Кремль готовится к игре в думские выборы
Масштаб московского марша в память о Борисе Немцове по-разному оценивают даже представители оппозиции - одни считают, что людей пришло меньше, чем год назад, и настрой участников был пессимистическим, другие - что людей было, как минимум, столько же и чувствовался некий подъем. Вероятно, заметные разночтения связаны с тем, что в России - в том числе и среди оппозиционных партий - началась избирательная кампания.
Несомненно, фраза "избирательная кампания в России" уже много лет звучит нелепо, и, тем не менее, легалистский подход Владимира Путина в деле строительства авторитарного режима современного типа обязательно предусматривает такой ритуал как выборы, или, скорее, плебисцит, модернизированный по сравнению с аналогами из истории гитлеровской Германии. В РФ он представляет собой имитацию широкой поддержки масс в условиях максимально ограниченного выбора. В текущем году думские выборы были перенесены с декабря на сентябрь (в частности, потому, что жесткое ограничение доступа к финансовым рынкам и низкие цены на нефть, скорее всего, приведут к исчерпанию российских резервных фондов), и режим побаивается, что как минимум коммунисты, предсказуемо набрав огромное количество голосов, проявят упрямство, и потребуют перераспределения лоббисткого влияния. Очевидно, наберут вес и разнообразные шовинисты, по сравнению с которыми "Единая Россия" и впрямь выглядит, как объявил ее куратор, первый заместитель главы АП Вячеслав Володин, либеральной партией.
Впрочем, по обеим линиям, "левой" и "правой" - потому что таков принятый ритуал выборов - началось активное проектное строительство. Так, собрался на выборы подконтрольный АП РФ политический аферист Сергей Кургинян со своей "Сутью времени", имитирующей сталинистский дискурс. Для разномастных фриков патриотического склада создан зонтичный "Комитет 12 января" во главе с террористом Гиркиным-Стрелковым.
Недавно прояснившиеся связи Гиркина с теми подразделениями АП и спецслужб, которые измазались в истории с совершившей несколько резонансных убийств ксенофобской организацией "Русский образ", ясно указывают на характер кураторства этого проекта. "Комитетчики" якобы нейтральны к Путину, но намерены защищать государство от переворота, подготавливаемого "пятой колонной" системных и внесистемных либералов. Наконец, для этой наиболее подозрительной группы социума реанимируется "Правое дело", теперь во главе с лояльным Борисом Титовым, уполномоченным президента по правам предпринимателей, а также модным трибуном среднего класса (или того, что от него осталось) Дмитрием Потапенко.
А что же так называемая внесистемная ("ПАРНАС") и полусистемная ("Яблоко") оппозиция? Прежде всего, необходимо понимать, что обе эти партии можно в любой момент снять с выборов под любым формальным предлогом. И если закрытые опросы начнут показывать такой рост их популярности, который теоретически позволит обеим пройти в Думу - то произойдет либо это, либо вычеркивание "ПАРНАС".
Так почему бы просто не отказать им от двора с ходу? По той же причине, по которой "1984" Оруэлла стал самой продаваемой книгой в России. Главное ведь не в том, чтобы смахнуть этих, с позволения сказать, оппонентов с доски - а в том, чтобы они сами признали себя такими же моральными вырожденцами, как и представители режима, а их избиратель в этом удостоверился. Несомненно, Алексей Навальный вызывает раздражение своими расследованиями, а в особенности наносит ущерб обрывкам репутации российской власти за границей - но его разоблачения отчасти выгодны и в борьбе бульдогов под красными дорожками в Кремле. Но ведь он и не может участвовать в выборах.
Грозит из Лондона напрочь лишенный политических талантов Михаил Ходорковский, обещая поддержку тем или иным кандидатам, однако и его получилось удачно использовать. Ведь упоминание кандидата рядом с МБХ в глазах зомбированного российского избирателя выглядит как привязанная к ноге консервная банка. В общем, допустить "ПАРНАС" к выборам - благодаря мандату, завоеванному убитым Немцовым в законодательном собрании Ярославля, эта партия имеет право не собирать подписи - можно разве что для смеха.
