Китай и США уже подготовились к звездным войнам
Институт глобальных конфликтов и сотрудничества при Калифорнийском университете опубликовал доклад "Китайская мечта, космическая мечта: прогресс Китая в сфере космических технологий и последствия для США" (China Dream, Space Dream: China's Progress in Space Technologies and Implications for the United States), подготовленный по заказу Американо-китайской комиссии по экономике и безопасности США. Составители документа пришли к выводу, что растущие возможности Пекина в космосе могут негативно отразиться на военной безопасности США. Сотрудники Института глобальных конфликтов считают, что Америке необходимо готовиться к "конфронтации с противником, обладающим космическими и противокосмическими технологиями". Особо подчеркивается в докладе способность Китая блокировать сигналы с военных спутников США. Аналитики резюмируют, что развитие космического оружия должно дать Китаю возможность противостоять странам, которые технологически более развиты, в первую очередь США. Ведь космические операции будут играть важную роль в будущих сражениях, особенно в локальных конфликтах.
Судя по всему, в развитии противоспутникового оружия Китай действительно намерен опередить США. За последние 20 лет Поднебесная сделала мощный рывок вперед, превратившись из региональной в мировую военную державу. Сейчас в Китае создаются мощные системы вооружения. В арсенале КНР, в частности, противокорабельная баллистическая ракета DF-21D, предназначенная для нанесения ударов по авианосцам США. Она может использоваться для преодоления системы обороны оперативных соединений ВМС и нанесения ударов по кораблям сверху на гиперзвуковой скорости.
Есть у Китая и истребитель "Чэнду J-20" - двухмоторный самолет, который можно использовать для выполнения разных боевых задач. Китай построил три прототипа J-20, последний опытный образец совершил полет год назад. Предполагается, что на вооружение истребитель поступит в 2020 г. Самолет обещает иметь большую дальность, высокую скорость и усовершенствованные характеристики "невидимости".
Китай построил также три универсальных десантных корабля проекта 071, предназначенных для переброски и высадки морской пехоты на побережье противника: "Куньлуньшань", "Цзинганшань" и "Чангбайшань". На очереди еще три морских лайнера этого проекта, а также шесть десантных кораблей с полетной палубой во всю длину, как у американских Wasp.
Но самое опасное, с точки зрения американских экспертов, это противоспутниковое оружие Китая. Власти страны неохотно признают свои намерения по милитаризации космоса. В сентябре 2008 г. после первого успешного испытания противоспутниковой ракеты генерал Сюн Гуанкай заявил, что Китай решительно выступает против разработок космического оружия. Поэтому по поводу реального противоспутникового арсенала Пекина официальной информации нет. Тем не менее известно, что у китайцев есть как минимум одна действующая система противоспутникового оружия - баллистическая ракета SC-19, оснащенная кинетическим перехватчиком KT-2. После вывода в космос она наводится на цель инфракрасными датчиками и сбивает спутники противника путем столкновения с ними. В 2007 г. кинетическим перехватчиком KT-2 был уничтожен устаревший китайский спутник.
В мае 2013 г. Пекин запустил высотную ракету с радиотелеметрической аппаратурой для проведения научных экспериментов. Но, по данным американской разведки, на самом деле это были испытания противоспутниковой системы SC-19/KT-2. Считается, что она может выводиться на среднюю околоземную орбиту, что, безусловно, подвергает опасности американские навигационные спутники. Кроме того, китайское противоспутниковое оружие может использоваться и против других типов американских спутников, в том числе разведывательных и коммуникационных.
Также, по некоторым данным, Поднебесная сейчас разрабатывает новую ракету-перехватчик, способную уничтожать космические аппараты на высоте до 20 тыс. км. Хотя этот проект, скорее всего, воплотится не скоро, потенциал его действительно огромен. Когда противоспутниковая система со столь высокими характеристиками будет принята на вооружение, китайцы смогут уничтожить значительное число американских военных спутников различного назначения. Эксперты говорят, что китайские военные уже к концу текущего десятилетия получат новое оружие для поражения космических аппаратов.
Разумеется, инженеры США тоже не сидят сложа руки: в рамках программы Национальной противоракетной обороны (National Missile Defense) разрабатываются противоспутниковое оружие и средства поражения космических аппаратов. Наибольшим потенциалом обладает комплекс наземного базирования GBMD, способный поражать своими ракетами орбитальную цель на высоте до нескольких сотен километров. Тяжелая противоракета может разогнать аппарат-перехватчик до орбитальной скорости, что позволяет поразить цель в любой точке орбиты.
Мощным потенциалом также обладает американская противоракетная система морского базирования Aegis Ballistic Missile Defense System, которая способна поражать при помощи корабельных противоракет SM-3 орбитальные объекты на высоте до 250 км. В 2008 г. с помощью противоракеты SM-3 был успешно уничтожен спутник USA-193.
Хотя, по официальной версии Вашингтона, противоспутниковых систем космического базирования у США нет, эксперты считают, что потенциально для размещения противоспутникового оружия может использоваться космолет Boeing X-37. Предназначенный для функционирования на высоте до 750 км, он способен быстро менять орбиты, маневрировать, выполнять разведывательные задачи и доставлять в космос грузы. Габариты грузового отсека аппарата допускают размещение в нем одного 64-килограммового кинетического перехватчика EKV или нескольких легких перехватчиков LEAP.
Иными словами, и США, и Китай уже обладают возможностью полного взаимного уничтожения спутников. Восстановить же уничтоженную орбитальную группировку удастся лишь после окончания войны - если у государств еще сохранятся необходимые для этого финансовые и экономические мощности и инфраструктура. А это значит, что ядерный шантаж постепенно отходит в прошлое, уступая место шантажу космическому.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 марта 2015 г. (№12/722)