Крамольные идеи из округа Колумбия. Как администрация Байдена пытается задобрить Москву
Влиятельный журнал Foreign Policy немного приоткрыл завесу тайны о текущих взаимоотношениях между Белым домом и Конгрессом по вопросам, касающимся агрессивного поведения России
Авторы статьи со ссылкой на ряд источников (в частности, среди персонала Конгресса) сообщают о давлении, которое оказывает администрация Джо Байдена на сенаторов с целью заставить их исключить из проекта оборонного бюджета положение о санкциях в отношении "Северного потока-2".
По словам собеседников FP, непосредственно госсекретарь Энтони Блинкен и его помощники обзванивали сенаторов на прошлой неделе.
Аргументы: поправки к законопроекту создадут опасный прецедент, ограничат возможности Белого дома в плане введения и продления санкций; санкции против СП-2 навредят отношениям с Германией, ценным союзником, в том числе в противостоянии с Россией.
Исходя из публикации, доводы администрации не были убедительными для сенаторов, в первую очередь для республиканцев, представитель которых — Майк Роджерс из Алабамы — обвинил администрацию Байдена в попытках нивелировать катастрофический эффект от решений, выгодных для России, и навредить союзникам США.
Впрочем, "Северный поток-2" одинаково не любят обе партии. И глава сенатского комитета по международным делам Джин Шахин, с которой также связывались представители Госдепа, подчеркнула, что она была, есть и будет противницей СП-2.
Если информация FP достоверна, недавнее решение Госдепартамента внести в санкционный список в соответствии с Законом о защите энергетической безопасности Европы 2019 года (PEESA) двух судов аффилированной с Россией компании Transadria Ltd., участвующих в проекте СП-2, а также клятвенное заверение спикера ведомства Неда Прайса, что Вашингтон продолжит давить трубопровод санкциями, смахивают на реверанс Сенату. Своего рода попытку убедить обе партии в том, что Белый дом не отступит от поддержки Украины и не пойдет на поводу у Кремля.
Наше вам с кисточкой, герр Шольц
Давление на Сенат из администрации, о котором пишет FP, помимо этого также по своей сути является презентом для свежеиспеченной парламентской коалиции в Германии.
24 ноября, наконец, завершились коалиционные переговоры между Социал-демократической партией (СДПГ), "Зелеными" и Свободной демократической партией (СвДП). Германия впервые получит коалицию "светофор" (по партийным цветам), а Ангела Меркель — преемника. Им станет "эсдек" Олаф Шольц.
СДПГ отойдет также МВД, минобороны, строительная и жилищная сфера, Минтруда и соцобеспечение, Минздрав, экономическое сотрудничество. Партнеров не обидели: СвДП, отстаивающая интересы крупного бизнеса, достались Минфин, Минюст, Минтранс, Минобразования; а для баланса за экономический блок будут отвечать "Зеленые", а именно соглава партии Роберт Хабек, агитировавший за предоставление Украине летального оружия.
При этом, что немаловажно, им — второму лидеру партии Анналене Бербок — же достался МИД. Бербок, как и большинство членов партии, в целом категорически не приемлют проект "Северный поток-2" и выступают за его блокирование.
В новом правительстве, если "Зеленые" хотят там остаться надолго, им придется, естественно, смягчить свою позицию. Тем более, что последнее слово будет за эсдеками, довольно лояльно относящимися к Кремлю.
Их влияние легко просматривается в 177-страничном коалиционном соглашении, где помимо поддержки евроинтеграционного курса Украины (и это плюс для Киева, поскольку перспективы членства ЕС впервые закреплены в такого рода документе), также есть несколько пассажей о России.
Во-первых, это поддержка коалицией "глубоких и разнообразных" отношений с Россией посредством конструктивного диалога. Обтекаемая формулировка дает понять, что попытки стабилизировать эти решения со стороны Шольца будут, в том числе благодаря сотрудничеству в рамках проекта СП-2.
Однако, и это во-вторых, явно по требованию "Зеленых", включен пункт о планах к 2030 г. получать 80% из возобновляемых источников энергии. Сбалансировали эту позицию уже пунктом, за которым, похоже, торчат уши СвДП как лоббистов крупного бизнеса, о том, что сборы на топливо и газ за выбросы CO2 увеличиваться не будут.
В-третьих, новая коалиция намерена ввести безвизовый режим для "особо важных целевых групп" граждан РФ, к примеру, лиц в возрасте до 25 лет. С одной стороны, это можно счесть поблажкой России, а с другой стороны, Берлин по всей видимости вознамерился ускорить отток из России высококвалифицированных, перспективных молодых кадров, например, тех же "айтишников".
И как здесь протий мимо сообщения американского Министерства торговли о введении санкций в отношении одного из ведущих технических вузов России — Московского физико-технического института?
Учитывая нынешний довольно высокий уровень взаимодействия между Берлином и Вашингтоном, а также обоюдное недовольство поведением России в киберпространстве, эти решения, скорее всего, были согласованы заранее и призваны несколько снизить киберпотенциал Кремля посредством фактического переманивания будущих и начинающих айтишников.