Что касается "Яблока", то здесь совсем иной коленкор. Эта партия давно превратилась в личную секту Григория Явлинского, который уже выдвинул свою кандидатуру в президенты в 2018 году. Сегодня Явлинский - руководитель фракции "Яблоко" в законодательном собрании Санкт-Петербурга, хотя еще 12 лет назад приобрел дом в Лондоне, раньше многих "системных либералов". Последнюю свою должность в исполнительной власти - заместителя председателя правительства Григорий Алексеевич занимал еще при советской власти. Лучшие результаты партии - 7,86% в 1993-м, 45 мандатов и четвертое место в 1995 году. Однако, внимание - набрав в 2011 году 3,43%, "Яблоко" начало по закону получать федеральное финансирование (сегодня это несколько миллионов долларов в год), а также участвовать в выборах, а теперь и выдвигать кандидатов в мажоритарных округах без сбора подписей.
Поэтому Явлинский неплохо устроился в путинской системе - он носит ярлык главного либерала, и ему, одному из последних защитников СССР весьма симпатизирует Путин. В 2000-м году будущий национальный лидер даже поздравлял Явлинского с очередным попаданием в Думу - но, как и с Януковичем, ошибся, партия так и не сумела преодолеть 5% -ный барьер. Благодарность Явлинского, который со своей приличной по размеру фракцией мог помешать Путину стать премьером в 1999 году, очевидна - к примеру, в прошлом году он не позволил возглавить партию бывшему псковскому депутату Льву Шлосбергу, разоблачившему отправку в Украину псковских десантников. А нынешний формальный лидер партии Эмилия Слабунова заявила, что президент Явлинский никогда не вернет Крым Украине.
Так что все необходимые ордынские ритуалы покорности соблюдены. "Яблоко" может рассчитывать если не на прохождение в Думу (более-менее адекватные прогнозы показывают, что на двоих с "ПАРНАСОМ" Касьянова-Навального у них на двоих 6%), то на победы в нескольких округах популярных политиков, выдвинутых партией "Яблоко", таких как Дмитрий Гудков и Владимир Рыжков - почему бы и нет? Впрочем, и это может произойти только с разрешения Кремля - и как бы ни расписывались Явлинский, Касьянов, Навальный и Ходорковский в верности имперским идеалам, эти выборы, в которых задача политических менеджеров Путина как-то контролировать как существующий, так и возможный протест - совершенно не о них. Так, если рейтинги "Единой России" к лету станут совсем жалкими, то на запасном пути пускает пар "Объединенный народный фронт", символически окормляемый лично Путиным.
Далее, Кремлю важно обеспечить лояльность региональных этнократий - в прошлом году с ними щедро делились активами, а теперь разыгрывается спектакль с Рамзаном Кадыровым, познавшим силу социальных сетей (правда, что еще он может выторговать - не вполне ясно). Наконец, задана планка для работы ФСБ по подавлению любой уличной деятельности - Путин потребовал уберечь выборы от западных недругов, объявил о поимке 400 "шпионов" и опробовал броневик "Каратель". После разгрома "Новороссии" и запутывания в шелковые сети сомнительных договоренностей в Сирии необходимо еще как-то отвлечь внимание плебса от кратного падения уровня жизни. Поскольку во внутренней политике похвастаться, кроме "Карателя" нечем, то таким отвлечением может стать Ливия или Беларусь, а в отечественном поле - шпиономания.
Не следует, впрочем, думать, будто россияне так уж наивны - по словам Владимира Паниотто до 70% граждан РФ имеют все возможности доступа к разным источникам информации. Просто сам механизм их зомбирования является более тонким и наработанным на протяжении многих лет, а революции происходят вовсе не из-за голода, а в силу изменений в коллективном сознании. С точки зрения Украины наиболее опасным типом рыбалки в мозгах российского населения может стать предвыборный проект по утверждению российской версии минских соглашений силой. Однако представляется, что для этого у деградирующего экономически путинского режима больше нет реальных возможностей.