Клинтон готовится исправлять ошибки Обамы
12 апреля Хиллари Клинтон, наконец, официально вступила в гонку за свое выдвижение от Демократической партии США на президентских выборах 2016 г. Об этом объявил глава ее избирательного штаба Джон Подеста, распространив в интернете стартовый ролик кампании, в котором рассказывается о том, что Америка преодолела кризис, но теперь ей необходимо двигаться вперед. Акцент в этом клипе сделан на семейных ценностях (в том числе и на нетрадиционных), новых крупных этнических группах, человеке труда, ипотечном кредитовании, молодежи и пенсионерах - в общем, традиционном электоральном пакете американских либералов, иными словами "левом центре". Сможет ли Клинтон, чье лого избирательной кампании напоминает дорожный знак, указывающий поворот в сторону больницы или гостиницы, достучаться до избирателя, пока можно лишь гадать. Сам по себе старт комментаторы расценивают как относительно удачный - анекдоты по поводу символики не затмили новизны в имидже бывшей первой леди: с учетом уроков кампании-2008 ее явно пытаются "очеловечить".
Джон Подеста - опытный политический менеджер, в феврале он оставил должность советника президента Обамы. С января 1997 по январь 2001 гг. занимал должности заместителя, а затем и руководителя администрации Билла Клинтона. Впоследствии Подеста получил известность как крупный вашингтонский лоббист. Мы пока мало знаем о других фигурах, которые потенциально могли бы создать костяк администрации Клинтон, если она выиграет выборы, но на данный момент трудно говорить о какой-либо внутрипартийной конкуренции, направленной против нее.
Посмотрим на опросы ключевого "интегратора" таких исследований - Pollster. По состоянию на 17 апреля Клинтон лидирует среди демократов с показателем 59,6%, второе место с 12% делят старший сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен и вице-президент США Джо Байден, замыкают список трое - независимый (но рассчитывающий на выдвижение от демократов) сенатор от Вермонта Берни Сандерс, экс-губернатор штата Мэриленд Мартин О'Мэлли и бывший сенатор от Вирджинии Джиб Уэбб.
Между прочим, Барак Обама заявил, что из Клинтон получится хороший президент, так что вопрос с поддержкой из Овального кабинета, похоже, решен. Поддержка президента - оружие обоюдоострое, поскольку американцы поддерживают Обаму в аспекте его экономической политики, но по всем прочим вопросам считают, что администрация движется в неверном направлении. И в этом коренится ключевая проблема для Хиллари Клинтон и ее партии. Кроме того, Клинтон - однозначный представитель партийного истеблишмента, в котором клан Клинтонов сменил у руля клан Кеннеди. Не стоит забывать, что Кеннеди стояли на вершине американской власти всего-то неполный президентский срок. То, чем руководят Клинтоны сегодня, политические комментаторы в США называют "машиной". И впрямь, похоже, что прочие потенциальные кандидаты от Демпартии смотрят на Хиллари, как кролики на удава, хотя ее много за что можно критиковать (республиканцы это делают и будут делать исходя из партийных интересов).
Скандал с использованием личной почты для целей государственной службы на посту госсекретаря - мелочь по сравнению со спецификой финансирования как благотворительного фонда Клинтонов, так и избирательных кампаний демократов. В частности, в этой практике есть и китайский след, и пожертвования от сомнительных персонажей, чьи действия или риторика идут вразрез с официальной линией партии. Любопытно, что именно такой сценарий - скандал с пожертвованиями от иностранцев и через владельцев игорного бизнеса - использован в сериале "Карточный домик" как сюжетная линия отстранения от власти популярного президента-демократа, которого подсидел главный политический брокер партии. И здесь палка о двух концах.
Разворошить это гнездо для политика-демократа (того же О'Мэлли, который все же начал придираться к Клинтон) будет означать конец партийной карьеры как в случае победы Клинтон, так и в случае ее проигрыша республиканцу. А оправданным такой троллинг может быть только в том случае, если кампанию выиграет другой политик-демократ. Пока что это из области маловероятного, но не невозможного. Таковы жесткие правила американской политической игры - у всех есть шанс, но только один.
