• USD 41.9
  • EUR 44
  • GBP 53.3
Спецпроекты

Кремлевская Захра и её вагенкнехты. Как готовится переворот в Германии

Продажные политики, готовые за деньги служить любой силе, и популисты, эксплуатирующие примитивную картину мира, в принципе, не опасны. Опасны избиратели, готовые голосовать за тех и других, с той самой примитивной картиной мира в головах и искренней верой в то, что сила и деньги всегда правы.

По сути, это спойлер ко всей статье.

Реклама на dsnews.ua

54-летняя депутат Бундестага Захра Вагенкнехт и девять её однопартийцев объявили о выходе из Левой партии (Die Linke) и создании ассоциации "Альянс Захры Вагенкнехт — За разум и справедливость", на базе которой должна быть создана новая партия. В 2024 году Вагенкнехт намерена вывести её на выборы в ландтаги восточных, ранее входивших в ГДР, федеральных земель Саксония, Тюрингия и Бранденбург.

"Политика должна измениться", — написала Вагенкнехт на своём сайте. "Мы больше не будем наблюдать, как правительства игнорируют пожелания большинства. Как богатство перераспределяется от трудолюбивых к десяти тысячам богатейших. Как мы ввязываемся в войны, а наша промышленность и средний класс подвергаются риску. Германии нужна сильная, инновационная экономика и социальная справедливость, мир и справедливая торговля, уважение индивидуальной свободы своих граждан и открытая культура дискуссий". 

Ок, чего не будет делать новая партия, из этой тирады более или менее понятно. А что она будет делать, чтобы добиться того, что нужно Германии, и избегнуть рисков? А будет она выступать за социальную справедливость, но против неконтролируемой миграции и антироссийских санкций. Трудно увязать воедино эти три вещи, но разве трудные задачи когда-нибудь останавливали большевиков, руководимых из Кремля? Вот и Вагенкнехт… Правда, связи с Кремлем она отрицает – но мы к этому ещё вернемся.

А ещё Захра Вагенкнехт, чей отец был иранцем, внезапно приехавшим в ГДР, может порассуждать о миграции, ссылаясь на личный опыт. Интересная у неё была семья: мать переехала в ГДР из Западного Берлина в то время, как большинство немцев, готовых на переезд, стремилось в обратном направлении, не останавливаясь и перед риском быть застреленными при преодолении Берлинской стены. Отец же приехал из Ирана в ГДР в середине 60-х, что тоже было необычно, а потом уехал назад в Иран и пропал там без вести. Вагенкнехт, к слову, отказалась признать преступной практику стрельбы по беглецам из ГДР, войдя в серьёзный конфликт с руководством СДПГ, в которой тогда состояла. 

Ничего нового в заявлении Вагенкнехт нет. О намерении создать свою партию и отмежеваться от Die Linke она говорила с начала года. Политический портрет Вагенкнехт в Германии тоже отлично известен. Твердая сталинистка и мастер популистской демагогии, она была препарирована во множестве работ. Наиболее глубоко и подробно её взгляды были разобраны в вышедшем год назад сборнике статей "Вагенкнехт — Национальные обычаи и общность судеб" (Wagenknecht – Nationale Sitten und Schicksalsgemeinschaft). Сборник вышел вторым в серии "Формы фашизации" – первый посвятили Питеру Слотердайку — ну, что тут сказать — старик заслужил. Основой же для изучения взглядов Вагенкнехт послужил анализ её книги "Самодовольный [либерализм]. Моя контрпрограмма – за дух сообщества и сплоченность" (Die Selbstgerechten. Mein Gegenprogramm – für Gemeinsinn und Zusammenhalt). 

Среди прочего, было замечено и тесное родство идей левой популистки Захры Вагенкнехт и правого популиста Бьёрна Хёке, изложенных в его книге "Никогда не заходи в одну и ту же реку дважды" (Nie zweimal in denselben fluss). Хёке – лидер крайне правой фракции АдГ Der Flügel (Крыло), которую Федеральное управление по защите конституции правительства Германии признало правоэкстремистской организацией, но ему на это начхать. Хёке все равно остается главой АдГ в Тюрингии и членом Ландтага Тюрингии, с уровнем внутрипайтийной поддержки по всей ФРГ в 40% — и кто ж его, такого красавца, сдвинет, он же памятник.

