• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Принуждение к Лукашенко. Как Украина проиграла Беларусь

Попытки отмолчаться, когда нужно громко выступить, равно как и механическое копирование чужих действий – скверные тактики, особенно в политике. Но в украинской власти сегодня торжествует худшее - и политика на беларусском направлении не стала исключением

Александр Лукашенко
Александр Лукашенко / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

В четверг, 11 ноября, в минской больнице скончался 31-летний Роман Бондаренко, похищенный беларусскими карателями в одном из дворов Минска, известном как "Площадь перемен", в ходе конфликта из-за бело-красно-белых ленточек, повязанных на заборе. Сам Бондаренко в конфликте не участвовал – он просто попался под руку. Иными словами, боевикам из эскадронов смерти, созданных по приказу Лукашенко, поставлена задача убивать всех подряд, и причастных к протестам, и непричастных, сея ужас во всем обществе и подавляя даже мысль о сопротивлении. Это и есть государственный терроризм, в самом чистом виде.

В связи с гибелью Бондаренко несколько тысяч человек вышли в Минске на сугубо мирный протест. Власти протест ожидаемо проигнорировали.

Украина по поводу этих событий предпочла отмолчаться. Впрочем, у слуг народа есть железная отмазка, со ссылкой на уважительную причину. В связи с неспособностью пораженного ковидом Владимира Зеленского полноценно управлять страной (полноценно, надо полагать, это как раньше) ОП уже объявил о переходе на дистанционный формат, реализуемый в виде ежедневных 10-минутных видеороликов, с ободряющими и направляющими указаниями. Концепция видеоблога, способного заменить здорового президента здоровой страны, разумеется, не навсегда, а лишь на время, уже разрабатывается. Словом, тема гибели Бондаренко и ситуации с правами человека в Беларуси из официальной украинской повестки, очевидно, выпадет.

О ситуации в Беларуси и вокруг нее

То, что Беларусь накрыл государственный террор, уравнявший ее с КНДР — очевидный факт. Но для глубокого понимания событий, происходящих у наших соседей, и возможных реакций Украины, отвечающих ее национальным интересам, важны детали.

Детали же таковы:

  • Беларусы, уже три месяца избиваемые и убиваемые государственными террористами — как неофициальными группами карателей, так "правоохранительными органами", проявили полную неспособность к сопротивлению. Их "мирные протесты" смотрятся как бессильная апелляция непонятно к кому. А ситуация в мире такова, что обращаться за помощью беларусам некуда. Помочь им могут лишь они сами.
  • Даже если бы беларусы могли рассчитывать на эффективную помощь, свержение Лукашенко все равно осталось бы их внутренним делом. А предпосылок для этого, увы, нет. При всей отвратительности минского агрофюрера, он, как и любой диктатор, лишь фронтмен, отвечающий на запрос, объективно сложившийся в обществе. При этом, по сравнению с меньшинством, выражающим в мирных протестах запрос на гражданские свободы и сменяемость власти, сторонники диктатуры Лукашенко лучше организованы и решительнее настроены. Их существенно больше, и они, в отличие от бессильного меньшинства, успешно осуществляют над ним организованное насилие. Иными словами, сторонники Лукашенко имеют в Беларуси решающий перевес по всем направлениям. Будь это не так, Лукашенко давно уже был бы свергнут.
  • Лукашенко поддерживают и на международном уровне. Совет ООН по правам человека 51 голосом из 92 одобрил усилия властей Беларуси, направленные на соблюдение прав человека.
  • Санкции против Лукашенко и его окружения, введенные ЕС, то есть, пусть и формально, но уровнем ниже ООН, носят персональный, и, в силу этого, символический и неэффективный характер.
  • Поддержка протестующих со стороны Литвы и Польши, что еще на ступень ниже, по факту ограничилась устными декларациями и предоставлением убежища небольшому числу лиц. В ответ, Лукашенко, под предлогом карантинных мероприятий, запретил въезд в Беларусь гражданам, ранее выехавшим из нее в Литву, Польшу и Украину, видя в них потенциальную опасность для себя.
Реклама на dsnews.ua

Меры воздействия на Лукашенко со стороны ЕС, Литвы и Польши возымели в итоге обратный эффект. Вместо того, чтобы снизить уровень репрессий, диктатор замкнулся в изоляцию и стал искать спасения в еще большем сближении с Россией. В итоге главным бенефициаром беларусского противостояния оказался Кремль.

