• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Китайский шантаж. Зачем Пекин угрожает Украине

Китайское руководство пытается принудить Киев к новым переговорам

Производство вертолетов на заводе "Мотор Сич"
Производство вертолетов на заводе "Мотор Сич" / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, китайская компания, из чьих рук "уплыл" украинский гигант "Мотор Сич", все так же возмущена решением Киева. И свое возмущение облекла в конкретную сумму — $4,5 млрд компенсации за сорванную сделку в иске, поданном в Постоянный арбитражный суд в Гааге.

А поделилась Skyrizon своим возмущением в китайской соцсети WeChat. Однако позиция компании давно известна. Еще после того, как в январе Владимир Зеленский вслед за США одобрил санкции против Skyrizon, она, потребовав объяснений от президента, обвинила Киев в следовании американским интересам.

Но вот что произошло впервые, так это недвусмысленное и публичное вмешательство в вопрос китайских властей. Непрямое, но, как ни странно, и не косвенное, поскольку аналогичные тезисы о подыгрывании Украины Вашингтону были озвучены в редакционной статье издания Global Times. Это СМИ является англоязычным подразделением главного рупора Центрального комитета Компартии Китая "Жэньминь жибао".

Global Times, опираясь на кейс с Skyrizon, клеймит Украину за то, что, несмотря на крайнюю заинтересованность Киева в сотрудничестве с КНР и в инвестициях китайских компаний, она нанесла удар по отношениям с Пекином срывом сделки по приобретению компанией контроля над "Мотор Сич".

Skyrizon, отмечается в статье, понесла немалые убытки, которые Украина должна возместить. Если она этого не сделает, то может забыть о китайских миллионах и миллиардах в "больной" украинской экономике. Дескать, никакой инвестор более не пожелает вести дела в Украине. За что может благодарить Соединенные Штаты, чью сторону принял Киев в споре вокруг "Мотор Сичи".

Пикантности ситуации добавляет то, что компания Skyrizon имеет весьма сомнительную деловую репутацию.

Реклама на dsnews.ua

Как писала в феврале 2021 г. журналист финансового издания Sina Пей Ю, за ней, как и за инвестором "Мотор Сич" — компанией Tianjiao Airlines — стоит некий Ван Цзин.

Темная лошадка

Персона до спора вокруг украинского предприятия малоизвестная, как и его компании. Что вызывает вопросы? То, что контроль над "Мотор Сичью" предприятием, пользующимся авторитетом и уважением в сфере авиастроения — пытался получить столь скрытный бизнес, оперирующий немалыми суммами неясного происхождения.

Откуда взялись Ван и его компания? И почему объектом их пристального внимания стал украинский кладезь технологий, способных усилить Китай в противостоянии с Соединенными Штатами?

Еще больше вопросов возникает, если учесть, что годом ранее Tianjiao Airlines трижды была привлечена к ответственности в китайских судах, оштрафовавших компанию в совокупности на $232 млн. Кстати, на этом беды Вана не закончились, ведь в судах на рассмотрении находились еще 14 исков.

На фоне этого судебного прессинга Skyrizon начинает давление на Украину — сперва зимой подав иск в международный арбитраж на $3,5 млрд, а затем увеличив сумму до $4,5 млрд. И по странному стечению обстоятельств эту новость тотчас принялись разгонять пропагандистские медиа китайской Компартии.

Крымский вопрос

Однако это далеко не единственная плохо завуалированная угроза со стороны Пекина, который на этой стадии "шантажа" ретранслирует их через подконтрольные СМИ.

30 ноября "Жэньминь жибао" впервые открыто на своих страницах пропиарила классическое кремлевское гибридное мероприятие по легитимации оккупации украинского Крыма.

Российский МИД вместе со марионетками Кремля на полуострове организовали выставку "Крым—Китай: давайте знакомиться". Сам факт проведения такой выставки в КНР, чье руководство доселе сторонилось намеков на возможность официального признания аннексии, и его тиражирование в главном пропагандистском издании Компартии — это тот самый непрозрачный намек/угроза Киеву со стороны Пекина все же признать украинскую территорию частью России.

