• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Компромисс или кнут. Сможет ли ЕС справиться с мятежным Орбаном

В Евросоюзе уже двигаются в направлении отмены права вето, которым часто злоупотребляет правительство Венгрии

Фото из открытых источников
Реклама на dsnews.ua

Глава венгерского правительства Виктор Орбан после обнародования Еврокомиссией отчета с рекомендацией Совету ЕС начать переговоры о вступлении Украины в Евросоюз, ожидаемо и весьма оперативно, пока риторически, заблокировал эти переговоры.

В интервью государственному радио премьер Венгрии провозгласил, что Украина, мол, не готова к членству в ЕС; и сейчас далека от него, как венгерский городок на границе с Румынией "Мако от Иерусалима".

Аргументы Орбана, недавно с энтузиазмом отрицавшего то, что украинцы защищают также и Европу от российской агрессии, остаются неизменными: мол, украинская власть притесняет национальные меньшинства; а в случае вступления в ЕС Киев, якобы, заберет себе средства, которые должны получить от Брюсселя Венгрия. При этом венгерский премьер отрицает, что вопрос евроинтеграции Украины и на данный момент замороженные Евросоюзом финансы для Будапешта каким-то образом взаимосвязаны.

Впрочем, правительство Орбана также тщательно игнорирует тот факт, что Украина приняла закон о нацменьшинствах (в конце сентября был принят Верховной Радой, в начале ноября подписан президентом) с учетом рекомендаций Венецианской комиссии от 12 июня, благодаря чему законодательство было приведено в соответствие с положениями ряда законов Европейского союза: Европейской конвенции по правам человека 1950 г., Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1995 г., Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств 1992 г. То есть законов, соблюдаемых и Венгрией как членом ЕС.

К тому же, для Орбана вступление Украины в ЕС потенциально будет иметь негативные последствия в том плане, что Киев тогда получит рычаги давления на Будапешт. В частности, речь идет о возможности зеркалить обвинения в защите прав нацменьшинств. Например в вопросе образования и языка. Ведь, как писало издание Mukachevo.net, в противовес 102 венгерскоязычным школам в Украине в Венгрии де-факто украиноязычных школ нет. Да, в апреле в Будапеште открыли украинскую школу, а в сентябре – филиал в городе Ниредьгаза. Но как оказалось, школа факультативная – украинские дети могут учить три предмета в ней после уроков в венгерских школах.

Что касается средств для Венгрии, на которые якобы посягает Украина, то это откровенная манипуляция со стороны Виктора Орбана, который фактически запугивает собственный электорат, опираясь на его незнание процедуры выделения средств в Европейском Союзе.

Реклама на dsnews.ua

Сознательной манипуляцией есть и новая инициатива его правительства провести консультативный референдум в стране по вступлению Украины в ЕС, о которой сообщил секретарь венгерского правительства Тамаш Менцер. Вопросы, выносимые на "консультации", заметим, сразу формируют у избирателей соответствующее отношение. Их опять-таки пугают войной с Россией в случае членства Украины, которая, мол, еще и будет получать львиную долю средств ЕС; напоминают о "притеснениях" прав венгерского меньшинства и т.д.

На самом же деле, эта инициатива с консультациями не является новацией правительства Орбана, ведь подобное устраивали некоторые нидерландские партии и организации в 2016 г., но относительно Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Этот инструмент давления и влияния сработал, подняв значительные волны в нидерландском политикуме. Орбан надеется, что и в Венгрии схема тоже сработает – усилит нарративы и претензии Будапешта в его противостоянии со Старой Европой.

Инструментарий Брюсселя

В условиях перманентного демарша Орбана перед Брюсселем все острее и острее встает вопрос, как справиться с деструктивной политикой нынешнего венгерского правительства.

На сегодняшний день, как представляется, у Евросоюза две опции — либо решительные шаги, либо поиск компромисса.

Решительные шаги могут включать в себя влияние на Орбана посредством средств для Венгрии, замороженных из-за нарушения им принципов и правил ЕС, и наступления на права и свободы в стране. То есть Брюссель мог бы выдвинуть Орбану ультиматум: средства не будут разблокированы, пока Будапешт по крайней мере не изменит свою позицию по отношению к Украине.

