Картошка и ружье. Как в Москве встречали американских госсекретарей
Во вторник вечером в Москву прилетел госсекретарь США Рекс Тиллерсон для встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и, по всей вероятности, все-таки, с президентом РФ Владимиром Путины.
Переговоры определенно непростые и проходят в наэлектризованной атмосфере. Проще говоря, забот обоим дипломатам хватает. Но при этом, а может, и потому не обошлось без курьеза в начале их встречи. В частности, Лаврова возмутило поведение американских журналистов.
Как пишут росСМИ, когда главы внешнеполитических ведомств вошли в зал, журналисты с места "начали громко выкрикивать вопросы с места: "Правда ли, что вы поддерживаете правительство Сирии?", "Как вы можете прокомментировать заявления Белого дома?". Привыкшего к послушным, заимствуя сегодняшнее заявление Путина, "китайским болванчикам", Лавров возмущенно заметил: "Кто вас воспитывал? Кто учил вас манерам?" А после своего выступления он передал слово Тиллерсону и не удержался от укола в адрес прессы: "Теперь можете кричать".
Российские коллеги заморских нахалов с восторгом восприняли отповедь невероятного остроумного и жесткого министра иностранных дел. "Лавров жестко поставил на место американских журналистов", "Лавров поучил американских журналистов хорошим манерам", "Базар" в МИДе: За что Лавров отчитал американских журналистов" - вот примеры заголовков. Правда, и МИД, и росСМИ иначе относятся к "манерам", пребывая с Штатами на разных полюсах свободы слова и уважительного отношения к роли прессы.
На самом деле Лавров и российские журналисты выставили себя на посмешище. По той простой причине, что для США, в отличие от затюканной, зажатой России, нет ничего странного в поведении журналистов. То, что в МИДе с непривычки сочли за крики - нормальная практика. Удивления активность работников прессы не вызывает у тех, кто регулярно смотрит или участвует в брифингах спикеров Белого дома, Госдепартамента, Пентагона и т. д. Если вопрос острый, вызывает ажиотаж, американский журналист пытается так добиться ответа от ньюсмейкера, которые либо дает минимум, либо юлит. На эту тему, кстати, есть прекрасный скетч при участии Джима Керри.
Однако этот курьезный случай - далеко не единственный при контактах американских госсекретарей с российским руководством и коллегами. Что ожидаемо: дипломатические отношения страны установили еще в 1809 г. С 1917 г. из-за буйства большевиков до 1933-го была пауза, но уже в 1991-м, после распада советской тюрьмы народов, Штаты признали Россию. Начался новый этап в диалоге и новые визиты госсекретарей.
Начнем, пожалуй, с переходного периода конца 80-х, когда Союз еще существовал, но, по сути, все эти встречи на высоком уровне определили его будущее. Два мира пытались познать друг друга, а потому не обходилось без фамильярностей, конфузов и всяких забавностей.
Огромную роль в переговорах между Вашингтоном и Москвой того времени сыграл Джеймс Бейкер. Россиянам, истово ненавидящих Михаила Горбачева, этот госсекретарь хорошо знаком. Бейкер с Горбачевым встречались в Москве 9 февраля 1990 го. и обсуждали будущее ГДР и продвижение НАТО. Тогда Штатам с немцами удалось обвести Кремль вокруг пальца - Берлин вошел в Альянс, а НАТО впоследствии продвинулось на восток.
Бейкер приезжал и в мае. Его встречал министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварнадзе, с которым была заключена другая вызывающая ярость у россиян сделка - о линии разграничения морских пространств. Будущий президент Грузии тогда позвал госсекретаря с женой в гости, кормил бараниной и поил грузинскими винами. И даже подарил охотничье ружье. Но так как в США строго с дорогими подарками, то оружие ушло на склад Госдепа, как пишут российские журналисты, знакомые с ходом встречи.
