• USD 41.5
  • EUR 43.7
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Кремль потерял Балканы

Новый взлет атлантического влияния, которое будет концентрироваться вокруг Загреба после президентских выборов, позволит не только ускорить модернизацию региона, но и снизить его инфильтрацию российской агентурой
Фото: financo.net
Фото: financo.net
Реклама на dsnews.ua

Когда-то одна из витринных стран Балкан, Хорватия, которая присоединилась к ЕС в июле прошлого года, прошла через шесть лет рецессии и теперь стоит перед перспективой нулевого экономического роста в 2015 г. и безработицы на уровне 19%. Большую часть этого периода государством руководил социал-демократ Иво Йосипович, правовед и музыкант. Однако по итогам второго тура президентских выборов его обошла Колинда Грабар-Китарович, лидер правоцентристской партии Хорватское демократическое со­дру­жество и бывший министр иностранных дел, набрав 50,47%. Грабар-Китарович станет первой дамой, возглавившей Хорватию, но во внешнеполитическом контексте интересно скорее другое.

Еще год назад в соседнем Белграде были уверены, что российский проект "Южный поток" вернет Сербии доминирующую роль на территории бывшей СФРЮ, поскольку рубильник распределения газа будет находиться в руках сербского правительства. Теперь эти надежды развеяны: проект снят с повестки дня, а российский газ с юга европейские страны смогут, вероятно, получать из Турции, не говоря уже о неминуемом снижении цен на газ весной, что может окончательно сделать нерентабельным и "Северный поток". В то же время сербам, несмотря на объемные авансы и вливания со стороны Москвы, придется распрощаться с грезами о лидерстве и заняться скучной и болезненной европейской интеграцией страны вместо бесперспективных скандалов с Косово и Албанией, составляющих единственное наполнение политической жизни бывшей метрополии Балкан. В частности, потому, что нового хорватского лидера никак не отнесешь к тем, кто готов забыть о военных преступлениях сербов. К примеру, Колинда Грабар-Китарович не скрывает своей дружбы с хорватским генералом Анте Готовиной, оправданным Гаагским трибуналом. Сразу после избрания Грабар-Китарович пообещала бороться за права хорватов в Боснии и Герцеговине и "Сербии и Воеводине".

Белградские конспирологи уже успели причислить Грабар-Китарович к таинственной рокфеллеровской Трехсторонней комиссии, и в этом списке влиятельнейших людей мира она якобы находится на 69-м месте из 180

Более того, внешнеполитическая ориентация нового президента не вызывает сомнений - об этом свидетельствует все в ее биографии и карьере. После третьего класса гимназии, в 17 лет, Колинда уехала по программе обмена в США, окончив школу в Лос-Аламосе в 1986 г. В 1993-м выпустилась с философского факультета Университета в Загребе, а в 2000-м завершила там же магистерскую программу по политологии, защитив диплом на тему советско-американских отношений во время администрации Рональда Рейгана. Поступив в МИД в 1993 г., Колинда уже через четыре года отправилась в посольство Хорватии в Канаде в ранге советника. После парламентских выборов 2003 г. возглавила министерство евроинтеграции, а после его слияния с МИДом - объединенную структуру. Пять лет спустя она стала послом Хорватии в США, а в 2011 г. - заместителем Генсека НАТО по публичной политике, отвечая, по ее словам, за "коммуникационную стратегию и приближение альянса к обычным людям".

Белградские конспирологи уже успели причислить Грабар-Китарович к таинственной рокфеллеровской Трехсторонней комиссии, и в этом списке влиятельнейших людей мира она якобы находится на 69-м месте из 180. Сербские опасения в отношении смены руководства в Хор­ва­тии имеют основания. Так, вполне очевидно, что солидарность демократических государств Балкан, из которой выпадает лишь Сербия, теперь усилится. Российский бизнес в регионе уже ощутил на себе последствия санкций. К примеру, крупнейшие российские туроператоры "Р-Турс", Prometheus Travel и "TUI Россия" обратились к министру туризма Черногории Бранимиру Гвоз­деновичу с просьбой снизить цены в отелях в 2015 г., так как до сих пор для российских туристов гостиницы обходились на 40% дороже, чем для гостей из Западной Европы. Финансовый кризис в РФ разорил множество российских туроператоров, а Черногория до недавнего времени была одним из наиболее популярных направлений.

Еще летом официальная Хор­ватия и сама выступала против новых санкций в отношении российского агрессора, но теперь Загреб вряд ли допустит подобную ошибку. Кстати, доходящая до рукоприкладства - такого, как нападение на албанских футболистов или на автомобиль сербского премьера Вучича в Косово - скандализация сербско-албанских отношений не оставляет Загреб безучастным. Хотя бы потому, что в НАТО Хорватия и Албания вступали вместе, главным образом, в силу существования сербской угрозы. Нынешние быстрые изменения в альянсе вполне могут привести к размещению на Балканах его дополнительных сил, поскольку военная база россиян в Сербии, по сути, давно имеется. Между прочим, Загреб и сегодня поддерживает интеграцию Грузии и Украины в альянс.

Реклама на dsnews.ua

Близость нового хорватского лидера к США - позитивный разворот во внутренней политической жизни стран бывшей Югославии, которым непросто справляться с общей задачей европейской интеграции. Провал российской политики на Балканах (особенно проявившийся в ходе выборов в Болгарии и реакции Греции на газотранспортные прожекты с Турцией) и новый взлет атлантического влияния, которое будет концентрироваться вокруг Загреба, позволят не только ускорить модернизацию региона, но и снизить его инфильтрацию российской агентурой.

    Реклама на dsnews.ua