Поиск компромисса тоже может относиться к этим средствам, но уже в качестве попытки "подкупить" Виктора Орбана. Тем более что еще в начале октября Financial Times писала, что Еврокомиссия рассматривает вариант с размораживанием до конца ноября 13 млрд евро для Венгрии в обмен на прекращение блокирования Будапештом бюджета ЕС и помощи Киеву.

Решится ли Брюссель на решительные шаги после заявления Орбана о членстве Украины?

На текущий момент, скорее всего, нет. Из-за страха дальнейшей политической эскалации внутри Европейского союза и его дестабилизацией токсичной венгерской "электоральной автократией". Особенно в то время, когда в Европе продолжается самая масштабная за почти 80 лет война; и когда Европа должна быть максимально консолидированной.

Поэтому вероятно, что позицию Орбана все же в ЕС попытаются изменить в лучшую сторону обещанием разблокирования финансирования. Хотя, не исключено, что и в сочетании с намеками на возможные негативные последствия, если тот не примет договоренность.

В то же время, постоянная оппозиция Орбана Брюсселя является дополнительным стимулом пересмотреть наконец внутренние механизмы принятия решений в Евросоюзе в рамках процесса обсуждения реформирования ЕС.

В частности, относительно дальнейшей поддержки Украины, по данным Reuters, Евросоюз будто бы нашел путь обойти возможно вето Венгрии – это фрагментация помощи. То есть, к членам ЕС обратятся с просьбой разработать отдельные пакеты помощи для Украины.

Впрочем, Европа постепенно движется и к более глобальной реформе ЕС. Так, 25 октября Комитет Европарламента по конституционным вопросам (AFCO) обнародовал отчет, содержащий рекомендации внести 267 изменений в европейское законодательство, в том числе отменить право вето в пользу решений, принятых большинством, а не единогласно. Кроме того, евродепутаты предложили расширить свои обязанности и функционал Еврокомиссии.

Но, пожалуй, самое важное – это предложение упростить процедуру приостановления членства стран, которые нарушают верховенство права, права и свободы граждан, ценности ЕС в целом.

Очевидно, что прежде всего рекомендации касаются Венгрии, правительство которой упорно посягает именно на верховенство права, права и свободы человека, свободу СМИ, использует право вето для давления на весь Евросоюз; опираясь на отсутствие процедуры исключения стран из ЕС.

Впрочем, следует отметить, что, во-первых, это рекомендации. И рекомендации, принятые даже не Европарламентом, а комитетом. Хотя текущий состав ЕП, скорее всего, тоже принял бы соответствующие рекомендации, но отметим, что уже летом состоятся выборы в ЕП. И Орбан, и Кремль очень рассчитывают, что эти выборы позволят серьезно изменить архитектуру и конъюнктуру в ЕП.

Во-вторых, текущая политика Орбана – фундамент для его дальнейшего политического выживания. Он будет цепляться за власть с позиции "борца" с "Центром" – Брюсселем, Парижем, Берлином. И максимально расшатывает европейскую лодку не только с помощью украинского вопроса, но и, например, снова использует миграционный кризис – подливает масла в огонь, вмешавшись риторически в решение ЕП снять иммунитет с четырех депутатов польской консервативной партии "Право и Справедливость" из-за разжигания ненависти. Он назвал это решение "бюрократической террористической атакой на свободу слова".

Орбан имеет существенные разногласия с Варшавой, и в частности ПиС, во взглядах на войну России против Украины, но до полномасштабного вторжения он и польские консерваторы переодически действовали сообща в политическом противостоянии с Брюсселем. В то же время, после выборов в Польше ПиС, похоже, потеряла власть, ведь трем проевропейским партиям удалось принять коалиционное соглашение и они выдвинули кандидатуру Дональда Туска на должность премьер-министра. Орбан может надеяться на какое-либо сотрудничество только с ПиС и в качестве оппозиционной партии во время предвыборной кампании в ЕП. И только в тех вопросах, в которых у них есть общие взгляды и интересы.

    Реклама на dsnews.ua