Копенгагенский форум. О чем свидетельствует "сверхсекретная" встреча в Дании
Киев понемногу вовлекает Глобальный Юг в мирные процессы
Немецкие общественные вещатели в понедельник первыми сообщили о проведении мирной конференции в Копенгагене по завершению войны России против Украины с привлечением стран Глобального Юга по инициативе Киева. В частности, Deutschlandfunk пишет, что встреча состоялась в условиях строгой секретности и с главной целью – прозондировать поддержку со стороны государств Глобального Юга. Другой общественный вещатель – ARD – со ссылкой на свои источники вообще анонсировал мирные переговоры уже в июле.
Что ж. Встреча в Копенгагене действительно состоялась. И ничего сокровенного в этом факте не было, ведь еще 21 июня о ее проведении сообщила британская Financial Times. Подтверждения поступали и из публикаций AFP 24 июня, и Bloomberg 23 июня.
Американское информагентство, кстати, также писало о намерении советника по вопросам нацбезопасности США Джейка Саливана посетить Копенгаген. Однако от физического присутствия на встрече, как сообщила в субботу, 24 июня, The New York Times, он был вынужден отказаться и присоединиться к ней в формате видеоконференции. Это не является свидетельством какого-то негативного отношения Белого дома к мероприятию, поскольку визит в Данию Саливан, как и глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли в Израиль и Иорданию, отменили из-за мятежа Евгения Пригожина. Очевидно свержение режима Путина и глобальные трансформации в России – те действия, которые требуют наибольшего внимания. К тому же действия Пригожина должны придать больше уверенности и решительности нашим партнерам.
Но вернемся к "засекреченной" немецкими медиа встречи в Копенгагене. Факт ее проведения имеет официальное подтверждение: об этом в своих эккаунтах в соцсетях (Telegram, Twitter ) написал глава Офиса президента Андрей Ермак, который и представлял Украину на мероприятии в столице Дании, где он также встретился с премьером Мэтте Фредеркисеном.
Из его сообщения стало известно, что на встрече на уровне политических советников и советников по нацбезопасности присутствовали представители следующих стран: Бразилии, Великобритании, Дании, Индии, Италии, Канады, Германии, ЮАР, Саудовской Аравии, США, Турции, Украины, Франции., Японии; и Европейского Союза
По данным наших источников, подготовка к этому мероприятию в Копенгагене началась заранее – после визита президента Владимира Зеленского в Хельсинки 3 мая, где тогда же состоялся саммит Северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).
Так что фактически начало дискуссии с Глобальным Югом в таком широком формате заложено также и благодаря Северным странам. Впрочем, это не удивительно, ведь скандинавы принципиально поддерживают Украину. Как военной помощью (кстати, Дания 26 июня подтвердила начало обучения украинских пилотов на F-16), так и финансово, и дипломатично. В этом контексте следует упомянуть саммит Совета Европы, который был проведен в Рейкьявике 16-17 мая, и на котором, что немаловажно, было принято решение о создании Реестра убытков Украины от российской агрессии.
Это важные элементы, дополняющие и усиливающие украинскую Формулу мира, которую Киев стремится максимально распространить и привлечь к ее поддержке как можно больше игроков.
Но нет, встреча в Копенгагене как часть соответствующего процесса не была, как пишет Deutchlandfunk, конференцией. Вероятно Берлин, позволивший вещателям об этом сообщить, допустил фальстарт.
Источники "ДС", проинформированные о ходе встречи, сообщили, что это были консультации должностных лиц о возможности проведения конференции, главной темой которой также была Мирная формула и поддержка Глобального саммита мира.
Саммит Киев стремится провести именно на территории Украины, ведь речь идет о нашем мирном плане, об агрессии России по отношению к нашему государству, и, конечно, о справедливости (justice).
И во время консультаций в Копенгагене, говорят они, украинская делегация (включая представителей МИД) действовала максимально осторожно, без резких движений, без конкретики, чтобы не отпугнуть гостей из ЮАР, Бразилии, Индии, Саудовской Аравии; чтобы обеспечить нормальное восприятие представленной Формулы мира.
То есть Формула – это база, на которой можно сделать любые надстройки, не противоречащие главному документу. Но самое важное – международному праву, нормам ООН и резолюциям Генассамблеи ООН. В принципе, это один из аргументов поддержки украинского мирного плана – он основывается именно на международном праве, так что если страны Глобального Юга действительно эти нормы поддерживают, то было бы правильно сосредоточиться на предложенном Киевом варианте завершения войны.
Остальные "мирные планы" — не будут справедливыми. Будь то план Бразилии, будь то план ЮАР, или же план Китая.
Относительно Пекина, отметим, представителей КНР в Копенгагене не было, хотя Киев приложил максимум усилий, чтобы привлечь китайцев к консультации. Кроме того, Китай крайне положительно реагирует на участие в мероприятии стран Глобального Юга.
Это позитив и для нас. То, что Глобальный Юг был довольно пестрый, свидетельствует как минимум о том, что представителей соответствующих государств удалось привлечь, то есть найти точки соприкосновения. И в этом плане заметим, что не визит президента Сирила Рамафосы в Киев обусловил участие его страны в мероприятии, а визит и вовлечение в консультации являются результатом успешного поиска Киевом точек соприкосновения.
Почему мы так заинтересованы в этом? Не только из-за необходимости вытолкнуть страны Юга из орбиты Кремля, но и потому, что для нас, в принципе, важно привлечь максимальное количество стран к продвижению и реализации Мирной формулы. Будь то полное участие – во всех треках, или в каких-то отдельных (Бразилии, напомним, предложили экологический).
Поэтому консультации в Копенгагене уже успехом Украины, потому что состоялись. Наличие реакции, в частности в медиа – тоже хорошо, что свидетельствует о положительных сдвигах на встрече и готовности к новым раундам переговоров. И, конечно, присутствие стран Глобального Юга – тоже позитив. Медленно и неохотно, но они перестают держаться в стороне.