Китай – сосед США. Чего ждать от новой президента Мексики
Пекин, а с ним и Москва, активно увеличивают свое присутствие в Латинской Америке. Теперь – в Мексике
На всеобщих выборах в Мексике победила доктор технических наук в области энергетики Клаудиа Шейнбаум. Она станет первой женщиной-президентом и первой президентом-еврейкой в Мексике — в католической, патриархальной стране, что уже определенным образом свидетельствует о ее качествах как менеджера и кандидата.
Хотя здесь следует сделать важную ремарку — Шейнбаум, бывшая мэр Мехико, является протеже другого экс-мэра столицы — довольно популярного в стране президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. И из уст оппозиции раздаются обвинения в адрес этого тандема в использовании административного ресурса.
Поэтому вероятнее всего La Doctora, как называют на родине сеньора Шейнбаума за ее академические знания, продолжит политику предшественника.
Вызовы сеньоры Шейнбаум
Но она будет сталкиваться с серьезными вызовами из-за наследия Обрадора.
И они, прежде всего, обусловлены его неоднозначной политикой. Например, в его политике по поводу насилия в стране, которое совершают картели, и уровень которого достиг больших высот. Обрадор придерживается роли пацифиста — по принципу "объятия лучше пуль".
Впрочем, пули в Мексике продолжают свистеть. Ежегодно в этой густонаселенной испаноязычной стране мира погибает около 30 тыс. человек из-за преступлений картелей. И накануне выборов их война даже усилилась — было убито более 20 местных политиков-новичков, и кровь лилась даже после закрытия избирательных участков.
Вдобавок к проблеме картелей Шейнбаум также получила неутешительные реакции финансового мира, поскольку на фоне новости о ее победе фондовый рынок обваливался на 11%, а песо — на 5,5%. Чтобы успокоить рынок и избирателей, Шейнбаум уже сообщила, что министр финансов Обрадора Рохелио Рамирес де ля О сохранит должность.
Впрочем, успехи господина О не в последнюю очередь будут зависеть от внешней политики новой президента, ведь и в этом направлении у нее будут серьезные проблемы.
И опять-таки они связаны с деятельностью ее предшественников, прежде всего, Обрадора, который следует принципу: лучшая внешняя политика — продолжение хорошей внутренней.
Он — изоляционист с, на первый взгляд, противоречивыми позициями, в том числе и в отношениях с Соединенными Штатами.
С одной стороны, Обрадор подыгрывал миграционной политике Дональда Трампа, соглашался с определенными требованиями экспрезидента США. Несмотря на то, что миграция в США очень важна для мексиканцев инструментов улучшения жизни их семей.
С другой стороны, Обрадор резко критиковал отдельных республиканцев, прежде всего ультраконсерваторов вроде Дэна Креншоу или Мерджори Тейлор Грин за их законодательные инициативы по разрешению американским военным проводить операции против наркокартелей на территории Мексики (а поток фентанила и амфетамина в США, к которому причастен — большая проблема для обеих стран), обвиняя их в отношении Мексики как к "протекторату США".
Время для сложных решений
В этом году в контексте взаимоотношений США и Мексики произошло еще одно важное событие — президентские выборы в один и тот же год в обеих странах проходят раз в десятилетие.
И сейчас обе страны ждут потенциальные масштабные политические трансформации, которые могут как побуждать Мехико и Вашингтон к улучшению отношений, так и к продолжению стагнации, или вообще к ухудшению.
Несмотря на "сложные моменты" в отношениях между соседями, они пытаются отделять мух от котлет, стремясь все же к улучшению диалога. Что собственно продемонстрировал саммит АТЭС-2023 в Сан-Франциско, где встречались Байден и Обрадор.
И конечно же Шейнбаум как преемница Обрадора сочтет приоритетом двигаться на встречу углублению сотрудничества со Штатами, которые в прошлом году стали крупнейшим торговым партнером Мексики; и уже инвестировавших в страну около $207 млрд
Однако в Сан-Франциско Обрадор занимался улучшением отношений не только с Вашингтоном, но и с Китаем.
И именно внимание, которое Пекин уделяет южной соседке США, представляет угрозу национальной безопасности и экономике Штатов.
Для Вашингтона проблемой является то, что мексиканские леваки во главе с изоляционистом Обрадором, а впоследствии, по всей вероятности, Клаудией Шейнбаум, ностальгирующие по "сытым" 1970-м годам, традиционно также тяготеют к автократам типа Си Цзиньпина.
Это проиллюстрировала позиция Обрадора по поводу войны, развязанной Россией против Украины.
Мексика, где любят останавливаться яхты российских олигархов из санкционных списков, напомним, не поддерживают санкции против РФ. Но к тому же Обрадор критиковал Штаты и ЕС за оказание нам военной помощи, приглашал россиян на прошлогодний парад по случаю празднования Дня независимости Мексики и был одним из лидеров, игравших на стороне Кремля в игру "предложи свой мирный план", которые скорее были вариациями "мирного плана" россиян.
Добавить сюда слова главнокомандующего USNORTHCOM Глена ван Херка о том, что в Мексике, которая к тому же стала популярным среди россиян-мигрантов по маршруту в США, находится самое большое в мире количество оперативников российского ГРУ, и получаем в итоге взрывоопасную ситуацию на заднем дворе Соединенных Штатов. Которую, заметим, значительно усиливает широкое присутствие Китая посредством его экономической экспансии, начавшейся еще при предшественнике Обрадора — Энрике Ньето в 2013 г.
В период с 2018 по 2023 г. Китай инвестировал в Мексику около $2 млрд, но уже в 2023 г. китайские компании объявили о намерении увеличить инвестиции до 12,6 млрд. Пекин, как обычно, вкладывается в инфраструктурные объекты. Однако Мексика для него привлекательна из-за ее близости к США и ее тарифных преимуществ в плане экспорта в Штаты. Это ворота на американский рынок, поэтому, например, один из топовых китайских производителей электрокаров BYD планирует построить в Мексике свой завод и продавать машины в США с 2,5-процентной пошлиной по сравнению со 102,5%, что по решению Байдена действует непосредственно для Китая.
Плюс в Мексике работают китайские технологические и телекоммуникационные компании, связанные с китайской армией и ВПК, что не может не смущать американские спецслужбы.
И их присутствие, вероятнее всего, будет увеличиваться, поскольку Шейнбаум еще в 2022 и 2023 гг. демонстрировала активность в контактах с представителями китайского правительства и бизнеса.
Да, конечно, Китай вряд ли сравнится с США по объему инвестиций или торговли с Мексикой, но его прожекты обладают потенциалом для влияния на политическую элиту и руководство Мексики. И от этого также может придумать сателит КНР — Россия, угрожающая не только интересам США, но и Украине. Вопрос состоит в том, как будут действовать Вашингтон и Киев, чтобы нивелировать эту угрозу.