Однако, несмотря на недовольство Пекина решением Украины по "Мотор Сич", де-факто оправдание преступлений режима Путина — это слишком рисковый шаг. Даже для Китая. Пусть КНР и пребывает в остром противостоянии с США, китайская экономика очень сильно ориентирована на американские рынок и бизнес. Признание Крыма российским — это нарушение международных норм, на защиту которых после вторжения РФ в Украину в 2014 г. стали и ООН, и США, и ЕС, и НАТО и многие другие международные организации.

Крымский вопрос сам по себе слишком незначителен для Китая, чтобы идти ради него на обострение отношений с Соединенными Штатами. Хотя это безусловно возможно в рамках комплексной стратегии соперничества, сейчас — после трехчасового обмена мнениями председателя Си с президентом Байденом — это, по меньшей мере, неудобно. Особенно учитывая, что ответом может стать изменение статуса Тайваня, который вновь пытается стать членом ООН. Так что недвусмысленные намеки или угрозы в адрес Киева следует расценивать не как таковые, а как приглашение к разговору. Приглашение, от которого отказываться нежелательно.

Восточноевропейский гамбит

Определенно, и статья Global Times, и репортаж "Женьминь Жибао" являются выражением недовольства Пекина. Ведь спикеры китайского правительства преимущественно максимально корректны и дипломатичны. Поэтому задача сигнализировать о неудовольствии и раздражении руководства КНР возложена на плечи официальных печатных органов Китая, т.е. пропагандистких ресурсов ЦК КПК.

Тем более, что на последнем съезде ЦК фактически были сформированы все условия для избрания Си Цзиньпина на новый срок, если не для его бессрочного правления.

Си свою "новую эпоху" желает начать максимально помпезно и агрессивно, чтобы по "одному поясу, одному пути" въехать на геополитический и геоэкономический пьедестал. Это предусматривает более жесткие отношения с США и их союзниками, включая Украину. Однако вовсе необязательно партнеры Вашингтона должны быть уничтожены. Куда выгоднее вбить клин между ними и Штатами.

Поэтому оба материала выполняют одну функцию: требование к Киеву сесть за стол переговоров и обсудить новые правила игры, выработать такой формат отношений, который гарантирует лояльное отношение Украины к геополитическим интересам КНР под угрозой возмездия за непонятливость.

Потеря мутным, но китайским инвестором "Мотор Сичи", возможно, даже неокончательная — не повод рвать перспективные отношения с Украиной или пытаться выбить ее с орбиты влияния США и ЕС. Хотя бы потому, что после прошлогодних массовых протестов в Беларуси, жестоко подавленных Александром Лукашенко, Минск, доселе купавшийся в китайских деньгах, более Пекину не интересен, ведь Европа, на рынок которой Китай стремится попасть через соседние страны, президентом его не признала и отказывается нормализировать отношения.

Да, у Пекина в рукаве еще имеется такой туз как, например, Венгрия, которая за последние десятилетия наладила довольно продуктивное партнерство с Поднебесной. Но все же Венгрия является страной-членом Евросоюза, а работать по его стандартам подконтрольный руководству КНР бизнес (т.е. весь бизнес в Китае) не особо стремится, поскольку куда выгоднее ограничиваться европейской сертификацией продукции.

Следовательно, Китаю необходимы мощные, развитые логистические и производственные мощности в непосредственной близости с ЕС. Например, в Украине, откуда китайский бизнес сможет поставлять в Европу свою продукцию, пользуясь благами Соглашения об Ассоциации.

Момент для шантажа Киева Пекин выбрал, как обычно, очень удачно: скопление российских войск на границе и недвусмысленные угрозы государственности, исходящие из Кремля, социальное напряжение внутри страны, проседание рейтинга и конфликт с крупным бизнесом в очень нелегкое положение ставят украинское руководство. К тому же, его нельзя назвать ни компетентным, ни принципиальным, ни последовательным. Поэтому у такого прессинга вполне могут быть неплохие шансы на успех.

Тем более что создается благоприятный фон для укрепления сотрудничества между Россией и Китаем, что, в том числе, выразилось в намеки на уровне министров обороны на создание военно-политического союза.

Да и вчерашнее заявление Александра Лукашенко в интервью Дмитрию Киселеву о том, что Крым "российский и де-факто, и де-юре", способствует усилению давления на Киев со стороны России и Китая. Сейчас мы как раз наблюдаем слаженные действия трех сторон: России, Беларуси и, собственно, Китая. У каждого свои цели, но жертва одна — Украина. 

    Реклама на dsnews.ua