• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Когда обрезанный длиннее. Почему слухи о демократизации Казахстана в пику России сильно преувеличены

Накануне единого дня голосования в России президент Токаев решил сыграть в демократию в соседней стране. Возможно, это и доставило некоторый дискомфорт Кремлю, но не покончит с автократией в Казахстане

Президент токаев
Фото из открытых источников
Реклама на dsnews.ua

Нынешнее выступление президента Касым-Жомарта Токаева перед национальным собранием Казахстана произвело эффект разорвавшейся бомбы. Причем эпицентр этого взрыва, судя по реакциям в СМИ, – отнюдь не в Нур-Султане, а в Москве.

И то сказать, когда лидер соседней страны накануне единого дня голосования в России (11 сентября) заявляет, что "политическая традиция, когда власть держала в секрете свои планы, должна уйти в прошлое, – это звучит, по меньшей мере, как не очень завуалированная шпилька. Но когда тот же лидер развивает идею, — это уже явный "недружественный акт". Тем более что ему предшествовали и выдворение войск ОДКБ после завершения полицейской операции в январе ("спасибо, выход там, дальше мы сами"), и демарши с непубличным непринятием российского ордена и публичным отказом признать Л/ДНР (со сцены названные "квазигосударствами") в ходе Петербургского экономического форума. И, разумеется, открытый нефтяной конфликт.

Так вот, Токаев идею развил: "Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов сократить срок своих полномочий и пойти на внеочередные президентские выборы. Я много думал и пришел к выводу, что необходимо пересмотреть количество и продолжительность срока полномочий президента. Я рекомендую ограничить срок президентских полномочий одним сроком в 7 лет. Переизбрание запрещено".

А самое главное — Токаев анонсировал проведение досрочных выборов на всех уровнях – в том числе президентских – уже этой осенью. А к середине 2023 года должна состояться "перезагрузка" всех политических институтов. В частности, будет упрощена процедура регистрации политических партий, а также проведена реформа судебной власти (включая выборы председателей судов, судебных коллегий и судей Верховного суда).

В общем, Кремль порадовали еще одной "Антироссией" аккурат к очередному раунду имитации легитимации власти.

Конечно, Токаев наверняка не прочь отомстить Путину, в том числе, за перевранное отчество, но сказать, что его выступление – это выпад против России, будет очень большим преувеличением, как бы такая версия нас ни радовала.

Действия Токаева направлены только на Казахстан. Остальное – приятные довески. Однако и здесь он очень далек от идей демократизации. Речь идет о банальной попытке укрепления собственной власти. Дело в том, что в 2019 году первый президент Казахстана в общих чертах повторил маневр своего российского коллеги: так же как и Владимир Путин, Касым-Жомарт Токаев был избран не как президент, а как преемник. Его легитимность была, таким образом, "дарованной". И в немалой степени "выветрилась" вследствие январских событий – при том, что сам Назарбаев был вынужден сложить с себя полномочия главы СНБ. К слову, судя по тому, что Елбасы частенько выходит на связь с Путиным, Семья не смирилась с поражением и, вполне вероятно, стремится придержать слишком резвого преемника – так же, как в свое время и клан Ельциных. Кремль, разумеется, отнюдь не заинтересован в союзничестве – но определенно заинтересован в том, чтобы казахская усобица длилась достаточно долго. И очевидно, что на нынешнем этапе его симпатии не на стороне Токаева.

Реклама на dsnews.ua

Это значит, что тот вынужден действовать. Получить не подлежащий сомнению мандат на власть. Стать всенародным лидером. Но не таким, как Назарбаев. Кстати, здесь примечательно, что Токаев тщательно обходит тему статуса первого президента и его присных. Более того, по итогам расследования январских событий никто из родственников Назарбаева не обвиняется в организации кровопролития – им по-прежнему вменяются только коррупционные преступления. Очевидно, такова цена сохранения общественного спокойствия и кланового баланса. Но на всякий случай в рукаве останется судебная реформа.

В то же время, Токаев явно торопится провести президентские выборы, играя на опережение. Зачем, если срок его полномочий – а по нынешнему законодательству это пять лет – завершится только в 2024-м? Логика здесь проста. Во-первых, у него нет уверенности, что в 2024 году получится пойти на второй срок. Если бы такая уверенность была, то после переизбрания он спокойно досидел бы до начала 2030 года без манипуляций с длительностью каденции. Однако, добровольно обрезав президентский срок на два года "сейчас" и продлив его на те же два года "потом", после гарантированного переизбрания осенью и инаугурации в январе 2023 года, он останется в должности до того же января 2030 года.

Переизбрание же будет гарантированным потому, что, во-первых, выборы будут, по сути, безальтернативными. Осень – это уже сейчас. Все заинтересованные стороны вынуждены реагировать, но времени на подготовку практически нет. А технические кандидаты от власти наверняка уже подготовлены. Во-вторых, Токаев вовсе не обещал отказаться от использования админресурса – так что не надо путать абстрактно анонсированную демократизацию с конкретными свободными выборами. В-третьих, президент предложил отчислять 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет, без права досрочного снятия. По достижении совершеннолетия накопленные суммы будут направлены на приобретение жилья и получение образования. Проект этот предлагается запустить в 2024 году. Учитывая эту дату, а также время и место озвучивания инициативы, имеет место банальный подкуп избирателей.

Так что это тот случай, когда "обрезание" означает "удлинение". Что же до односрочного лимита президентства, то здесь тоже все просто: упрощение регистрации партий открывает перспективу создания массы политических пигмеев, которые могут создать иллюзию плюрализма, но при необходимости могут стать "довеском" к "правильной" большой партии – и размыть вес большой партии "неправильной". И в час Х это вполне позволит блокировку снять – плебисцитом ли или решением парламента, тут уж по обстоятельствам. Путинские ноу-хау, в конце концов, никто не патентовал.

    Реклама на dsnews.ua