А еще раньше - в 1989 г., Шеварднадзе летал в США, и Бейкер его пригласил на свое ранчо в Вайоминге, где подарил ему ковбойские сапоги. Экс-госсекретарь рассказал в интервью "Голосу Америки": "Я подарил Шеварднадзе пару ковбойских сапог, сказав: "Господин министр, мы здесь на Западе носим эти ковбойские сапоги, потому что приходится бывать на скотном дворе, а вы сами знаете, на что там можно наступить, поэтому сапоги высокие". А он подарил мне русскую эмаль с изображением Христа, обращающегося к народу, и сказал: "Джим, я дарю вам это, чтобы показать, что мы, коммунисты, меняем наш взгляд на мир". Для 1989 г. это было очень примечательно. Да, Эдуард Шеварднадзе был убежденным коммунистом. Но он также верил в Иисуса Христа, он был верующим".
Другим госсекретарем, с которым у Москвы складывались зачастую ровные отношения, была Мадлен Олбрайт. Хотя опять-таки "госпожа Сталь" жестко отстаивала интересы страны, а ее подходы к донесению смыслов и сигналов приводили к интересным словесным дуэлям. Олбрайт, как известно, использовала украшения (брошь и серьги) как средство задать, подчеркнуть тон переговоров. Например, на встречу с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым, посвященную сокращению баллистических ракетных арсеналов, она надела брошь-ракету. "Это что, одна из ваших ракет-перехватчиков?", - спросил тогда Иванов, на что Олбрайт ответила: "Да, как видите, мы умеем делать их очень маленькими. Так что готовьтесь к серьезным переговорам".
Иванов же подарил ей как-то одну из брошей, а Олбрайт на это в 2000 г., т. е. на 55-летие министра, подарила ему самокат и шлем, которые были тогда очень популярны в Нью-Йорке и среди молодежи, и среди бизнесменов. Иванов пошутил, что покатается в коридорах МИД.
Курьез с подарком случился с преемниками Олбрайт и Иванова - Лавровым и Хиллари Клинтон - 6 марта 2009 г. Госсекретарь тогда прибыла "перезагружать" отношения с Россией и подарила главе МИД РФ большую красную кнопку на желтой основе. Они вместе нажали на кнопку, как бы дав старт процессу "перезагрузки". Однако перед тем пошутили по поводу самой кнопки, на которой было латиницей с ошибкой написано "перезагрузка" - peregruzka вместо perezagruzka. "Вы написали неправильно, должна быть перезагрузка, а не перегрузка", - сказал Лавров. Клинтон со смехом пообещала, что постарается не допустить "перегрузки" в отношениях двух стран.
Активно к дипломатии подарков прибег Лавров уже с Джоном Керри. Так, 12 мая 2015 г. Лавров в Сочи подарил госсекретарю футболку с символикой Победы, краснодарские помидоры и картошку, "находящуюся в дальних родственных связях с той, которую в свое время ему привез американский коллега". А Керри передал Лаврову список цитат российских СМИ, которые, как он сказал, не отражают "реальный потенциал масштабных российско-американских отношений".
Картошка - это ответ на подарок госсекретаря в 2014 г. в Париже, где проходила международная конференция по Сирии. Тогда Керри презентовал Лаврову три картофелины. "Я пошутил в разговоре с Лавровым перед Новым годом, что привезу ему на следующую встречу картошку из Айдахо. И выполнил обещание", - рассказал он. А глава МИД РФ в свою очередь подарил представителю Госдепа Джен Псаки, к которой россияне "пылают любовью", розовую ушанку.
Опять-таки в 2015 году, в середине декабря, Лавров снова встречался с Керри и тогда снял для американского коллеги Деда Мороза с новогодней елки в особняке ведомства. "Он пришел к нам на переговоры, и в особняке стояла елка. Он сразу подбежал к Деду Морозу, стал его вертеть, и я ему сказал: "По закону нашего гостеприимства, что гостю понравилось, то, считай, подарено". Керри, конечно, крепкий орешек, прошедший Вьетнам, но с трудом верится, что 73-летний главный на то время дипломат США прямо-таки бежал к елке.
Теперь в Москву с подарком в виде ультиматума прилетел Тиллерсон, и очень интересно, что, кроме политики, глава Госдепартамента увезет из российской столицы.