Капитуляция путинофилов. Станет ли новый глава МИД Германии разочарованием Путина
Переговоры о формировании новой "широкой коалиции" в Германии, похоже, наконец завершились, подарив нешуточную интригу под занавес. Прежде всего следует сказать, что, несмотря на нарочитую публичность германской внутренней политики, вынужденная традиция "широк" в нулевые и десятые годы способствовала ее закукленности. И если бы не публичный конфликт двух статусных социал-демократов — ныне уже экс-министра иностранных дел Зигмара Габриэля и тоже бывшего партийного лидера Мартина Шульца, — столкновения сцилл и харибд внутри немецкого политического истеблишмента были бы и теперь максимально смягчены подушками политеса.
Меркель всех переиграла
Однако карьеризм Габриэля, оскорбленного тем, что Мартин Шульц договорился о его должности за его спиной, вынес травматический конфликт наружу. И, по гамбургскому счету, завершил политический полет обоих. Габриэль, заявивший, что продолжит исполнять свои обязанности как обычный член Бундестага, в будущем еще сможет претендовать на высокие партийные должности, и не исключено, в некой далекой перспективе выйдет на пенсию послом. Что касается Мартина Шульца, похоже, сыгравшего в игру на уровне, оказавшемся ему не по зубам, то партийные должности в СДПГ ему явно больше не светят, а вот в немецкой и европейской парламентской жизни (равно как и в дипломатической сфере) он может и остаться. Правда, когда скандальные обстоятельства смены власти в партии и коалиционных переговоров будут подзабыты.
Иными словами, оба условно левых политика (условно потому, что Шульц скорее союзный парламентский бюрократ, а Габриэль — национальный бюрократ) обнулились. И первый промежуточный вывод таков: Ангела Меркель, сознательно или нет, выполнила программу-минимум, лишив эсдеков потенциально сильных лидеров. Но, возможно, она же сделала и что-то хорошее для заклятых друзей и партнеров по коалиции, расчистив поляну для каких-то других политиков.
По иронии судьбы взаимоуничтожение Габриэля и Шульца толкнуло СДПГ к полевению: 51-летний Хайко Маас, который переезжает из кресла министра юстиции и защиты прав потребителей в кабинет министра иностранных дел на Вердершер Маркт, является политическим воспитанником своего саарского земляка Оскара Лафонтена, десять лет назад вышедшего из СДПГ чтобы создать новую партию — "Левых". Хотя Маас и успел набраться чиновничьего мироощущения, почти три года проведя на министерских должностях земли Саар и более четырех лет в нынешнем коалиционном кабинете Ангелы Меркель, он все-таки происходит из другого крыла партии, нежели его предшественники.
Поэтому второй промежуточный вывод может быть таким: скамейка запасных в СДПГ оказалась очень короткой. Отчасти это следствие идеологического кризиса социал-демократов (причем по всей Европе), уже добившихся, похоже, всего, что возможно.
Нельзя не подумать и о внешнеполитическом моменте в возвышении Хайко Мааса: Шульц был слишком антироссийским, а Габриэль, хотя и завуалированно, излишне пророссийским персонажем. Маас — европеец, сторонник регулирования всего, что можно, но менее громкий, чем Шульц, а в симпатиях к России вроде бы не замечен. Москва, конечно, заигрывала с этой левой средой, а сама партия "Левых", с которой, в силу своих отношений с Лафонтеном, Маас в свое время пытался создать коалицию в ландтаге Саара, и сегодня отвечает взаимностью. Однако у Кремля в Германии теперь новый и более перспективный фаворит — ультраправая "Альтернатива для Германии". Да и не стоит, наверное, преувеличивать связи Мааса с "Левыми", ведь если бы они были по-настоящему значительны, сама СДПГ не делегировала бы его во второй кабинет Меркель подряд. Поскольку и Меркель, а пуще того, ее партия, не согласилась бы с ним работать.
Другое дело, что, во-первых, опыта дипломатической деятельности у Мааса нет вообще (а значит, сначала в его работе неизбежны ляпы, которые постарается использовать Кремль). Во-вторых, это значит, что нового министра будет кто-то курировать, и, кажется, в силу отсутствия скамейки запасных у СДПГ этим кто-то будет федеральный президент Штайнмайер лично. По двум причинам. Первая — вместе с Габриэлем уходит и Гернот Эрлер, курировавший восточное направление. Вторая — только у Штайнмайера из действующих немецких политиков-эсдеков имеется восьмилетний опыт руководства МИД. А ведь работать главным дипломатом Германии (и ключевым дипломатом континентальной Европы) Маасу придется в тяжелое время.
С одной стороны, руки Берлину выкручивает "Газпром", отчасти для проталкивания своего СП-2 затеявший дважды противозаконный шантаж Украины.
