Фашисты тризубые. Когда Зеленский начнет защищать украинский национализм

Образ неправильного украинского националиста устойчив и продолжает быть страшилкой для партнеров Украины
Фото: УНИАН

В отношениях Великобритании и Украины в начале недели случился конфуз: малый герб - Тризуб - оказался в подготовленном контртеррористической полицией справочнике по экстремизму и его символике для школ и медиков. Посольство и МИД потребовали избавить государственный символ Украины соседства с многочисленными вариациями свастик без всяких "но". Будь это, скажем, Польша или какая другая европейская страна, с которой у Украины историко-идеологический диалог не ладится, был бы серьезный скандал. Но это дружественная Великобритания, последовательно поддерживающая украинцев и нетерпимая к имперским фанабериям Кремля. Потому Форин-офис извинился, а министр по вопросам безопасности Великобритании Брэндон Льюис, в свою очередь, объяснился: "К сожалению, праворадикальные группы имеют историю злоупотребления национальной символикой в качестве своей собственной идентификации". Что ж, он прав.

Формально вопрос с тризубом закрыт. Но в более широком смысле - нет, ведь образ украинского националиста-радикала устойчив и продолжает быть страшилкой. А через него по-прежнему происходит маргинализация всей Украины. Вспомнить хотя бы, как накануне Евро-2012 британская пресса, к примеру таблоид The Sun, разразилась массой публикаций об ужасной, расистской и фашистской Украине, где по улицам ходят люди с факелами и тризубами. Кстати, та же The Sun перед финалом Лиги чемпионов в Киеве в мае 2018 г. писала, что Украина стала пристанищем для джихадистов "Исламского государства". Вот наглядный пример маргинализации как отдельных представителей, так и страны в целом.

Данная тенденция наблюдается не только в Соединенном Королевстве, но и, например, по ту сторону Атлантики. Между прочим, параллельно с британской историей "след украинского национализма" в очередной раз (почему в очередной - чуть погодя) обнаружился в Ричмонде, штат Вирджиния, где 20 января состоялся митинг за право ношения оружия. И на этом мероприятии члены неонацистской расистской группировки "База" (The Base) планировали устроить кровавую провокацию - массовый расстрел, нападение на полицейского. Цель, которую ставили себе 27-летний бывший резервист ВС Канады Патрик Мэтьюс, 33-летний житель Мэриленда Брайан Лемли и 19-летний Уильям Билбро, - дать разгореться гражданской и расовой войне, призванной низвергнуть текущий мировой порядок. Для этого они запаслись оружием и провизией. Конечно, в такой сценарий верится с трудом, но людей члены "Базы" могли убить на самом деле. Благо им в этом помешало ФБР, чьи сотрудники очень внимательно слушали радикалов.

В общем, задержали - и хорошо. Очередные перевозбужденные ультраконсерваторы, чуть что хватающиеся за оружие, загремят за решетку. Только вот во время текущих судебных слушаний всплыла одна деталь. Помощник прокурора США Томас Уиндом сообщил, что самый младший из вояк-провокаторов - Уильям Билбро, судя по всему, не ровно дышал к Украине. И даже подумывал отправиться в Украину, чтобы сражаться вместе с "националистами".

Длинные щупальца украинского национализма

Плохо то, что Билбро не уникален. А образ украинского националиста, в худшей его ипостаси, спорадически прогуливается по территории США. Так, год назад известная исследовательская группа Bellingcat опубликовала расследование о вербовке американцев в ряды "Азова". Нею занимался уволенный в 2018 г. из ВСУ норвежец Иоахим Фурхольм. В Штатах он искал тех, кому также будет интересно пострелять в Украине. Правда, заинтересовало это лишь двух человек, да и те оформились официально в итоге. Но информационного шума было немало. Ведь как бы географически далеко ни находилась Украина от США, щупальца "украинского национализма" с легкостью дотягиваются до американцев, склонных к радикализму.

Негатива репутации государства прибавилось и после другого расследования Bellingcat, согласно которому в Украине посредством Telegram-каналов и сайта социал-националистической организации Wotanjugend (между прочим, российской) распространялись и продавались копии манифеста Брентона Тарранта, устроившего кровавую бойню в новозеландской мечети в марте 2019 г. Хотя его манифест, сотканный из кусков чужих взглядов, распространялся на французском, немецком, испанском, хорватском, венгерском, польском, болгарском и русском языках, и почти 90% трафика сайта Wotanjugend приходилось на Россию, все шишки собрала все же Украина. Просто потому, что в Украине, дескать, тесно от воинствующих фашистов и нацистов. И они представляют угрозу для других стран, как бы совращая местных горячих голов.

Естественно, с угрозой нужно бороться. Вот потому, например, в октябре 2019 г. 40 конгрессменов-демократов требовали от Госдепартамента внести "Азов" в список террористических организаций. Сперва же стоило бы задаться вопросом: а все ли беды от украинских националистов? Они ответственны за поляризацию американского общества? Или, может быть, все же ключевую роль в популяризации ультраконсервативных взглядов играет не внешняя сила, а внутренняя? В частности, та, с которой борются на Капитолийских холмах с помощью процедуры импичмента.

Вспомним: американцы, планировавшие или осуществившие в последние несколько лет преступления на почве ксенофобии и радикального мировоззрения, были ярыми поклонниками Дональда Трампа, который, к слову, поддержал митинг в Ричмонде (не "Базу", подчеркнем, но все же), - это, например, лейтенант береговой охраны США Кристофер Пол Хессон или "почтовый террорист" Сезар Сайок, рассылавший бомбы видным демократам.

Действительно, Украина по-прежнему привлекательна для разного рода авантюристов, солдат удачи, которым хочется стряхнуть с себя пыль мирной жизни ради острых ощущений. Но разве Украина должна в одиночку удерживать иностранных граждан от попыток просочиться на ее территорию или власти этих стран также должны гасить праворадикальную волну у себя дома?

Это раз. Два - необходимо что-то уже делать с периодически крепнущим мифом об "украинских неонацистах и фашистах". Они, разумеется, есть. Но их очень мало. При этом же все носители правой идеологии причесываются под одну гребенку. Таким отношением других стран к украинским националистам с удовольствием пользуется Кремль. Особенно сейчас удобный момент: когда президент Украины все больше не соответствует ожиданиям избирателей, а украинская власть далека (и все отдаляется) от обещанной монолитности. Выгодно, кстати, это и самому Владимиру Зеленскому и Ко, планомерно занимающихся уничтожением репутации патриотов и добровольцев в глазах простых украинцев, в частности, "тех, кто устал". Тем самым он способствует дальнейшей демонизации украинского патриотического движения в целом, а не только националистической его составляющей. Что, в свою очередь, влечет за собой все новые и новые международные если не скандалы, то "конфузы" и ущерб репутации государства.

Отсюда выводы: во-первых, украинскому умеренному национально-патриотическому движению пора переформатироваться и найти новые концепции; во-вторых, на уровне государства пора бы уже отказаться от рефлективно-рефлекторного метода защиты, а заняться превентивной работой: проводить своего рода ликбез для иностранных партнеров, на пальцах объясняя, кто такой "украинский националист", какова его символика, какова его степень влияния на государственные и общественные процессы в Украине и кому его нужно бояться.