Реклама на dsnews.ua

Интересно, что АдГ тоже выступает за снятие санкций с Москвы без предварительных условий, поскольку "разрядка в отношениях с Россией является предпосылкой прочного мира в Европе", и вообще, "в интересах Германии вовлечь Россию в общую структуру безопасности, не упуская из виду собственные интересы, а также интересы наших союзников".

Это трогательное единение немецких правых и левых закономерно ставит вопрос о разнице между ними – и тут оказывается, что обнаружить разницу чрезвычайно сложно. Настолько сложно, что возникают обоснованные подозрения в том, что никакой разницы и вовсе нет. То есть, фразеология, от книги к книге, конечно, разнится, но, если отжать популистский трёп, то сухой осадок будет один: "сделайте нам, как было в ГДР, раз уж не можете вернуть золотые времена 1933-39 годов". Разница только в том, что Хёке оперирует фразами, подозрительно похожими на цитаты из книги ещё одного талантливого автора, "Моя борьба" (Mein Kampf) — но это мысли самого Хёке, а никакие не цитаты. По этому поводу у Хёке в 2019 году даже были крупные разборки с журналистом ZDF, который попутал берега. В свою очередь, Вагенкнехт оперирует Марксом, причем, по мнению специалистов по её творчеству, делает это в необычайно изобретательно-извращенной форме. Сути марксизма она не понимает, от слова "совсем", а её рассуждения об антимонополистической и бескризисной рыночной экономике, изолированной от мирового рынка, — "домик с кукушкой в ​​облаках". Причем, кукушка кукует исключительно о том, что только чувство национального единства может быть основой государства всеобщего благосостояния. И это, опять же, сильно напоминает эхо пламенных речей некоего талантливого автора. Здесь я, по возможности, точно, постарался процитировать её критиков — в переводе с немецкого и в вынужденном кратком пересказе.

За что люблю немецких критиков философских работ, так это за их умение весело и метафорично разодрать штаны или юбку оппонента на классический Балкенкройц. Читать их – одно удовольствие, гораздо большее, чем чтение книги самой Вагенкнехт, до крайности путанной и скучной. 

Правда, Вагенкнехт не настаивает на немецкой исключительности. Нет, противостояние глобальным корпорациям возможно и на основе союза правильных пацанов государств, сплоченных чувствами национального единства, каждое — своим. До лозунгов снятия санкций с России от этого уже не шаг, а, буквально, толщина волоса. Потому что Путин, выступающий за бесконечное усиление государства, внезапно оказывается естественным союзником Вагенкнехт.

Было бы просто странно, если бы Москва не поддержала такой замечательный проект. И точно: в апреле 2023 года The Washington Post сообщила , что Кремль пытается создать в Германии антивоенную коалицию, о чём свидетельствует множество конфиденциальных российских документов, датированных периодом с июля по ноябрь 2022 года, которые были получены некоей "европейской разведывательной службой" и слиты в распоряжение издания. Предполагалось выстроить лево-правый фронт из АДГ, новой партии Вагенкнехт и левых экстремистских сил. По замыслу авторов плана, это должно было обеспечить "победу на выборах любого уровня", и привести в Бундестаг нескольких депутатов, полностью контролируемых Кремлем. Ну а в перспективе — начать обнуление санкций как противоречащих интересам Германии. Важная роль в плане отводилась и немецкому пацифистскому движению, которое давно и успешно используется Кремлем и как политический ластик для стирания всякой черты между добром и злом, и как адвокат российского милитаризма.

Здесь надо сказать, что политический ландшафт Германии весьма своеобразен, притом в скверном смысле. Травма, полученная немцами в годы 2МВ и, впоследствии, в ГДР, и по соседству с ГДР, которое тоже было травмирующим опытом, привела значительную часть граждан современной ФРГ не к деятельному отрицанию зла, а к готовности покориться любой силе, прикрывшись "германскими интересами", превалирующими над любыми принципами, невозможностью сопротивления и предпочтительностью компромисса любой ценой. Всё это густо замешано на страхе перед ядерной войной, который был успешно привит советской пропагандой как населению ГДР, так и, при её посредстве, населению ФРГ. Этот страх в Германии беспрецедентно высок. Настолько, что побудил немцев отказаться даже от мирной ядерной энергетики, прочно подсадив их на российский газ.

