Коллективный Зеленский. В Словакии выборы выиграла партия "обычных" людей без идеологии

После победы на выборах словацким популистам Игоря Матовича еще предстоит договориться о формировании коалиции
Фото: EPA/UPG

Парламентские выборы в Словакии во многих отношениях стали сенсационными. Результаты выборов к тому же в очередной раз продемонстрировали болезненную тягу избирателя вне зависимости от страны, где проходят выборы, к прекрасному, пусть он и не понимает, как это самое прекрасное создано и будет существовать в дальнейшем.

Шестерка победителей

Победителем выборов неожиданно стала оппозиционная популистская партия Obyčajní ľudia a nezávislé osobnosti (OľaNO, "Обычные люди и независимые личности") во главе с 47-летним Игорем Матовичем. OľaNO получила 25% голосов (что очень много) и 53 кресла из 150 в Национальном совете, следовательно, именно политсила Матовича сформирует правительство и обеспечит себе пост премьер-министра.

Второе место отошло до недавнего времени правящей партии Smer - SD ("Курс - социальная демократия"), которую 21 год назад создал скандальный экс-премьер Роберт Фицо. Левоцентристов, кстати, не уступающих, в принципе, в популизме ни OľaNO, ни другим участникам гонки, поддержали 18% избирателей. Присутствие Smer в парламенте снизится с 49 до 38 депутатов.

Третье место - правопопулистская партия Sme - Rodina ("Мы-семья"), лидером которой является Борис Коллар. Представители этой политсилы, известной своей антимиграционной риторикой, получили поддержку примерно 8% словаков и 17 мандатов.

Четвертое место отошло прокремлевским праворадикалам из Ľudová Strana - Naše Slovensko (L'SNS, "Народная партия - Наша Словакия") под руководством Мариана Котлебы. Ультранационалисты займут аналогично 17 кресел в парламенте, получив 7,97% голосов.

Пятое место у евроскептиков-либертарианцев из Sloboda a Solidarita (SaS, "Свобода и солидарность"), за которых проголосовали 6,21% избирателей - 13 мандатов. За партией Ричарда Сулика следует политсила бывшего президента Андрея Киски Za L'udi ("Для людей") - 5,76% и 12 мандатов.

Феномен "обычных людей"

Почему же победа популистов Матовича стала сенсацией? Потому что она повторила успех "Слуги народа" в Украине. Всего лишь два месяца назад OľaNO поддерживали 8,4% избирателей. Спустя месяц партия нарастила поддержку почти в четыре раза. Согласно февральским опросам за нее готовы были проголосовать порядка 16% избирателей. Тем самым "Обычные люди" вплотную подошли к Smer. Те, к слову, пытались за неделю до выборов протащить через парламент и при поддержке пророссийских L'SNS банальный подкуп избирателей посредством увеличения соцвыплат сразу на 400 млн. Этот шаг правящей партии в парламенте был заблокирован и, очевидно, сослужил партии Фицо плохую службу, позволив OľaNO вырваться вперед. При этом "Обычные люди", отмечает Dennik N, "взяли" почти все округи в столичной Братиславе, а также второй по численности населению город Кошице, и "доминировали в традиционно правых округах" - в Скалице, Малацки, Сенеце, Попраде и Липтовском Микулаше.

При этом партия "Обычные люди" не является ни правой, ни левой, ни центристской. Сам Матович относит себя к консерваторам, но среди его соратников есть и первые, и вторые, и третьи. Что, в свою очередь, обуславливает отсутствие четкой идеологии и цельной, идеологически выдержанной и понятной, программы.

Примечательно и то, что OľaNO - не новый игрок в словацких политике и парламенте, но убеждает избирателя в обратном, обещая "новые лица" из числа "обычных людей". Потому среди кандидатов от партии есть и военные разведчики, и учителя, и фермеры и т. п. Средний возраст кандидатов OľaNO, сообщает TASR, составил 47 лет: есть как 22-летние, так и 76-летние.

Так что параллель с  партией "Слуга народа" вполне логична. Та также шла на выборы под лозунгом "За все хорошее, против всего плохого", имея в своем составе абсолютно разношерстную публику (от патриотов до без пяти минут коллаборантов). Ну, и идеологию они свою презентовали лишь после выборов. Правда, через месяцы разноуровневых скандалов и окончательно оформившегося раскола на группы влияния "слуги" решили, что безопаснее быть центристами, а не либертарианцами.

