Сто баксов на месяц. Румынам предлагают задешево забыть о борьбе с коррупцией
На протяжении последних лет Румыния была успешным примером борьбы с коррупцией. И все эти годы не прекращались попытки обуздать антикоррупционные органы. Сейчас наступил момент истины, когда законодательные инициативы правящего в Румынии альянса могут привести к поражению антикоррупционеров, - и уже хотя бы потому происходящее заслуживает интереса украинской публики.
В воскресенье несколько тысяч румын вышли на акции протеста против предлагаемых коалицией социал-демократов и Альянса либералов и демократов изменений в законодательство, которое ставит под угрозу успехи в борьбе с коррупцией.
В то же время лидер Социал-демократической партии Румынии Ливиу Драгня заявляет, что законы о юстиции будут приняты на нынешней сессии румынского парламента. При этом Драгня не намерен дожидаться мнения Венецианской комиссии относительно назначения главных прокуроров. Так что, похоже, лидер одной из сил парламентской коалиции намерен бросить вызов Европейскому Союзу для достижения узкопартийных интересов.
Экспертиза законов Венецианской комиссией предусмотрена рекомендациями Механизма сотрудничества и проверки (МСП), который, в свою очередь, представляет собой инструмент контроля ЕС за реформой судебной системы и противодействием коррупции в Румынии и Болгарии. МСП был запущен в 2007 г., после принятия двух этих стран в ряды Европейского Союза. В январе нынешнего года, несмотря на очевидный прогресс Бухареста в деле борьбы с коррупцией, Европейская комиссия все же приняла решение сохранить Механизм сотрудничества и проверки.
Сами по себе законы о юстиции представляют собой пакет из трех законопроектов, которые содержат поправки к уже действующим законам, регулирующим работу системы правосудия. Причем поправки эти носят явно скандальный характер и вызывают откровенно негативный резонанс.
О грядущих изменениях было заявлено еще 23 августа этого года. Согласно предлагаемым поправкам генеральный прокурор, так же, как и глава Национального антикоррупционного управления и управления по расследованию организованной преступности и терроризма должны назначаться по предложению министерства юстиции, а не президента, как это было до сих пор.
Кроме того, предполагается, что DNA более не будет расследовать преступления, совершенные судьями. Фактически предстоит ликвидация политической независимости судебной инспекции, которая, собственно, и занимается борьбой с коррупцией в судебной сфере. Она также должна перейти под контроль минюста.
Это уже не первая попытка правящей коалиции социал-демократов и Альянса либералов и демократов ограничить активность Национального управления по борьбе с коррупцией. В январе нынешнего года вскоре (после принятия присяги) правительство попыталось издать два ордонанса, предусматривавших помилование и внесение поправок в Уголовный кодекс, смягчающих наказание за коррупцию. Тогда правительственные инициативы привели к масштабным акциям протеста, в результате которых правительство было вынуждено отменить свои решения.
Но это не значит, что социал-демократы, а именно им принадлежит ведущая роль в коалиции, отказались от своих планов. Для СДПР Нацуправление по борьбе с коррупцией все равно, что кость в горле.
Работа антикоррупционного ведомства известна далеко за пределами Румынии и служит примером для Украины, где коррупция также является одной из серьезнейших проблем. Но вот внутри страны все, как говорится, не так однозначно. На стороне руководителя DNA Лауры Кордуцы Ковеши - симпатии многих румын. Однако на парламентских выборах 2016 г. большинство граждан проголосовало за социал-демократов, верхушка которых неоднократно становилась фигурантами уголовных дел, связанных с коррупцией. Социал-демократы не раз обвиняли DNA в политической предвзятости. Поэтому поставить антикоррупционное ведомство под свой контроль для них - вопрос политического будущего.
Социал-демократы извлекли уроки из событий зимы и действуют не настолько топорно, как ранее. О готовящихся изменениях было заявлено заранее. Предлагаемые новшества вызвали негативную реакцию со стороны Клауса Йоханниса, который назвал правительственные инициативы покушением на правовое государство. Однако антиправительственные митинги были не столь массовыми, как в январе-феврале.
Кроме того, правящая коалиция решила продвигать законы о юстиции в качестве парламентской, а не правительственной инициативы. Соответственно, и ответственность за это будет нести парламент.
Характерно, что законопроекты уже получили отрицательный отзыв со стороны Высшего совета магистратур. Верховный суд призвал парламент направить законопроект на доработку в министерство юстиции, поскольку разработка этого документа не была прозрачной и, что более важно, нарушила положения, которые регулируют механизм разработки и принятия нормативных актов. Более 3500 судей и прокуроров Румынии подписали заявление, в котором просят правительство отозвать законопроекты. Это более половины от общего состава судей и прокуроров страны. Известно также негативное отношение к законопроекту и со стороны ЕС.
И тем не менее, похоже, что Ливиу Драгня готов рискнуть. Примечательно, что правительственные инициативы против антикоррупционеров рассматриваются одновременно с беспрецедентными изменениями, которые планируют внести в налоговое законодательство. Правительство намерено снизить налог на доходы с 16% до 10%, причем не только с заработной платы, но и с пенсий, арендной платы, доходов с банковских счетов. Также с 1 января, после переноса социальных взносов на работников, работодатели будут платить новый взнос в размере 2,25%, который будет называться "страховой рабочий взнос".
Ряд изменений направлен на стимулирование малого и среднего бизнеса. Для компаний с оборотом менее одного миллиона евро (а их порядка 450 тыс.) будет введен налог в размере 1% с делового оборота вместо 16%-ного налога на прибыль, который они платят в настоящее время. И наконец, вишенка на тортик" - очередное повышение заработной платы. Правительство намерено с 1 января 2018 г. поднять минимальную зарплату с 1450 леев ($362,5 США) до 1900 ($475), минимальную пенсию до 640 леев ($160), а пособие на воспитание детей до 1250 леев. Подобные меры не могут не понравиться большинству населения. И все это на фоне роста, который демонстрирует румынская экономика в последнее время.
И теперь вопрос в том, готово ли будет румынское общество обменять материальное благосостояние на свертывание борьбы с коррупцией. Тем более что здесь надежда действительно только на гражданское общество. Оппозиционные партии недостаточно сильны для того, чтобы возглавить борьбу против правящей коалиции.
Пожалуй, единственная серьезная сила, способная противостоять правящему альянсу внутри страны - это президент Йоханнис. Зимой он выступил на стороне протестующих, раскритиковал и предлагаемые изменения в систему правосудия. Йоханнис уже отозвался в негативном ключе о налоговых новациях правящей коалиции и призвал ее отказаться от "налоговой политики, которая порождает недоверие, неопределенность и в конечном итоге никому не помогает".
Очевидно, что если планы социал-демократов будут воплощены в жизнь, Румыния может откатиться на несколько лет назад в плане борьбы с коррупцией. А заодно и перестанет быть примером для других.