Откаты - чужим. Чем голландская коррупция хуже украинской
Диалог Украины и Евросоюза неминуемо затрагивает проблму коррупции. Это слабое звено в украинской государственности, о которую страна частенько спотыкается и, если так подумать, справедливо получает критические зуботычины от партнеров. На самом деле резонно, что европейцы семь раз отмеряют прежде, чем дать Киеву денег, безвизовый режим или пресловутую ассоциацию.
Но порой страны-члены ЕС, грубо говоря, перегибают палку. Иными словами, коррупция в Украине успешно переросла из реальной проблемы в страшилку глобального значения. И это пугало на полях ЕС появляется от случая к случаю. Взять к примеру Нидерланды, которые соблазнились речами евроскептиков из движения GeenPeil, партии "За Нидерланды" и аналитического центра Forum voor Democratie и в апреле этого года поставили кол соглашению об Ассоциации с ЕС. Поспособствовали тому, как все помнят, откровенно слабенькая дипломатическая работа украинского правительства и мощное присутствие российского информационного десанта с привлечением ярого сторонника Brexit Найджела Фараджа. Сюда добавим историю с голландскими картинами, якобы, в руках украинских "неонацистов" и трагедию с MH17, и на выходе получаем все основания для взаимной неприязни.
Украина в глазах тех нидерландцев, которые голосовали против - какое-то дикое место, где идет война, царит хаос, правила цивилизованного мира забыты, а власть и общество сплошь коррумпированы. Конечно же цивилизованный Амстердам, с их точки зрения, не может позволить себе так вляпаться, в том числе и в украинскую коррупцию. Но так ли все ладно в Датч Кингдом?
Не вполне. Мало того, если внутри страны с коррупцией все относительно хорошо (относительно!), то за рубежом датские компании действуют в лучших традициях дельцов с просторов СНГ. На самом деле у нидерландцев довольно забавное представление о коррупции.
В понедельник, 12 декабря, международное объединение из 15 организаций Oxfam, которое исследует несправедливость в 90 странах мира, опубликовало доклад о мировых корпоративных офшорах. География списка такова: Бермуды, Каймановы острова, Нидерланды, Швейцария, Сингапур, Ирландия, Люксембург, Кюрасао, Гонконг, Кипр, Багамы, Джерси, Барбадос, Маврикий, Британские Виргинские острова. Как видим королевство Нидерланды взяло бронзу. Нидерланды, как и Люксембург завлекают иностранцев налоговыми льготами и "сохранением" прибыли не в стране клиента. Евросоюз пока не очень успешно борется с налоговыми лазейками, например, пытаясь создать черный список таких офшоров. Еще один механизм, предложенный Еврокомиссией - публичный отчет транснациональных корпораций об уплате налогов в месте их работы. Но тут опять-таки заложены две лазейки: отчету подлежат операции в рамках ЕС и компании, которые зарабатывают от 750 млн евро.
В 2016 году все та же Transparency International опубликовала свой Индекс восприятия коррупции (CPI) за 2015 год, который оценивает уровень коррупции в странах по всему земному шару. Нидерланды получили пятое место среди наименее коррумпированных стран мира, прибавив три позиции с 2014 года. Очень и очень впечатляет - особенно если учесть, что всего девять лет назад голландские риэлторы и владельцы недвижимости, благодаря различным схемам смогли утаить от государства миллиард евро налогов.
Однако в международной организации ко всему подчеркнули, что исследование показало также - половина членов ОСЭР нарушают свои международные обязательства по борьбе со взяточничеством их компаний за рубежом.
Еще в 2001 году, напомним, Амстердам имплементировал Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 1997 г. Проще говоря дипмиссии королевства должны следить за тем, как голландские компании ведут бизнес за пределами ЕС.
И вплоть до 2010 года правоохранители не проявляли прыти в расследовании таких случаев - по соответствующим делам не было вынесено ни одного вердикта. В октябре 2010 года Transparency International заявила, что голландские компании заплатили миллионы евро, чтобы получить контракты за рубежом. Кроме того, ОЭСР выступила с критикой королевства за недостаточную борьбу со взяточничеством. После этого в Нидерландах оштрафовали всего несколько фирм за коррупцию, но что любопытно судебные решения стали результатом расследований в США.
