Колонизатор и его маленький диктатор. Чего Путин не привезет из Китая

Так называемый президент России приехал в Пекин засвидетельствовать свою преданность и дать согласие на дальнейшую зависимость от Китая.

71-летний российский автократ Владимир Путин вечером 15 мая приехал в гости к своему китайскому ровеснику и коллеге Си Цзиньпину с двухдневным визитом по случаю 75-летия установления дипломатических отношений между СССР и КНР.

Это первый зарубежный визит Путина после так называемых выборов, на которых он в пятый раз стал "президентом" России. И, конечно же, это мог быть только Китай – единственная большая развитая страна, которая еще согласна принимать у себя клиента Гааги.

Впрочем, в то же время визит Путина — это также своеобразные смотрины, на которые он привез огромную делегацию чиновников из перезагруженного правительства. В общей сложности улыбаться Си и китайским чиновникам полетели шесть вице-премьеров, руководители всех ключевых министерств, двадцать губернаторов, главы госбанков, госкомпаний и некоторые представители администрации Путина.

Состав и численность делегации преследуют цель продемонстрировать как миру высокий уровень взаимоотношений между РФ и Китаем; так и Китаю – большую заинтересованность Москвы в любых контактах, соглашениях, контрактах. Си же в свою очередь тоже заинтересован в подобных демонстрациях и признании его авторитета.

"Русский с китайцем – братья навеки"

Именно это лейтмотив визита Путина в Пекин, где он благодаря лести вроде "популярного в России ушу", уважения Путина к китайской философии или изучения его семьей мандаринского стремился получить и экономические гешефты, и медийное подтверждение постоянства и силы российско-китайского альянса.

Так что, отбрасывая мишуру с концертами и годами культуры Китая в России, о чем же договорились или не договорились Си и Путин?

Сперва, скажем так, о не то, чтобы негативном, но вполне ожидаемом, поскольку, в принципе, шансы на то, что Си вдруг заставит Путина прекратить войну, были мизерными с самого начала.

Во-первых, переговорами с коллегой-автократом Си, а с ним и сам "дорогой друг" Путин, демонстрируют "коллективному Западу", что Китай и Россия остаются главными партнерами. Правда, скорее, для РФ Китай является главным партнером, поскольку КНР все же больше заинтересована в торговле с Западом.

В то же время тяга Пекина к западным рынкам парадоксально сопровождается недвусмысленными угрозами "новой холодной войны" и риторикой о недопустимости санкций в отношении Китая из-за его поддержки России в войне с Украиной.

Параллельно Китай и Россия значительно углубляют информационное сотрудничество между главными пропагандистскими изданиями обеих стран ("ТАСС" и "Синьхуа", CMG и "Газпром-Медиа Холдинг", "экспортный форум" БРИКС с участием RT и т.п.). Так что в недалеком будущем станем свидетелями совместного дезинформационного наступления КНР и РФ на США, НАТО, ЕС, AUKUS.

Таковы вот два китайских стула, на которых пытается усидеть Си, прорываясь на европейский рынок и вместе с тем, подписывая заявления об "углублении партнерства и стратегическом взаимодействии между Россией и Китаем".

Во-вторых, в Пекине также состоялась сверка часов после мини-турне Си Цзиньпина в Европу, а именно во Францию, Сербию и Венгрию.

Эти визиты можно считать для китайского лидера неплохими не только из-за результатов приезда к ожидаемо услужливым лидерам Сербии и Венгрии, но и из-за определенных сигналов от президента Франции Эмманюэля Макрона о готовности к диалогу с КНР, пусть и с призывом надавить на Путина и с принципиальной позицию относительно дальнейшей поддержки. Украины Парижем.

Си тогда во Франции не изменил свои взгляды на войну РФ против Украины и продолжил пугать Запад "новой холодной войной", если тот продолжит тренд наказания китайских компаний и учреждений из-за сотрудничества с Россией.

Не изменил свою позицию Си, конечно же, и сейчас.

На словах лидер КНР поддерживает территориальную целостность и суверенитет стран, устав ООН, настаивает на взаимоуважении, а также говорит Путину о том, что Россия и Китай будут свое партнерство развивать в духе "неприсоединения к блокам, неконфронтации и ненаправленности против третьих сторон".

В то же время Китай, как обычно, продвигает идею привлечения России к мирным инициативам Киева, и при этом Пекин до сих пор не подтвердил участия Си в Глобальном саммите мира, который состоится в Швейцарии в июне.

"Дорогой, но недорогой друг"

Теперь об определенном позитиве в результатах визита Путина и Ко в Пекин.

Недавно введенные санкции против отдельных китайских банков и учреждений действуют.

Да, очевидно Путин и Си говорили о том, как найти способы обходить ограничительные меры. Однако из-за угрозы санкций китайские банки уже значительно сократили объем транзакций с Россией (на 80% в марте), а это оказывает непосредственное влияние на покупательские возможности РФ, в частности в сферах, критически важных для российского ВПК. Речь идет о технологиях и чипах. Кстати, росСМИ уже бьют тревогу и прогнозируют критическую нехватку электроники на российском рынке. В целом же китайский экспорт в РФ в марте сократился на 14,2%.

Впрочем, это более критично для России, зависимой от китайской продукции, чем Пекин с удовольствием пользуется. Что заметно и по текущему визиту россиян в Пекин, где стороны подписали 12 разнообразных соглашений, однако ни одного действительно важного среди них не было, за исключением разве трех документов о сотрудничестве пропагандистов. Остальные – на уровне еще одного соглашения о поставках в Китай российских топинамбура и говяжьих хрящей и желудков.

И при этом Путин вновь не получил от Си согласия на долгожданное строительство трубопровода "Сила Сибири-2", да еще и де-факто подарил Си российский авторынок, где китайские производители уже являются монополистами (доля – 60%, АвтоВАЗ – 28,5%), что позволяет им не только отказываться строить автозаводы на территории РФ, но и значительно повышать цены на машины (почти на 10% в марте), которые россияне покупают и будут покупать после ухода из страны всех топовых западных брендов.

Выводы

Несмотря на заинтересованность Си в дешевых российских энергоносителях и демонстрации силы для противоположного геополитического полюса, режим Путина не выйдет за пределы младшего партнера Китая.

Заявления Си о вечной дружбе с Россией и Путиным лично – лишь заявления, продиктованные необходимостью и целесообразностью выполнять политический ритуал. Именно поэтому Си не встречал Путина в аэропорту лично, что российские пропагандистские ресурсы старательно проигнорировали.

Однако отношение лидера КНР к российскому диктатору как к низшему по рангу, пусть и может радовать, но все же не меняет позиции Пекина относительно российской войны против Украины или его намерений двигаться в направлении конфронтации с "коллективным Западом".