О правильной позиции Украины

Украина в беларусском вопросе с самого начала повела себя несамостоятельно, дублируя литовскую и польскую повестку, причем, в ослабленном варианте, с поправкой на дрейф команды Зеленского в сторону России. Как следствие, Украина не смогла утвердиться ни в одной из двух ролей, которые могли бы быть ей выгодны: ключевого защитника прав человека в Беларуси в глазах остального мира и посредника между протестующими и Лукашенко.

Очевидно, что шансы занять место посредника в переговорах между минскими властями и оппозицией упущены командой Зеленского уже окончательно. Упущена и возможность получить гарантии безопасности от российского удара с беларусской территории, в обмен на предоставленную Лукашенко возможность ухода из слишком тесных российских объятий. Беларуская граница стала так же враждебна Украине, как и российская, и мы рискуем получить удар не только с востока, но и с севера.

Остается, таким образом, только правозащитная составляющая. Конечно, беларусский протест бесперспективен (по крайней мере, в нынешнем виде): революции не случилось, Лукашенко останется у власти еще надолго, и поддерживать оппозицию, неспособную к реальной борьбе, бессмысленно. Но громкие и ясные реакции на самые возмутительные преступления минского режима, вроде убийства Бондаренко, выдержанные в духе идеалов Майдана, все еще возможны. Такая поддержка гражданских свобод, демократии и независимости, исходящая из единственной страны мира, граждане которой умирали под флагами ЕС, стала бы сильным ходом, повысив международный авторитет Украины.

Этот шаг был бы очень своевременен еще и потому, что наша зацикленность исключительно на украинских проблемах грозит тем, что украинская тематика всем надоест — и, к слову, она уже всем изрядно надоела. Активно же комментируя беларуские события и вмешиваясь в них, мы могли бы обрести множество выгод.

Так, предоставив всем, кто сегодня не чувствует себя в безопасности в Беларуси, возможность свободно, без дополнительных оснований и с минимумом формальностей получить временный вид на жительство в Украине и право на трудоустройство на общих с украинцами основаниях, мы получили бы десятки тысяч активных, решительных, и, в большинстве случаев, хорошо образованных людей. Это, безусловно пошло бы нам на пользу. Часть из этих людей осталась бы в Украине, став частью нашего общества – далеко не худшей, и в массе не жалующей Россию (путинолюбы-недруги Лукашенко предпочитают, если доходит до эмиграции, другое направление). Часть вернулась бы со временем в Беларусь, став нашими союзниками там. А жесткие выступления в защиту прав человека в Беларуси на международном уровне оживили бы и тему поддержки Украины, противостоящей российской агрессии.

Но ничего подобного не ожидается. Эпидемия коронавируса, поразившая Зеленского и его команду, снизила до десятиминутных видосиков и без того невысокий уровень управления страной. Можно держать пари, что стиль этих видеороликов останется прежним, до боли знакомым стилем 95 квартала: тот же рояль и те же эбонитовые палочки. Возможно, их уже сгружают в видеостудии, смежной с больничной палатой президента — и он, испытав облегчение от привычной обстановки, уже приступил к репетициям перед съемкой.

А уровнем ниже, куда еще не добрался зловещий вирус, идет обычная жизнь. 11 ноября, в день, когда неизвестные в масках похитили Роман Бондаренко (официальные власти, как обычно, отрицают свою причастность, прячась за спины "негосударственных" карательных отрядов), под совместным председательством президентов Торгово-промышленных палат Украины и Беларуси, Геннадия Чижикова и Владимира Улаховича в онлайн-формате прошло девятое заседание Украинского-Белорусского Консультативного совета делового сотрудничества на темы business as usual. Общий тон заседания был оптимистичным. Правда, шуток в классическом стиле 95 квартала "что будет если одеть Бондаренко в шерстяную одежду, а людям в масках выдать эбонитовые палочки", не прозвучало. Все прошло так, как будто в Минске вообще никого не убивали, а Беларусь не принуждали к Лукашенко. 

    Реклама на dsnews.ua