Коррупция по-бразильски: полиция не видит разницы между властью и оппозицией

Бразилию продолжает сотрясать серия громких арестов высокопоставленных коррупционеров. Украине стоит присмотреться к подобному опыту
Полиция задержала экс-президента Бразилии Луиса Инасио Лула да Силва

Полицейская операция "Автомойка" становится все масштабнее, и в руки стражей правопорядка попадает все больше гигантов бразильской политики. Связь между задержаниями - подозрения в причастности к коррупции на государственном нефтяном предприятии Petroleo Brasileiro (Petrobas). В пятницу, 4 марта, полиция провела обыск в доме экс-президента Бразилии и верного союзника президента нынешнего Луиса Инасио Лула да Силва, а затем задержала его для допроса по обвинению в участии в крупной коррупционной схеме. В частности, Силва обвиняется в получении взяток от Petrobas в виде непосредственно денежных средств и недвижимости. Его подозревают в отмывании денег и финансировании избирательных кампаний и расходов правящей Рабочей партии за счет незаконных доходов.

Стоит отметить, что и на лидере этой самой партии и президенте Дилме Русеф повисло обвинение в финансовых злоупотреблениях во время президентской кампании. Это самое обвинение послужило поводом для оппозиции инициировать процедуру импичмента, которую 2 декабря поддержал член Партии бразильского демократического движения (союзника пропрезидентской партии), спикер нижней палаты бразильского парламента Эдуардо Кунья, являющийся главным оппонентом Русеф. Правда, скандал, наделавший не мало шуму в Бразилии и в мире в целом, постепенно затих. Спустя неделю Верховный суд приостановил работу комиссии по осуществлению импичмента до следующего заседания 16 декабря. Как тогда заявил судья Луис Эдсон Фашин, решение было принято, чтобы избежать незаконных действий и не допустить усиления правовой нестабильности. А уже 18 декабря судьи и вовсе распустили комиссию.

Русеф могла бы вздохнуть с облегчением, но осадок-то остался. В первую очередь у простых бразильцев, которые еще летом тысячами выходили на улицы, чтобы выразить свое недовольство политикой властей. Причин же для общественной амнезии сейчас нет, т.к. бразильская экономика, мягко говоря, переживает не лучшие времена. В прошлом году она продемонстрировала 3,8% спад, а международное агентство Moody's, замкнув тройку ведущих таких агентств, понизило кредитный рейтинг страны до "мусорного". По оценкам аналитиков, Бразилия переживает самую глубокую рецессию с 1930-х.

Понятно, что такая ситуация является причиной повышенной нервозности общества, а потому любые коррупционные дела будут восприниматься резко негативно. А такими случаями бразильский политикум изобилует. 15 декабря полиция Бразилии провела обыски в домах Куньи и еще двух министров. 3 марта - буквально за день до ареста Силвы - Верховный суд проголосовал за проведение судебного разбирательства в отношении спикера, которого обвиняют в получении $5 млн взятки за содействие заключению контракта на $1 млрд на строительство двух нефтяных буровых судов для Petrobras. Комитет по этике Конгресса также подозревает, что у спикера есть тайные банковские счета в Швейцарии.

22 декабря полиция в рамках операции "Автомойка" провела обыски у людей, связанных с еще одной видной фигурой - политтехнологом Русеф, Силвы и покойного венесуэльского президента Уго Чавеса - Жоао Сантаной. Что касается самого Сантаны, то суд и вовсе выдал ордер на его арест. Его жена Моника Моура, комментируя это решение, заявила, что они вернутся, когда получат официальное распоряжение. Сейчас супруги работают над президентской кампанией в Доминикане. Политологи считают, что дело против Эдуардо Куньи может помочь Дилме Русеф: во-первых, с арены исчезнет серьезный конкурент, во-вторых, общество отвлечется от коррупции самой госпожи президента. Отвлеклось бы, вероятно, раньше, если бы не тот факт, что под прицел полиции попадают представители обоих лагерей, которые в свое время вляпались (по щиколотки или по шею - не важно) в коррупционные схемы Petrobas.

Действия полиции и бразильская демократия примечательны тем, что правоохранительные органы, имея достаточно доказательств, упекут за решетку любого госслужащего любого ранга. И это несмотря на то, что министром юстиции является один из координаторов президентской кампании Русеф 2010 года Хосе Эдуардо Кардосо.

Украинцу, который живет в обществе, насквозь пронизанном коррупцией снизу доверху, такое поведение полиции, а тем более министров, может показаться непривычным.

Сразу же возникает мысль докопаться до сути - кто именно там на самом верху воюет, почему и как сильно пострадает простой налогоплательщик. Нас злит, разочаровывает, да, но не удивляет, например, дело "бриллиантовых прокуроров", сопровождающееся войной внутри Генпрокуратуры, войной ГПУ и СБУ, и т.п. Это, к сожалению, пока норма. Бразилия же демонстрирует совершенно иные принципы и отношение к коррупционерам.

Кстати, интересным фактором, оказывающим влияние на местных политиков, как ни странно является религия. Безусловно, даже в нашем светском (на словах) государстве религия является модным трендом среди политиков. Но позитивная сторона религии не может справиться с "темной стороной" украинских ситхов. В солнечной Бразилии сложился любопытный и, в принципе, эффективный симбиоз. Многие госчиновники и представители силовых структур руководствуются католическим "поступай по совести".

Вмешательство политической элиты заключается в использовании действий, точнее результатов действий правоохранительных органов против своих оппонентов. Очевидно, что нынешние аресты и обыски конкурирующие силы и политики будут раскручивать на полную катушку на всеобщих выборах в 2018 году.