С другой — американцы, ведь Трамп таки поднял пошлину на сталь до 25%, а на это необходимо отвечать, и в следующем раунде неизбежно пострадает германский автопром.
Приоритет — единая Европа
Внутри самой Германии нарастает лобби в пользу антироссийской энергетической политики. Как сообщает Euractiv, Германия готова выделить финансирование на проект "Южный газовый коридор", в рамках которого в Европу через Турцию будет поставляться газ из Азербайджана. Правительство ФРГ выделит 1,2 млрд евро в виде кредита под гарантии азербайджанского правительства. Деньги поступят из бюджета госпрограммы по поддержке приоритетных для Германии проектов. Получателем займа станет ЗАО "Южный газовый коридор" — зарегистрированная в Азербайджане компания, которая финансирует азербайджанскую часть инвестиций. Общая стоимость проекта, который был выбран Евросоюзом в качестве альтернативы сначала "Южному потоку", а затем "Турецкому", оценивается в 40 млрд евро. Но дело не только в Трампе и Путине.
Приоритетами внешней политики Берлина становятся общеевропейский миграционный контроль и Европа как таковая. Хайко Маас — сторонник иммиграционной политики Меркель и в этом качестве получал сотни угроз в письменной форме, а также гильзу в личный почтовый ящик. А значит, будет гнуть ту же линию.
В плане же более широкой европейской политики надо отметить, что в узких дверях Союза опять застряла Великобритания, поскольку "глубокое государство", во-первых, саботирует процесс Брекзита, а во-вторых, в Консервативной партии наметился бунт против решений по выходу из таможенного союза с ЕС. Любопытно, что из таможенного союза не намерена выходить и Турция. Хотя бы потому, что тогда ЕС устроит и Лондону, и Анкаре именно то, что сегодня учиняет по отношению к импортерам стали американский президент.
Да и деньги за выход британцы как-то не очень стремятся платить, притом что конкретная сумма соглашения засекречена. Так и торчат в дверном проеме ЕС, и что с этим делать никому не ясно, тем более на фоне более чем странного результата итальянских выборов, на которых восторжествовали разнонаправленные сепаратисты и анархисты. А ведь это четвертая экономика Союза, хотя и очень хворая, причем Италии тоже полагается немало мест в европейской квоте. Что-то следует предпринять и в отношении польско-венгерской фронды. Будет удивительно, если четвертый кабинет Меркель и свежий министр как-то смогут со всем этим справиться, не говоря уже об Украине.
В любом случае, если исходить из политического анамнеза Мааса, интересы объединенной Европы (что бы под этим ни подразумевалось) будут, по крайней мере, сначала, поставлены на первое место. И, соответственно, правительство неизбежно окажется под постоянным ударом ультраправых, через которых Путин протоптал новую дорогу в германскую политику.
С чистого листа
Пока неизвестно, существует ли секретное дополнение к коалиционному договору Меркель–Шульца (он уже не руководит партией, но к коалиции эсдеков привел именно он, а ведь не менее 40% членов партии и ее избирателей этот альянс не поддержали) касаемо дальнейшей судьбы канцлера. Известно, что ее убеждали поработать года два и затем смениться на преемника. Но горькая правда в том, что политиков уровня Меркель на современной политической арене Германии, если говорить о центристских партиях, нет и не предвидится. В четвертый раз ей не удалось добиться чистой и убедительной победы, такой, чтобы можно было сформировать правительство с одной из малых партий.
Следующие выборы, когда бы они ни состоялись, могут стать последними для СДПГ, ведь даже сейчас ее догоняют обе партии второго эшелона — "Свободные демократы" и "зеленые". Не ловит мышей и система безопасности — ор "понимающих Путина" не унимается, хотя некоторых залетных пропагандистов за последнее время удалось выслать. Многое из ноши, которую тащит Меркель, придется взвалить на себя и Хайко Маасу, как до него толкали перед собой эту телегу с камнями Габриэль и Штайнмайер, какую бы напраслину на них не возводили.
Неизбежна и некоторая реструктуризация украинского направления, в особенности потому, что о суверенитете заворчали и в расслабившемся сверх меры Киеве. А ведь учитывая, что Дональд Трамп начал воплощать в жизнь свои, мягко говоря, специфические внешнеэкономические идеи, которые еще неизвестно, как отразятся на нашей экономике, роль Германии в украинских делах вновь вырастет.
Поэтому, возможно, стоит дать Хайко Маасу шанс "чистой страницы", не зачисляя его преждевременно в сторонники того или иного лагеря в германской внешней политике, которой он никогда до сегодняшнего дня и не занимался. Тем более что легкой дороги на этой должности ему никто и ничто не обещает.