• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Спаситель-косплеер. Вытянет ли Аргентину из ямы скандальный президент-популист

Победу на выборах президента в Аргентине одержал человек, которого сегодня можно назвать олицетворением популизма в его крайних формах

Реклама на dsnews.ua

Это господин Хавьер Милей, лидер Либертарианской партии, неожиданно набравший почти 56% голосов избирателей против 44% у его конкурента из левого лагеря – действующего министра экономики Серхио Массы.

53-летний Милей, венгр по происхождению, имеет очень интересную биографию. Так, он успел в юности поиграть голкипером клуба "Чакарита Джуниорс", попеть каверы The Rolling Stones в группе Everest, поработать ведущим на радио и побывать инструктором по тантрическому сексу.

Впрочем, у него есть и более государственные достижения, ведь он является не только депутатом парламента от Буэнос-Айреса, но и экономистом. В частности, имеет степень по экономике в Университете Бельграно (Буэнос-Айрес), две ступени магистра в Институте экономического и социального развития (Буэнос-Айрес) и Университета Торкуато ди Телла (Буэнос-Айрес). В конце 2022 г. стал почетным доктором частного Университета предпринимательства ESEADE.

Около 20 лет он как преподаватель специализировался на макро- и микроэкономике, а также на экономике роста. За это время написал свыше 50 научных работ.

Вдобавок входил в качестве советника в группу экономической политики Международной торговой палаты и Всемирного экономического форума. Да и кроме того имеет большой бекгрунд работы экономистом в различных компаниях вроде банка HSBC, Maxima AFJP и т.п.

Именно из-за такой серьезной карьеры, собственно, еще больше бросаются в глаза его одиозные идеи восстановления аргентинской экономики.

На выборы он шел с обещаниями сократить государственные расходы на 15%, порезать правительство и количество министерств, сократить программы социального обеспечения и пенсионных фондов; отменить валютный контроль и ликвидировать ограничения обмена валют; разрешить тотальную приватизацию; сократить налоги.

Реклама на dsnews.ua

А вдобавок Милей также обещает ликвидировать Центробанк – лично его сжечь, чтобы покончить с "раком инфляции"; и отказаться от "больного" песо, национальной валюты, в пользу американского доллара; легализовать торговлю человеческими органами, запретить аборты, разрешить ношение огнестрельного оружия.

Ну, и вишенка на торте: Милей ярый антикоммунист. Он выступает категорически против взаимодействия с левыми правительствами, в том числе с соседней Бразилией или с новым кредитором Аргентины — Китаем, а также критикует папу Франциска, тоже аргентинца, за левацкие взгляды.

Это если коротко. Хотя даже и вышеприведенных примеров достаточно, чтобы понять, насколько действительно популистическими являются его идеи. Да и таковы, что, кажется, вообще непонятно, как воплотить в жизнь. Но ведь они нашли поклонников в Аргентине. И возникает вопрос: Почему?

Бесконечный кризис

Некогда богатая и успешная 46-миллионная Аргентина вот уже 50 последних лет находится в ловушке циклического популизма и низкоэффективного государственного управления. Когда каждое новое правительство пытается улучшить жизнь в стране с помощью разнообразных программ и кучи кредитов, но терпит неудачу, потому что в этой погоне на спине популизма обещают, нежели есть возможностей у экономики страны.

За это время в стране сменилось несколько президентов. Долгое время – с 2003 по 2015 гг. – власть была в руках супругов левопопулистов Киршнеров: сначала президентом был Нестор Киршнер, а в 2007 г. его преемницей стала супруга Кристина Фернандес де Киршнер.

В 2015 г. победу на выборах одержал проамериканский правоцентрист Маурисио Макри, но следующие выборы он проиграл – к власти вновь вернулись Киршнеры, точнее – только Кристина Киршнер, поскольку президентом стал абсолютно лояльный к ней и покойному мужу (умер в 2010 г.) Альберто Фернандес. Его победа сразу же привела к падению курса песо, и акций аргентинских компаний на 62%.