До сих пор, впрочем, г-жа Клинтон умела его использовать. Собственную карьеру в политике она начала в 2000 г., переселившись в штат Нью-Йорк ради участия в гонке за место в Сенате США от этого штата, которую уверенно выиграла. Когда Хиллари принимала присягу, ее муж все еще был президентом, а вице-президентом, председательствующим в Сенате, был Эл Гор. Не лишне подчеркнуть: в Сенате Клинтон не отличалась ни радикализмом, ни левизной, дисциплинированно голосуя за ключевые предложения Джорджа Буша-младшего, среди них и Патриотический акт, и ввод американских войск в Ирак. Тем не менее Клинтон не поддерживала экономическую, в частности, налоговую политику республиканской администрации. В 2006 г. она легко переизбралась с подавляющим результатом. Но здесь же нужно отметить, что оба раза ее кампания расходовала рекордные суммы. Также стало модно критиковать политику администрации в Ираке, но при этом сенатор Клинтон поддержала план спасения американской финансовой системы (план Полсона).
А вот ее кампания против Обамы в 2008 г. оказалась чрезвычайно тяжелой. Сигналы Обамы привлекали демократов гораздо больше, да и с дебатами у Хиллари не сложилось. Поэтому ради сохранения единства партии она поддержала конкурента. Кроме того, вряд ли Клинтон смогла бы потянуть общенациональную президентскую гонку: огромные долги, накопленные в 2008 г., она полностью погасила лишь поздней осенью 2013-го. Обама по достоинству оценил своевременное отступление Клинтон - весь его первый срок она занимала важнейшую должность государственного секретаря США.
О наследстве Клинтон во главе Госдепа трудно сказать что-то определенное. Несмотря на ряд тактических успехов, убийство американского посла в Ливии, оказавшаяся, мягко говоря, непродолжительной перезагрузка с Россией и поверхностный, а также непоследовательный подход к "арабской весне" запомнились больше, нежели концепция "умной силы", армяно-турецкий диалог и либерализация режима в Бирме. Да и мир стал резко меняться едва ли не с момента, когда Хиллари Клинтон покинула администрацию.
Сегодня можно сказать, что извне - в случае победы на президентских выборах - от нее ожидают более рельефной и уверенной позиции во внешней политике, нежели курс, которого придерживается Барак Обама. Безусловно, Хиллари Клинтон, несущая на себе отблеск американского интервенционизма 1990-х, выгоднее восточным европейцам в Белом доме, нежели палеоконсерватор вроде Рэнда Пола. Но она будет осторожнее и продолжит налегать на "мнение европейских союзников" более, нежели неоконсерватор, умеренный республиканец, такой как Джеб Буш (да и ему наступают на пятки пока что более яркие конкуренты). Однако рассуждать на эту тему еще очень рано. О своей внешнеполитической повестке кандидаты заговорят не ранее осени этого года, когда общественное мнение уже будет достаточно глубоко изучено, а события на международной арене приобретут какое-либо явное направление. Пока же "машина" Клинтонов выехала с подъездной дорожки, чтобы с хорошими шансами поучаствовать в президентском ралли-2016. Говорят, что готовиться к этому заезду Хиллари Клинтон начала еще 12 лет назад.
Хиллари Трумэн?
В политической истории США был один-единственный случай, когда граждане избрали нового президента-демократа после полного цикла правления демократа-предшественника. Франклин Делано Рузвельт президентствовал три срока (тогда ограничения не существовало) и умер в начале четвертого. В 1945 г. ему наследовал вице-президент Гарри Трумэн, в 1949 г. самостоятельно добился второго срока. Однако это нетипичная ситуация: Рузвельт был фигурой исторической, при нем США пережили великое преображение. В то же время Трумэн, будучи демократом, сегодня считается крайне правым центристом, более удобным для республиканской политической традиции, нежели для демократической. В общем и целом демократы пробыли у власти 20 лет (у республиканцев в ХІХХХ вв. похожих периодов было три!), после чего восстановилась цикличность, которая продолжается по сей день.
И пусть сегодня Хиллари Клинтон опережает Джеба Буша - весьма неявного фаворита среди республиканцев - на 10%, провал демократов на выборах в обе палаты сформировал долгосрочный тренд на завершение левоцентристского цикла. Сможет ли Клинтон переломить тенденцию цикличности? Здесь, конечно, можно сыронизировать - если и сравнивать (харизматичного и даже удачливого, но отнюдь не "гениального") Обаму с Рузвельтом, то могла бы Клинтон выступить в роли республиканца в демократической шкуре, такого как Гарри Трумэн? Конечно, она не вице-президент, и это во-первых, но во-вторых, судя по опросам в отношении стартового ролика, он понравился республиканцам (это указывает на то, что кандидат апеллирует к избирателям за пределами своей базы).
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 19 апреля 2015 г. (№16/726)