Шесть лет назад, например, когда на столе у следователей было лишь пять папок о возможных случаях коррупции с участием голландских компаний, работающих за рубежом, власти оправдывались тем, что 9 лет (с момента имплементации конвенции) учились. "Мы сначала должны были накопить опыт и международные контакты, потому что эти расследования, которые в основном сосредоточены за рубежом", - цитирует NOS TV бывшего спикера Министерства юстиции Тона Маана. Такая медлительность была бы характерна для Украины, но от европейской державы ожидается нечто иное, не правда ли?
Сейчас, вероятно, опыт накоплен. Но толку от этого почти никакого. За период с декабря 2012 по май 2015 года Нидерланды открыли семь новых расследований по факту подкупа иностранных должностных лиц. С момента имплементации Конвенции ОЭСР всего таких дел стало 16, фактически по одному на каждый год. Из них 10 еще в работе, 4 - закрыли без решения суда. Оставшиеся два, фигурантами которых являются крупные компании SBM Offshore и Ballast Nedam, завершились покаянием и урегулированием без вердикта. SBM Offshore согласилась выплатить штраф в размере $40 млн и $200 млн за темные делишки в Экваториальной Гвинее, Анголе и Бразилии. Ballast Nedam выплатила 17,5 млн евро, сэкономив время суда. В то же время, ОЭСР сообщает об еще 24 случаях подкупа иностранных властей, которыми никто не занимался.
Сейчас голландская и итальянская прокуратуры ведут расследование относительно покупки Shell и итальянской Eni в 2011 году нигерийского нефтяного месторождения OPL 245 (9 млрд баррелей) за $1,1 млрд. Подсобил им в этом, в частности, бывший министр нефти Дэна Этета. Такая же сумма была предложена подконтрольной ему компании Malabu Oil and Gas. Большая часть средств ушла на счет Нигерии в лондонском банке, но прокуратуру заинтересовала именно деньги Malabu. Eni утверждает, что все средства получило правительство, а нидерландская компания - что действовала строго в рамках нигерийского законодательства. Так или иначе, но в феврале этого года следователи даже нагрянули с обысками в штаб-квартиру Shell в Гааге. Следствие еще ведется, но учитывая низкие показатели борьбы властей королевства с коррупционными действиями их компаний за рубежом и случаи фактического откупа за символическую на фоне многомиллиардных сделок плату, то такому гигант, как Shell, очевидно нет нужды беспокоиться.
На деле коррупции Нидерланды подвержены не в меньшей степени, чем популизму. Вернемся к упомянутым выше лоббистам антиукраинского референдума. Как оказалось, GeenPeil, "За Нидерланды" и Forum voor Democratie сейчас пытаются любыми способами избежать обнародования отчетов о своей финансовой деятельности. По данным Telegraaf, из бюджета они получили средства на обеспечение своей кампании. Деньги эти иногда шли непонятно на что. Например, одна из частных фирм получила 50 тыс. евро на печать туалетной бумаги с антиукраинской риторикой. Еще пример: GeenPeil через аффилированный с бывшим лидером британских националистов и вдохновителем Брекзита Найджелом Фараджем Институт Прямой демократии в Европе (IDDE) получил 14,5 тыс. евро на политагитацию в прессе. И что? Идет вялое расследование, а эта троица намерена на выборах в следующем году войти в нидерландский парламент.
Так что упреки из Амстердама в адрес Киева касательно коррупции выглядят, как минимум, проявлением лицемерия. Да, в Украине есть такая проблема, и она, будем откровенны, достала всех. Но и у стран ЕС хватает скелетов в шкафу, которых они должны бы уже похоронить. Не комильфо превращать Украину в страшилку для доверчивого электората, используя ее в личных внутриполитических целях, чтобы каждый раз посылать Киев куда подальше.