Иными словами, "антивоенная борьба" в её немецком варианте основана на равнодушии и подлости. По сути, это пацифистский вариант нацизма, но такая разновидность нацизма не наказуема, прочно укоренена в немецком сознании и успешно работает. А лево-правые радикалы, на поверку абсолютно сходные, руководствуются лозунгами "Интересы Германии превыше всего" и "Союз сильных государств – лучшее средство противостояния алчности международных плутократов корпораций". Конечно, их лозунги пристойно заполированы и пересказаны, по сравнению с "Mein Kampf", совершенно другими словами. Но суть этого труда, лежащего в основе построений лево-правых адептов "сильной государственности" нисколько не размылась.

Вагенкнехт, после выхода статьи в The Washington Post, категорически отрицала всякие контакты с Кремлем – но, увы, довольно скоро была поймана на лжи.

28 мая 2023 года Der Spiegel опубликовал статью со скриншотами, доказав, что Вагенкнехт, находилась в активном контакте со своим бывшим мужем Ральфом Томасом Нимейером. Нимейер же с 2022 года входит в Гражданское движение Рейха , а после 24.02.22 называет себя "представителем немецкого правительства в изгнании". В этом качестве он принят в Москве, притом, на самом высоком уровне. АП РФ совершенно серьезно вела с ним переговоры о составе будущего германского правительства.

Всё это в сумме можно истолковать единственным образом – как подготовку государственного переворота. Да, будущая промосковская власть Германии формируется из откровенных отбросов – ну так и большевики, отправленные в дестабилизированный февральскими событиями Петроград тоже были отбросами. Когда власть слаба, именно у отбросов, лишенных всяческих тормозов и принципов, больше всего шансов перехватить её.

Тут мы подходим к самому важному: а что, власть в Германии действительно слаба?

Увы, да. Она слаба. Согласно данным опроса, проведённого социологическим институтом INSA для BILD, если бы выборы в Бундестаг состоялись 22.10.23, за СДПГ проголосовали бы 16%, за "Зелёных" — 13%, за СвДП — 5%. Таким образом, у правящей "светофорной" коалиции в сумме лишь 34% голосов. Это минимальный показатель с последних федеральных выборов, когда они набрали 52%. С тех пор популярность правящих партий постоянно снижается.

Нового минимума достигла и степень удовлетворённости граждан работой правительства во главе с Олафом Шольцем: 24% довольных против 71% недовольных. То, что 45% опрошенных не видят альтернативы нынешнему кабинету министров, нисколько не утешает. Не видят, пока им её не показали. А как покажут – так сразу и увидят.

А каковы перспективы пока ещё виртуальной партии Вагенкнехт?

Перспективы очень серьёзные. Конечно, это ещё не полноценный опрос, партия-то виртуальная, толком нет ни программы, ни руководства. Так, предварительный зондаж, проведенный институтом исследования общественного мнения Yougov по поручению Немецкого агентства печати. Тем не менее, результаты неприятно впечатляют. На вопрос о готовности проголосовать за партию, возглавляемую Захрой Вагенкнехт, 20% опрошенных ответили уверенным "да", 17% не определились. Конечно, есть 63% процента опрошенных с твердым "нет", но ведь сколько-то из них поддержат и АдГ. Правда, Вагенкнехт уводит у них часть голосов, и у других партий тоже. За неё готовы проголосовать 55% ранее голосовавших за Die Linke, 29% голосовавших за АдГ, по 21% голосовавших за СдПГ и ЛдПГ. Иными словами, на Вагенкнехт есть очень серьёзный запрос. В бывшей ГДР он предсказуемо больший, там её готовы поддержать 29%, но и 19% в западных федеральных землях – это тоже очень много.

Опрос INSA даёт несколько отличные результаты, но довольно близко к Yougov. Германия оказывается крайне уязвимым перед Москвой звеном в цепочке стран ЕС и НАТО. Это не то чтобы новость — о податливости немцев московским соблазнам известно давно. Но возникновение на горизонте Вагенкнехт с новым проектом стало очередным неприятным звонком, напоминающим о старой проблеме. И дело тут, как уже сказано, вовсе не в самой Захре, за которую Кремль решил подергать Германию. 

    Реклама на dsnews.ua