешний рейтинг "Вперед, Италия!" - 7%, а "Братьев Италии" - 6%.

Оппоненты тоже предприняли как минимум риторические действия. Так, "Движение 5 звезд" и левоцентристская "Демократическая партия" в настоящее время обсуждают способ избежать (по крайней мере, на какой-то период) досрочных выборов и сформировать временное правительство. В свою очередь бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил, что в случае досрочных выборов Демократическая партия и "Движение 5 звезд" окажутся "по разные стороны". Но нынешний лидер "Демократической партии" Никола Дзингаретти заявил, что он "откровенно говорит "нет" соглашению "Демократической партии" и "Движения 5 звезд". Похоже - зря.

Тем не менее у Демократической партии есть теоретическая возможность избежать проведения досрочных парламентских выборов, сформировав новую коалицию в нынешнем составе парламента. По мнению депутата от этой партии Алессии Морани, либералам следует сформировать новую временную коалицию вместе с "Движением 5 звезд" и даже партией Берлускони. Ведь появление временной коалиции позволит принять бюджет и другие важные документы в установленные сроки, а не в самом конце года, как это произойдет в случае проведения досрочных выборов.

Впрочем, пока что лидеры трех упомянутых партий публично опровергают возможность какого-либо союза, постоянного или временного: в последние годы каждый в этой "тройке" выступал против двоих других. По иронии судьбы, текущий совокупный рейтинг этих трех партий составляет менее 50%, однако в действующем составе парламента им принадлежит около 60% мест.

Партнеры Сальвини по коалиции обеспокоенно напоминают, что из-за правительственного кризиса и перспективы проведения досрочных выборов Италия может лишиться значимого поста в Еврокомиссии (и как бы не сорвать формирование ее нового состава - и это невзирая на то, что Европарламент опять возглавил итальянец, правда, оппонент нынешнего правительства). Дело в том, что Италия претендовала на один из постов, связанных с экономикой, и важным для Рима было получение поста еврокомиссара по вопросам конкуренции.

Пока что в итальянском сенате назначена встреча руководителей фракций, которые решают, на какой день назначить рассмотрение инициативы партии "Лига" о недоверии премьер-министру Джузеппе Конте. Ожидается, что сенат в итоге согласится с проектом вотума недоверия, однако окончательное решение о досрочных выборах будет принимать президент страны Серджо Маттарелла. Он также может инициировать формирование временного правительства, поддерживаемого большинством в парламенте. Согласно итальянскому законодательству премьер-министр должен сообщить о распаде коалиции формальному главе государства - президенту, а тот должен проверить, нельзя ли в нынешнем составе парламента создать иное большинство (как показано выше - технически можно, но политически сложно, поскольку аппетиты растут).

Если партии не дают окончательного решения по этому вопросу, президент назначит испытательный срок для выявления нового большинства, а исполнять обязанности продолжит или тот же Конте, или председатель одной из двух палат парламента. У технического правительства, впрочем, существует только бюджетный и процедурный мандаты, политических решений оно принимать не может, что делает выборы через какое-то время неизбежными. Отсюда и перспектива сравнительно долгого препирательства.

Тем не менее Маттарелла уже несколько раз за последние годы доказал, что является единственным здравомыслящим деятелем на итальянском политическом Олимпе, так что с выборами он постарается потянуть настолько, насколько это возможно. Если новое большинство или техническое правительство организованы не будут, выборы пройдут в один из дней с 20 октября по 3 ноября.

И здесь важно понимать, что предвыборная лихорадка весьма выгодна нынешним итальянским лидерам - фундаментальные административные реформы и оптимизированные бюджеты зависнут в воздухе, о каких-то даже забудут, а трещать во всех эфирах умеют как находящиеся у власти популисты, так и либеральные и консервативные оппозиционеры. А проиграют итальянцы, экономика и Европа - кстати, если по итогам Сальвини все-таки не удастся усесться в кресло премьера, не факт, что новое правительство продолжит и китайские проекты.

Очевидно, что на Сальвини ставит как Путин, по всей видимости, инвестирующий в подобную комбинацию, так и мечтающий развалить Евросоюз Трамп. Так что можно ожидать, что в Риме скоро объявится Стивен Бэннон, на которого неофициально возложена эта миссия. А вот образумится ли итальянский избиратель - неизвестно. Пока что Маттео Сальвини бодро шагает к вершине, и банановой кожуры на этой главной дороге не наблюдается.