В целом же, возвращаясь к публикации FP, можно сделать вывод, что Байден демонстрирует последовательность и преемственность — не отрекается от вашингтонской декларации с Меркель по СП-2; и не хочет "драконить" новое правительство ФРГ, которое еще не приступило к выполнению своих обязанностей.
Крамольные идеи
Но на складывающуюся ныне ситуацию необходимо взглянуть еще шире. Хотя бы потому, что к вызывающим тревогу новостям из Вашингтона относится не только статья FP, но и, например, колонка политолога из известного калифорнийского аналитического центра RAND и сотрудника Госдепа в администрации Барака Обамы Сэмюэла Чарапа в Politico от 19 ноября.
Почему на нее стоит обратить внимание? Поскольку Чарап, рассуждая об угрозах Украине со стороны России, подводит публику к мысли о необходимости изменения тактики поведения Соединенных Штатов. И не в сторону усиления давления на Россию, а в сторону усиления давления уже на Украину с сохранением поддержки.
Чарап объясняет, что Россия сейчас вновь работает на эскалацию, потому что, по всей видимости, увидела нечто в действиях Киева, что ее в корне не устраивает — последовательно продолжает уходить на Запад, несмотря на захват части территории. Для Москвы такой сценарий неприемлем, и потому она повышает ставки.
Понизить же градус противостояния Чарап предлагает достижением политической "справедливости", если так можно выразиться. Дескать, Вашингтон традиционно придерживается политики кнута и пряника: кнут — для РФ, пряники — для Москвы.
А далее он прямым текстом заявляет о том, что раз уж Украина упрямо отказывается в полной мере выполнять минские договоренности (опасные заявления, к слову, и созвучны кремлевским), то США все же стоит "надавить" на Киев с целью добиться сейчас деэскалации в отношениях с Россией.
Политолог предлагает Украине провести амнистию боевиков и предоставить ОРДЛО особый статус. Этого же от Киева требует и Москва. И хотя автор понимает, что идти на уступки без получения контроля над границей — это стрелять себе в ногу дробью, но неубедительно "компенсирует" потенциальный ущерб от таких решений обещанием консолидированной поддержки Украины Штатами и Европой, если Россия все равно не откажется от эскалации и экспансионистской политики; а также словами о том, что, дескать, уступки всегда можно отменить.
Иными словами, Чарап предлагает обратиться к политике замирения. Чем подтверждает ранее появлявшиеся инсайды американской прессы о том, что в администрации Байдена в вопросе России верх одержала команда "умиротворителей", которая пытается балансировать между сохранением поддержки Киева и попытками несколько стабилизировать диалог с режимом Путина.
В связи с этим следует отметить, что эксперт по России из Института внешнеполитических исследований Стивен Бланк, возможно, не так уж неправ, выражая мнение, что колонка Чарапа является "пробным шаром" администрации Байдена. То есть, де-факто, вбросом в информпространство с целью прозондировать реакцию.
Если это действительно так, то выбор Чарапа в качестве автора "вброса" вполне оправдан, поскольку он далеко не впервые продвигает тему пресловутых уступок и изменения российской политики Вашингтона. И, к тому же, и не боится токсичных контактов с представителями режима Путина.
Так, 18 апреля 2019 г. он участвовал в экспертной дискуссии кремлевского гибридного аналога "Давоса" — клуба "Валдай". Мероприятие было посвящено его книге "Выйти из "промежуточного положения". Представления о региональном порядке в постсоветской Европе и Евразии", написанной в соавторстве с (внимание) научной сотрудницей Центра постсоветских исследований МГИМО МИД РФ Юлией Никитиной. Еще раз: человек, работавший в администрации Обамы, написал книгу вместе с подчиненной Сергея Лаврова.
Вообще, "кнут и пряник" — это фишка Сэмюэла Чарапа. Он упоминает этот принцип с завидной регулярностью. Например, в интервью "Голосу Америки" в 2017 г., т.е. уже при Дональде Трампе, политолог все так же настаивал на том, что Вашингтону не следует зацикливаться лишь на "кнутах" для России, поскольку санкции, мол, будут работать только, если их отмена станет реальной перспективой.
Этим же "пряником" Чарап предлагал поманить Кремль и в интервью прокремлевскому изданию "Страна.ua", опубликованном 4 июня 2021 г. И тогда же он говорил о необходимости уступок со стороны Киева под давлением США.
Почва была подготовлена. И сейчас, по всей видимости, мы можем наблюдать попытки начать "посевную", реагируя на военно-политико-энергетический шантаж со стороны режима Путина.
Хотя далеко не факт, что "посевная" все же начнется. Как раз описанные выше эпизоды из биографии Чарапа могут сыграть против гипотетической проработкой фракции "умиротворителей" из Белого дома темы с уступками. Это предложение, по сути, может быть скомпрометировано контактами Чарапа с россиянами и сотрудничеством с российскими площадками гибридного влияния и медиаресурсами. Скомпрометировано не только в глазах, например, Киева, но и Сената США, а значит настроит демократов против администрации. "Умиротворителям" придется либо пытаться достичь компромисса, либо пойти на попятный.