Из-за этого перманентного политико-экономического кризиса в 2002 г., например, ВВП страны достигал уровня 1974 г., когда закончилась эпоха устойчивого развития Аргентины. За последние 20 лет на самом деле мало что изменилось. Если не стало хуже, ведь инфляция достигла 140%, при этом 40% населения живет на грани бедности.

El Loco

И вот на фоне этих проблем в экономике появляется невероятно яркий и громкий Хавьер Милей. В прямом смысле яркий. За время предвыборной кампании штаб Милея отметился не только массой скандальных, противоречивых заявлений и обещаний, но и создал множество образов лично для этого кандидата.

В этом он обязан своей консультантке по имиджу – известной косплеерке Лилии Лемуан. За время кампании Милей успел примерить костюмы Бэтмена, Джокера, Человека-бензопилы из одноименной манги; льва – ставший одним из символов Милея и идеей для мерча кандидата, как, кстати, и его бакенбарды как у еще одного персонажа комиксов — "Росомахи", на которого, по мнению Лемуан, Милей очень и очень похож своим характером. И еще один ключевой образ Милея – "Генерал Анкап" – сокращен от "анархо-капиталиста", в котором кандидат даже пел песни об экономическом кризисе.

Костюмы и образы – все это красноречиво обещало избирателям давно ожидаемый реванш перед политическими элитами, против которых Милей провозгласил крестовый поход, и новые перспективы.

Как именно он будет реализовывать свои обещания – трудно даже вообразить. Хотя это и есть "фишка" популистов такого рода. Точно можно сказать лишь то, что Милей, которого аргентинцы прозвали El Loco ("сумасшедшим"), повлечет за собой немалые волны как во внутренней политике, так и на внешнеполитической арене.

Несмотря на его отказ иметь дело с Китаем или Бразилией, он также осудил полномасштабную войну России против Украины, а Владимира Путина считает "автократом". Плюс он является противником присоединения Аргентины к БРИКС – международной организации, которая Кремлем и Пекином рассматривается в качестве базы для создания антизападного альянса; и куда Аргентину на последнем саммите повел президент Фернандес.

Москва через посла Дмитрия Феоктистова уже выразила надежду, что Милей "сохранит приверженность многополярности" и будет двигаться к БРИКС. Впрочем, похоже, зря. Хотя…

Следует заметить, во-первых, то, что Милей – все же ярый популист. Во-вторых, Милей, который шел на выборы под Гадсденовским флагом и через Фернандо Керимедо (отвечает за коммуникации в штабе) имеет связи с еще одним известным трампистом – экс-президентом Бразилии Жаиром Болсонару; является преданным сторонником 45-го президента США Дональда Трампа, чье отношение к российской войне против Украины – секрет Полишинеля.

Поэтому возникает вопрос: не повлияет ли кумир Милея, Трамп, на взгляды аргентинского президента? Ведь не исключено, что Трамп и его штаб накануне президентских выборов в Штатах уже сейчас попытаются наладить тесный политический и медийный с его аргентинским фанатом.

А может в этом случае все же уместно будет перефразировать высказывание, приписываемое Франклину Делано Рузвельту, в отношении диктатора Никарагуа Анастасио Сомосы: "Он может быть популист, но наш популист".

Сегодня на самом деле наблюдается очередной бум популизма в мире, погруженном в войны и кризисы. А взвешенность и рациональность, порой, не очень эффективны, потому что электорат в условиях тотального кризиса ищет простые решения.

Проблема в том, что фундаментом популизма Милея, как и у того же Трампа (или Виктора Орбана, например) является ненависть, раскол, разногласия. Трамп выстроил свою кампанию на этом в 2015-2016 гг., и придерживается той же линии и сегодня. Главным двигателем победы же Хавьера Милея были тотальное отчаяние, уныние, ненависть к политическим элитам и, одновременно, до сих пор сильное стремление иметь лучшее будущее, несмотря ни на что. Каким образом – для его избирателя является второстепенной вещью.

    Реклама на dsnews.ua