Когда оправдано насилие
5 февраля 1878 г. народница Вера Засулич пришла на прием к санкт-петербургскому градоначальнику Федору Трепову, несколько раз выстрелив ему в живот при свидетелях. Трепов получил тяжелые ранения, а Засулич была немедленно арестована, но на суде, получившем широкую огласку не только в России, но и за ее пределами, революционерку оправдали присяжные заседатели, хотя по закону за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет.
Спрашивается, почему такое могло произойти в авторитарной Российской империи? А потому, что Засулич своим покушением фактически свершила крайне востребованное российским обществом правосудие над дикой несправедливостью, которое чинили высшие чиновники. Ведь единственным поводом для совершения теракта стало поведение самого Трепова, который за полгода до покушения отдал приказ высечь розгами политзаключенного Алексея Боголюбова только за то, что тот во время прогулки во дворе Дома предварительного заключения не снял перед градоначальником шапки.
На оправдательный приговор присяжных повлияли не только пламенные выступления адвоката Петра Александрова, но и позиция председателя суда Анатолия Кони - его фамилия на многие годы стала синонимом честного судьи. Однако власть отреагировала на запрос рождавшегося гражданского общества и независимой судебной системы в прямо противоположном ключе: судья попал в опалу, "за небрежное ведение дела Засулич" был уволен министр юстиции Константин Пален, наказанием за подобные преступления стало лишение всех имущественных прав и смертная казнь. Сама Вера Засулич избежала повторного ареста, так как ей удалось нелегально эмигрировать в Швецию. Прозрачности во взаимодействии власти и общества достигнуто не было, что спровоцировало новую и еще большую волну революционного терроризма в России.
О других крупнейших терактах в истории читайте здесь