Кстати, самого Матовича агентство Bloomberg сравнило с итальянским комиком и антикоррупционером Беппе Грилло, основавшим популистское движение "Пять звезд". С Грилло же, напомним, в свою время сравнивали и Владимира Зеленского. И не только потому, что комик и популист, но и потому что на выборы шел с обещанием побороть коррупцию. Матович также сделал ставку на эту опцию, развернув бурную визуальную деятельность и проводил антикоррупционные расследования - публиковал видео (столь любимый Зеленским формат общения с людьми) о незаконно нажитом имуществе высокопоставленных словацких чиновников. В общем, избиратель решил, что Матович - самый антикоррупционный антикоррупционер в сравнении с другими антикоррупционерами. В том числе с Зузанной Чапутович, которая весной 2019 г. одержала победу на президентских выборах под теми же лозунгами.

И Чапутович, которая, по некоторым данным, является креатурой предыдущего президента Андрея Киски, а точнее, результаты созданного при участии президента блока из ее родной партии Progresívne Slovensko (PS, "Прогрессивная Словакия") и SPOLU - občianska demokracia (SPOLU, "Вместе") стали второй сенсацией. Она в том, что детище триумфатора президентских выборов, "выехавшего" на привязке убийства журналиста-расследователя Яна Куцяка к Роберту Фицо и итальянской мафии, в парламент не прошло, потому что не преодолело 7-процентный проходной барьер для блоков.

Третья сенсация - первый в истории провал на выборах партий венгерского меньшинства, которое составляет 10% от населения Словакии. И это несмотря на трианонский реваншизм Будапешта и сопутствующую ему пропаганду, направленную против Румынии, Украины, Словакии. В том числе в вышеупомянутом Кошице, который расположен недалеко от границы и который Венгрия дважды потеряла по итогам мировых войн.

Решение "венгерских" регионов поддержать популистов Матовича говорит о том, что венгерское меньшинство перестало верить как "своим" партиям, так и экспансионистской риторике премьер-министра Виктора Орбана. И, конечно же, если мы продолжаем проводить параллели между Словакией и Украиной, возникает вопрос: как скоро такой разворот случится на Закарпатье и случится ли вообще? Или же Венгрия, где СМИ называют своими Ужгород, Мукачево, Берегово, продолжит разыгрывать карту ущемления прав своего национального меньшинства, давая также Москве поводы для информационных атак на Киев?

Перезагрузка и неясное будущее коалиции

Результаты выборов в парламент Словакии по своей сути стали демонстрацией протеста против и Smer, и даже Зузанны Чапутович, и других популистов. От избирателя поступил запрос на перезагрузку власти. Пусть "Обычные люди" Матовича - не такие уж и новые. И пусть у них нет четкого виденья будущего, кроме избитых обещаний.

Состоится ли перезагрузка? Для этого OľaNO сперва нужно сформировать коалицию, поскольку партии до большинства в Национальном совете не хватает 23 голосов. В принципе, для этого Матовичу было достаточно создать союз с двумя из партий, за исключением бывшей правящей и ультранационалистов, которые, судя по всему, либо сообща уйдут в оппозицию, либо же будут тесно сотрудничать, противопоставляя большинству свои 55 "штыков" в парламенте.

Однако лидер "Обычных людей" поставил себе цель заполучить конституционное большинство, т. е. 95 мандатов. Значит, формат переговоров будет значительно шире. Матович обсудит формирование коалиции и правительства, в том числе дележ портфелей, с правопопулистом Колларом ("Мы-семья"), евроскептиком Суликом ("Свобода и солидарность") и Киской ("Для людей"). Для получения заветного конституционного большинства OľaNO требуются все эти три партии.

Проблема в том, что, к примеру, союз с либералом Киской может не одобрить консервативная часть партии Матовича. А сам Киска, как пишет Pravda, не скрывает своей антипатии к Коллару и неоднократно говорил, что пойдет на коалицию с ним только в самом крайнем случае. Потому-то Матович должен будет проявить недюжинные таланты переговорщика, чтобы и достучаться до однопартийцев, и убедить Киску с Колларом, что это тот самый "крайний случай". Либо придется удовлетвориться малым - простым большинством из 83 депутатов, сформированным, к примеру, с SaS (Сулик) и Sme - Rodina (Коллар). В том числе, опираясь на актуализацию нового миграционного кризиса в связи с эскалацией в сирийском Идлибе и решении Анкары открыть границу в Европу для беженцев. OľaNO официально, как и Sme - Rodina критикуют ЕС за нынешнюю миграционную политику.

Но даже такой вариант формирования коалиции не снимает с будущей повестки дня вероятные политические кризисы, учитывая неоднородность и идеологическое попурри партии-победителя этих выборов. По аналогии с украинской "Слугой народа".